«Троица» как стратегическое оружие

топ 100 блогов diak_kuraev07.06.2023 Теги: Путин

(Написал большой целостный текст на эту тему. 

О богословском смысле этой иконы была моя первая статья в церковной прессе — О чем говорит "Троица". // Московский церковный вестник. №.4 1988  :))

 Сквозь военные сводки мая 2023 года прошли две новостные волны, связанные с религией.

Первая – весть о том, что из Эрмитажа в Александро-Невскую Лавру передается серебряная рака, в которой некогда находились останки князя Александра Невского.

Потомственный Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский[1] пояснил: «в сегодняшней геополитической ситуации сакральное, символическое значение раки и гробницы Александра Невского как святого защитника и покровителя русского воинства и русской дипломатии гораздо важнее, чем их художественное значение сегодня острота переживаемой нами ситуации требует особого внимания к сакральному контексту. И эта сакральность должны быть явлена, доказана»[2].

Годом ранее он той же «Российской газете» объяснил свое видение «сегодняшней геополитической ситуации», неожиданно[3] совпавшее с точкой зрения Скабеевой. Он сказал, что в его адрес «идут потоки ультиматумов: как ты смеешь не высказываться против спецоперации на Украине?! Немедленно выступай с протестом!» Но он на эти ультиматумы не поддаётся, потому что «наша страна совершает великие глобальные преобразования. И мы, соответственно, в них и с нею». «Мы же понимаем историческую миссию своей страны. И вот это ощущение, что наша страна меняет мировую историю, и ты к этому причастен, — оно ключевое сейчас». «Все мы — милитаристы и имперцы», — сказал Пиотровский и развил свою мысль: «С одной стороны, война это кровь и убийство, а с другой — самоутверждение людей, самоутверждение нации. Каждый человек хочет самоутвердиться. И в своей позиции по отношению к войне несомненно самоутверждается». «Мы все воспитаны всё-таки в имперской традиции, а империя объединяет множество народов, объединяет людей, находя какие-то общие и важные для всех вещи. Это очень соблазнительно, но это один из, скажем так, хороших соблазнов. Хотя и ему не надо поддаваться до конца, надо уметь его в себе регулировать», — заключил директор Эрмитажа[4].

Первоначально изготовление этой раки (древнейшей ее части) не имело отношения к геополитике. В 1695 году в память о своем умершем во младенчестве сыне Александре, названном в честь святого, царь Пётр Алексеевич и царица Евдокия Федоровна пожаловали для обивки раки золотой и вишневый бархат. Ни Петербург, ни Александро-Невская Лавра, ни война со шведами еще не были даже в замыслах Петра. В1724 году рака с мощами[5] перенесена в Петербург.  В 1752 прежняя рака погружена в более монументальную конструкцию (почти две тонны серебра).

За прошедшие века изменилось и официальное понимание святости князя Александра. Поначалу, до XVIII в. он почитался и писался на иконах как монах (то есть как анти-воин). На иконе-таблетке «Преподобные Иоанн, Авраамий Ростовский, Александр Невский» середины XVI века из собора Св. Софии в Новгороде он представлен в коричневой мантии, серовато-охристом хитоне, на плечах куколь схимы, короткие, слегка вьющиеся волосы и небольшая клинообразная борода тронуты сединой, в левой руке развернутый свиток с текстом: «Братие моя, Бога бойтесь и заповеди Его творите». Иконописный подлинник (инструкция иконописцам) конца XVIII в. рекомендует изображать Александра «в схиме, ризы преподобническия, кудерцы видеть маленько ис под схимы, сам плечист телом, риза багор, испод дичь, в руце свиток зажат»[6]. Но указ Святейшего Синода от 15 июня 1724 г. предписывает изображать его преимущественно в воинских доспехах и царской мантии, украшенной горностаем, иногда верхом на коне.

Советская «иконография» окончательно и однозначно забыла про то, что «великий князь Александр Невский наречен во иноцех Алексий» и сделала его память чисто воинской. В наши дни патриарх Кирилл делает его геополитиком, который «искал друзей на Востоке» и сражался с Западом.

