Не используйте слово «капитализм», не надо. Нет такого строя
vg_saveliev — 14.09.2020«Капитализма» нет.
«Социализма» нет.
«Феодализма» не было.
«Коммунизма» никогда не будет.
Не стоит использовать эти слова, они только мешают.
Эти понятия придуманы Марксом и марксистскими идеологами.
Но теория Маркса оказалась ошибочной, увы, большим теоретическим и практическим заблуждением.
Это очевидно для социальных теоретиков.
Это доказала реальная социальная жизнь, которая идет по другим законам и в другом направлении: опыт построения коммунизма на базе СССР показал, что ни к социализму советского типа, ни к коммунизму человечество не движется.
Проблема в том, что слова прижились, остались.
Мы продолжаем их использовать, а делать этого не надо.
Любые слова имеют два предназначения.
1) Они позволяют указывать на предмет.
2) Они концентрируют определенные значения и смыслы, которые мы с этим предметом связываем.
С марксистскими «капитализмом», «социализмом», «коммунизмом», «феодализмом», «рабовладением» получилось так:
- они позволяют нам указывать на определенные государства и исторические эпохи;
- но еще они привязывают к этим государствам и эпохам определенные фантастические, надуманные смыслы и системные характеристики.
Формы собственности не являются определяющим фактором социального развития.
Попытка определять эпохи через формы собственности мешает пониманию государств, обществ, исторических периодов, сути отношений между людьми в ту или иную эпоху.
Государства/социумы нужно характеризовать по трем параметрам.
1) Доминирующий вид деятельности.
Государства/общества бывают или военными, или военно-торговыми, или торговыми.
Но при этом государства никогда не бывают чисто экономическими, хозяйственными (одна из ошибок марксизма).
Любая деятельностная система государства является:
- или военно-экономической,
- или торгово-экономической,
с доминантой первой части.
В этом смысле так называемые «феодальные» государства были или чисто военными, или военно-торговыми, с чередованием военной и торговой фаз.
2) Ведущие виды идеологии и социальной организации.
Обычно следует принимать во внимание две ведущие идеологии и соответствующих им типов социальных практик.
Государства/общества бывают:
- националистическими и этатистскими (в истории России – с монголо-татарского ига до Хрущева; марксизм-ленинизм-сталинизм – этатистская, а не демократическая идеология);
- этатистскими и либеральными;
- либеральными и демократическими (современные развитые государства Запада – США, Великобритания, Франция, Нидерланды и др).
3) Тип власти и организация правления.
Бывает власть наследственная, бывает власть выборная, это главная характеристика.
Организация правления в этом смысле не так важна, но бывают:
- моноархия (моноцентризм) или полиархия (полицентризм),
- федерация или унитарное государство,
- единоличная власть правителя или коллективная власть выборной элиты.
В рамках наследственной власти получаются различные виды монархии.
В рамках выборной – различные типы республик.
Современные развитые, образцовые «капиталистические» страны – это: (1) торговые государства (2) с либерально-демократическими формами организации социальной жизни и (3) выборной власть.
СССР – (1) военно-торговое государство с (2) этатистскими принципами организации социальной жизни и (3) выборной властью единоличного правителя.
И так далее.
Кончено, при таком подходе исчезает так называемые «эксплуатация человека человеком», «классовая борьба» и надежды на революционное переустройство общество.
Но мы ведь в России все это уже проходили, правда?
Формы собственности, эксплуатация, классовая борьба, революционное переустройство – все это чепуха.
Государство построено на неравномерном распределении богатств, это верно.
Но неравномерное распределение богатства позволяет концентрировать общественные ресурсы, вот в чем суть.
А без концентрации ресурсов не было бы ни армии, ни промышленности, ни торговли, ни науки, ни техники и технологий.
Не люди эксплуатируют людей, а система.
Если вы уберете «эксплуататора»-частника («капитализм»), то получите «эксплуататора»-политическую власть, действующую от имени государства («феодальный абсолютизм», советский «социализм»).
Классовая борьба – это всего лишь борьба работников за свои права и доходы.
Ею может воспользоваться та или иная политическая партия для получения власти, как это случилось в России.
Но государства, в котором нет неравенства социальных положений и богатства, построить невозможно.
А революционное переустройство – это шаг в бездну, бездумное разрушение с последующим восстановлением того же самого, но обычно в более примитивных и жестких формах.
Вот как в России при СССР.
Форма собственности не решает.
Нет, не было и не будет никаких марксистских общественно-экономических формаций – рабовладения, феодализма, капитализма, социализма, коммунизма.
Не бывает капиталистических, феодальных, рабовладельческих, пролетарских государств.
Рабы и рабовладельцы бывают, феодалы, буржуа, пролетарии бывают, но не государства.
Государства бывают военными, военно-торговыми, торговыми.
Государства бывают националистическими, этатистскими, либеральными, демократическими.
Государства бывают с наследственной или выборной властью.
Употреблять термины «капитализм», «феодализм», «рабовладение», «социализм», «коммунизм» в марксистском смысле не стоит, они не отражают сути.
В любом другом - вульгарном, немарксистском смысле - тем более!
Марксизм провалился.
Но нам необходимо очиститься от него не только в реальной жизни, но так же в науках об обществе.
И в быту!
Только тогда мы сможем правильно понять реальные, не придуманные проблемы нашего государства и любой другой страны мира.
|
</> |