Не хороните церковное возрождение!

топ 100 блогов diak_kuraev09.06.2023

Уважаемый о. Кирилл Говорун в интервью радио «Свобода» сказал, что погружение РПЦ в Z-пропаганду положило конец 30-летнему возрождению православия в России. 

Я с этим не согласен. 

Многие события, которые некоторыми  переживались как нравственные катастрофы, на самом деле были живительными глотками для возрождения традиционного православия. 

Это прежде всего жажда «обновленцев» подружиться с советской властью, позаимствовав ее лексикон и встав позу сознательного сервилизма. Их косметические попытки реформировать некоторые обряды или каноны были порождением  чего-то более маркерного для православия: госсимфонизма. И потому обновленчество было не возрождением апостольского века, а ренессансом века имперскаго.

Но это были слишком ранние предтечи слишком медленной весны. «Тихоновцы» со временем сумели победить обновленцев на чемпионате по сервилизму. Последовал  сталинский церковный ренессанс, недавно воспетый патриархом Кириллом. И вытекающее из него никодимовское «октябрьское богословие».

 В 1990-е начало возрождаться то, что было прежде. А вот то, что мы  с о. Кириллом  и многими иными воспринимали как православие, в истории просто никогда не существовало, а потому и возродиться не могло. Да, любимые нами черты православия были, но они были лишь частью  огромного «наследства». Причем частью, не самой знакомой и не самой любимой большинством «носителей традиции». 

Гуманисты Антонии Сурожские встречаются на страницах церковной истории, истории богословия и даже истории святости так редко, что каждая встреча  с чем-то похожим воспринимается как открытие и чудо. 

А вот Z-пропагандистов, для которых не проблема оправдать жестокости государя,  освятить военный поход или призвать к изгнанию еретиков, полно во всех веках, начиная с конца четвертого.

В неофитской юности меня очень возмутила книга «История религии», написанная Александром Ельчаниновым и Павлом Флоренским (одноклассниками по гимназии). Книга и самом деле не шедевр. Но возмутила меня глава о православии. . Вместо ожидаемой мною философской апологетики догматов это было описание нравов и обрядов. Глава о православии начиналась так: «у нас настоящая христианская жизнь разжижена таким огромным количеством язычества, даже в самой церкви, что получается впечатление, будто эти благодатные силы капают скупыми росинками, и то, что раньше давалось само собою, теперь достается с неимоверными трудами». Далее следовало скорее этнографическое описание русского православия, перемежаемое славянофильскими штампами.

Сейчас я понимаю, что так честнее. Что надо описывать не колбу с выпаренным из истории субстратом «чистого православия», а то, что реально определяло судьбы людей и народов и при этом называло себя православием.

История православия знает много примеров, когда веры исцеляла от похоти блуда, от пьянства, порой даже от похоти индивидуальных власти и богатства. Но лишь единицы освобождались от корпоративной гордыни — племенной и конфессиональной гордыни — и не ликовали при виде или воспоминании «наших побед и завоеваний». И то это были единицы, исторгнутые из родной социально-культурной среды — типа св. Николая Японского и того же Антония Сурожского.

И поэтому я считаю патриарха Кирилла много более аутентичным носителем православия, чем митрополит Антоний. И не случайно, будучи  в Лондоне, Кирилл в своей проповеди в храме, где служил Антоний, упомянул о нем лишь минимально и крайне сухо (https://diak-kuraev.livejournal.com/1365473.html).

Русская церковь и ранее жила и даже процветала в те столетия, когда российская интеллигенция сторонилась ее. И потому вполне способна процветать и впредь, не имея никакого никакого нравственного авторитета среди «образованных классов». Людям нужны обряды  и легкие ответы на тему «за что мы любим себя». Вот это церковь готова предлагать в изобилии и с удовольствием.  

Имперской церкви хорошо именно в империи. А если вдруг империя даст дуба, ее родная церковь окуклится и будет ждать следующего своего возлюбленного Равноаппостольного. 

Церковные риторы вновь будут тысячеустно твердить «церковь всегда выступала против войны и насилия», и особи с памятью золотой рыбки будут умиленно кивать плавниками. 

Особо хитрые проповедники на вопрос какого-нибудь затесавшегося студентика — «А как же...», будут мягко, терпеливо, авторитетно и аргументировано пояснять: «Нет, даже в тех непростых условиях наша церковь была против войны и агрессии. Вот я вам зачитаю слова архимандрита Кирилла Говоруна...».

И во время благоприятно возрождение исторических нажитков и болячек продолжится.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В поисках тишины и покоя поползал по укромным уголкам. Захотелось вспомнить мои заветные речки. И преграды встречались, но ничего не помешало. ...
Продвигать свои услуги или же продукцию, рекламировать бренд, бизнес, раскручивать любой современный проект попросту невозможно без качественного, многофункционального, привлекательного и современного по своему дизайну сайта. Любой бизнес от небольшого виртуального магазина до крупной ...
В русском переводе "Впусти меня" Первый раз я смотрел в оригинале, второй уже с русскими субтитрами чтобы уловить все фразы(все же мой шведский пока не настолько хорош) Я редко пишу о фильмах но это в самую пятку. Забавно, что шведский мир поддерживает японский стайл. Это две таких ...
все,кто понимает,что такое взорваться в небесах, ...
Мамочка, мы бы сегодня отмечали твой юбилей. 80 лет со дня рождения. Первую половину сегодняшнего дня у меня как будто стерли память. А после, листая наш семейный альбом, я не могла сдержать слез. Ты красавица, умница, спортсменка, комсомолка, актриса. И такой ты оставалась до самого ...