Воспоминания о рублевской «Троица» сегодня тоже всего лишь повод для политических деклараций патриарха Кирилла.

На Рождественских чтениях 2015 года, выступая в здании Госдумы, он сказал: «Тенденциям хаоса и конфликта мы противопоставляем великий религиозно-политический синтез, некий социальный идеал, еще в XIV веке провозглашенный святым преподобным Сергием Радонежским: «Воззрением на Святую Троицу побеждать ненавистную рознь мира сего»»[7].

Что именно сказал и сказал ли преп. Сергий? Обычно этот его текст цитируется иначе – «дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной рознью мира сего». В патриаршей цитате пропущено слово «страх», что радикально меняет смысл.

Согласно обычной версии (берем ее у Трубецкого из «Умозрения в красках»), преп. Сергий повесил икону Троицы для братии монастыря – чтобы она не боялась царящего вокруг обители беззакония.

Реальную рознь озверевших (святорусских) князей и бандитов с помощью иконы или храма победить вряд ли можно. А вот победить свой собственный страх перед земными властями с помощью такого взирания монахи, может быть, и вправду могли бы.

Увы, первоисточник этой цитаты точно не имеет никакого отношения к преподобному Сергию и его времени. Обычно ссылки даются на Житие, написанное Епифанием Премудрым. Но там как раз этой фразы и нет[8].

Первым якобы в Житии Епифания эту ссылку "увидел" советский искусствовед Лазарев[9]. Он дал ссылку на вот это издание: Житие преподобного Сергия” Епифания Премудрого // Памятники древней письменности и искусства. Вып. 58. СПб., 1855[10]. И там все равно нет искомой фразы.

Пред нами интереснейший богословский новодел, созданный двумя авторами: Павлом Флоренским и Евгением Трубецким в начале 20 века.

Флоренский в статье «Троице-Сергиева Лавра и Россия»: «Преподобный Сергий строит храм Пресвятой Троицы, «чтобы постоянным взиранием на него, — по выражению жизнеописателя Преподобного Сергия, — побеждать страх пред ненавистной раздельностью мира».

Фраза «по выражению жизнеописателя Преподобного Сергия» вроде бы снимает ответственность с самого о. Павла.

Однако, комментаторы трудов отца Павла игумен Андроник (Трубачев) и С. М. Половинкин прямо говорят: «Источник цитаты не обнаружен"[11].

И добавляют: "Выражение могло быть заимствовано из книги: Трубецкой Е. Н., кн. Умозрение в красках. М., 1916, с. 12».

Трубецкой писал: "По выражению его жизнеописателя, преподобный Сергий, основав свою монашескую общину, "поставил храм Троицы, как зеркало для собранных им в единожитие, дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира".

Первая «часть» этой мысли и в самом деле читается в сергиевом житию Пахомия Логофета (Серба): «…посреде же церковь большу воздвиже, отвсюду видима яко зерцало…»[12]. Это житие вошло в Великие Минеи-Четии, собранные свт. Макарием Московским[13]. На это собрание дает ссылку В. И. Балдин в своей книге «Троице-Сергиев монастырь. История и формирование архитектурного ансамбля».

Вторая же «часть» мысли берет свое начало, по-видимому, из речи митрополита Антония (Храповицкого) «Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы», произнесенной 26 сентября 1892 года в Московской Духовной академии во время празднования 500-летия со дня кончины Преподобного Сергия Радонежского»:

«Наш Божественный Учитель потому и открыл нам учение о Пресвятой Троице, чтобы мы при созидании Тела Его — как чего-то чудного и в себялюбивом мире невероятного — имели постоянное утверждение в лучшем Бытии, вечном и неизменяемом Божестве, и взиранием на Святую Троицу побеждали страх пред ненавистною разделенностью мира…».

Так что "завет преподобного Сергия" на самом деле провозглашен не "еще в XIV веке", а совсем недавно, и не преподобным Сергием, а философами[14].

Есть факт: Сергий и в самом деле дал заложенному им храму необычное посвящение - в честь Пресвятой Троицы. И есть догадки писателей начала 20 века о том, почему он это сделал, причем эти их догадки чрез сто лет стали выдавать за аутентичный завет самом Сергия.

Современный патриарх явно говорит не о вражде монахов между собой (а она была: самому Сергию пришлось дважды уходить из своего же монастыря), но о вражде политической, междукняжеской: «Преподобный Сергий знал, чему учить, и знал, о чем Господа просить, потому что жил он в эпоху разделений. Руси единая была разделена на удельные княжества, которые чаще всего враждовали друг с другом, борясь за первенство, за богатство или, как мы бы теперь сказали, за ресурсы. И преподобный Сергий, сознавая весь трагизм ситуации, в которой оказалась Русь, призывал воззрением на Святую Троицу преодолевать разделения».

Но в этом случае непонятно, как враждующие русские князья (рязанский, например, или тверской или литовский) могли пережить «катарсис» при созерцании небольшого деревянного храма в только что появившемся провинциальном подмосковном монастыре. Они-то там никогда не бывали и храм увидеть никак не могли.

Если же речь идет не о храме и не об иконе, а о Самой Троице, то Она никогда в православной мистике не была предметом созерцания и быть таковым не может, ибо «Бога не видел никто никогда». Надо сказать, что до Сергия Радонежского на Руси вообще не ставились храмы в честь Троицы (похоже, это считали слишком дерзновенным, по-язычески предпочитая обращаться к «младшим богам»).

Первый же человек, который из догмата о Троице попробовал сделать этические проекции, был уже упоминавшийся митрополит Антоний Храповицкий[15].

Но все попытки строить что-то земное по образу незримого Тройческого бытия отдают изрядной профанацией.

В версии Антония Храповицкого Троица становится основанием для «братотворения» (был такой ныне забытый обряд).

В версии прот. Павла Островского - прообразом семейной жизни[16].

Есть еще версия, что Троицу составляют любящий (amans), тот, кого любят (quod amatur) и сама любовь (amor) (Августин. О Троице 8,14). Эта  августиновская формула - “Дух есть отношение любви, связующее Отца и Сына”, ставшая рекламным слоганом католического догмата «филиокве», получила звонкую пощечину от В. Лосского, отметившего ее “квазигомосексуальный” характер[17].

Впрочем, и первые два варианта могут быть использованы для теологизации сексуальных практик.

Патриарх же Кирилл в 2023 году бросил мысль о Троице в горнило классовой борьбы: «Россия разрушилась именно тогда, когда разделения на классы и различия в убеждениях привели к тому, что одна группа людей стала ненавидеть другую. Общая ответственность за судьбу Отечества была забыта, произошли страшные перевороты, а за ними — гражданская война. Все это потому, что из памяти ушли заветы Преподобного, а ушли потому, что ослабла вера людей»[18].

Интересно, а церковь что-то делала, хоть в прошлом, хоть в настоящем, чтобы ослабить социальное расслоение на классы? Она как-то осуждала безразмерные аппетиты правящей верхушки и ее образ обхождения с низшими классами? Сильные верой епископы чему учили свою элитарную паству?

Патриарх продолжает актуализацию: «Сегодня в обществе нашем одна политическая группа не просто соперничает с другой, но стремясь к власти, стремится ослабить всех остальных. Все это дань времени, политической моде, которая пришла к нам извне».

Вообще-то стремление одной политической группы ослабить другую есть константа политической жизни. От древних Афин до Константинопольских придворных и стадионных партий и далее без остановок. Причем это касается и церковных группировок. Памятна борьба митрополитов Алексия и Киприана как раз во времена преп. Сергия. Или никодимовцев и и пименовцев в синоде РПЦ в 1960-80-годы, причем в них принимал посильное участие и сам Кирилл…

Понятно, это патриарший камешек в адрес узника Алексея, который и из тюрьмы ослабляет политический авторитет своего судии, да еще так, что тот годами боится произнести вслух его имя. И сказано это было в день рождения Алексея Навального - дате вовсе не неизвестной, ибо в нескольких городах России было заранее объявлено о проведении акций и митингов в его защиту.

Но, конечно, главный смысл «Троицы» патриарх видит в военной мобилизации и утилизации древней иконы. Перед ней он молится не о мире, а о победе родной конкретной армии.

25 сентября 2022 года на своей подмосковной даче патриарх впервые озвучил им же сочиненную «молитву о Святой Руси»:

«Господи Боже сил, Боже спасения нашего, помилуй нас: се бо брани хотящия ополчишася на Святую Русь, чающе разделити и погубити единый народ ея. Возстани, Боже, в помощь людем Твоим и подаждь нам силою Твоею победу[19].

Благодатию Твоею власти предержащия ко всякому благу настави и мудростию обогати!

Воины и вся защитники Отечества нашего в заповедех Твоих утверди, крепость духа им низпосли, от смерти, ран и пленения сохрани! Возстави паки во всех странах Святой Руси мир и единомыслие»[20].

Действуя в этой логике – «По моей просьбе, обращенной к Президенту нашей страны Владимиру Владимировичу Путину, он принял историческое решение о возвращении чудотворного образа Святой Троицы, написанного преподобным Андреем Рублевым, Русской Православной Церкви для размещения его в Троицком соборе. Именно сейчас, когда Отечество наше, как вы знаете, противостоит огромным враждебным силам, этот образ возвращается в Церковь, для того чтобы, молясь перед ним, мы просили Господа о вспомоществовании Отечеству нашему. Молились также о православном президенте нашем Владимире Владимировиче Путине, молились за власти и за воинство наше, чтобы Господь хранил и народ, и страну нашу от нашествия иноплеменников, от междоусобной брани и от всякой пагубы. И верим, что по молитвам Церкви, по молитвам нашего многомиллионного православного народа Господь приклонит милость и к Отечеству, и ко всем нам»[21].

Эту логику пояснил самозваный глава «Союза православных граждан» и «Ассоциации православных экспертов» Кирилл Фролов:

«Возвращение рублевской "Троицы" приведет к победе в СВО. Апостолы получили дар "вязать и решить" (отпускать грехи, благословлять и проклинать), самую сильную в мире власть, а также власть передавать эти дары Святого Духа своим преемникам-епископам. Имея такие дары и такую власть, патриарх Кирилл ранее, как мы помним, отпустил грехи погибшим в СВО, так как это в том числе война за православие. Сам русский народа устроен по образцу Святой Троицы: он "триедин " - состоит из великороссов, малороссов и белорусов, которые, как и Троица, есть одно целое, существующее "неслиянно и нераздельно". Чтобы восстановить попранное русское "триединство" и возродить православное почитание Троицы, и проводится СВО. Чтобы победить в ней, вернуть колыбель крещения Руси, мать городов русских Киев, и возвращается рублевская "Троица" в Церковь, а рака мощей святого князя Александра Невского возвращается Церкви для того, чтобы он помог победить нынешних западных "псов-рыцарей". Поэтому борьба против возвращения Церкви рублевской "Троицы" - это война против России, за спасение укрорейха. Но слова патриарха "триединой" Великой, Малой и Белой России Кирилла о том, что рублевская "Троица", этот великий символ "триединой" Руси, вернулась домой в Церковь навсегда, верны, и поэтому наше дело правое, враг будет разбит, Киев будет освобожден, а Великая, Малая и Белая Русь будет воссоединена и воссияет по образу Святой Единосущной и Нераздельной Троицы»[22].

Вера в то, что некая реликвия может принести победу, универсальна. Еще император Константин повелел обретенные его матерью гвозди от Распятия Христова вмонтировать в свой шлем и в уздечку своего боевого коня[23]. Средневековые города и монастыри вели войны за обладание реликвиями и даже воровали их (как в 11 веке  венецианцы и барийцы украли мощи св. Николая из азиатский Мир Ликийских). Говорят, даже Гитлер верил в чудодейственную силу «копья святого сотника Лонгина», которым был пронзен Иисус[24].

Московский царь Алексей Михайлович верил в то, что чем больше реликвий он соберет у себя, тем сильнее будет его армия.

В 1655 году он дал письменную гарантию афонскому Ватопедскому монастырю, что если они привезут к нему Крест св. царя Константина, то он вернет святыню назад. Но когда  Крест (вместе с главой св. Иоанна Златоуста) оставили в Москве – царь заявил, что такие святыни не могут оставаться под властью бусурман[25]. Можно предполагать, что он при этом заботился не столько о сохранности этих реликвий, сколько о том, чтобы их магическая энергия не досталась султану.

Составитель славянских святцев в середине 17 века в числе святынь, которые с Востока поступали на Русь, прежде всего называл чудотворные иконы. По его словам, греки "чудотворныя иконы также и мощи святых разделившевся от себе отвезоша на Русь и свое благочестие пусто сотвориша"[26]. Так что возвращать грекам эвакуированные от них святыни[27] по русским понятиям тех лет означало усиливать военную мощь султана, чтобы было равно преступлению.

Афонский Крест исчез во время московского пожара 1812 года. Но весьма вероятно, что обман был взаимным: афониты привезли в Москву дубликат святынь[28].

То, что нельзя было привезти, копировалось - как иерусалимский Храм Гроба Господня  в виде Новоиерусалимского монастыря.

А в наши дни в селе Годеново Ростовского района Ярославской области возводится копия константинопольского храма Святой Софии.

Начало строительства: II квартал 2021 года. Окончание строительства: II квартал 2023 года[29].

Храм строит основатель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин[30]. Сама же РФ с 2020 года строит другую копию Софии в Сирии[31].

При Алексее Михайловиче появилась в Москве копия афонской Иверской иконы. Иверия это Грузия. Появление иконы с таким именем вписывалась во внешнеполитические планы царя: «идея получения Россией копии чудотворной Иверской иконы принадлежала одному из «кланов» русской политической элиты, по-видимому, стремившемуся к присоединению к Русскому государству грузинских земель»[32]. Причем патриарх Никон запретил делать копии этой копии[33].

Секуляризованная «Троицу» по мнению патриарха не могла исполнять свои защитно-воинские обязанности, и потому из мобрезерва она должна была быть передана в действующую армию.

Патриарх Кирилл известен своей дружбой с целительницей и экстрасенсом Джуной Давиташвили.

Эти контакты наложили на него отпечаток. Его речь изобилует терминами «энергия и «сила». Более того, он откровенно исповедует оккультный тезис о том, что энергия молитв наслаивается на тот образ, к которому она обращена.

"В святых местах концентрированно присутствует духовная сила народа. В наших храмах люди молились Богу, они передавали свою энергию Небу и получали ответ...Здесь есть некая энергетика, как сейчас говорят"[34].

"Храм — это особое место, где люди в большом числе возносят к Богу молитву. Сама по себе молитва — это результат огромной внутренней энергии человека. Когда мы приходим в храм Божий, происходит нечто очень важное, хоть и невидимое. Кто-то из нас молится, а кто-то в этот момент ослабел или рассредоточился, в мыслях ушел от молитвы. Но чем больше людей, тем больше вероятность того, что в каждое мгновение времени из храма восходит к Богу этот духовный поток. А разве место, где все это происходит, не впитывает в себя духовную энергию? Почему мы говорим «чудотворная икона»? Да потому что перед ней возносились молитвы особой силы, и обычное физическое вещество, дерево, покрытое красками, впитывает в себя эту энергию, а потом отдает ее людям[35].

Эта декларация патриаршего неоязычества прозвучала в Барнауле, и потому я называю ее «барнаульский догмат»…

Это верование, лежащее в основе буддистских обрядов. Буддизм это «атеистическая религия». Когда в Европе атеист типа Фейербаха говорит, что «люди создали богов по своему образу и подобию», то он из этого делает вывод, что богов не существует. Но когда буддист говорит тот же самый тезис, то он делает из него противоположный вывод: раз люди что-то придумали, то это реально. Ведь люди придумали табуретки и компьютеры. Но из этого не следует, что табуреток и компьютеров не существует. Люди могут молиться на образ не деревянный или каменный, но и на образ ментальный, то есть лишь представляемый ими в своем уме, - и тем самым наделять его жизнью.

Более того: чем больше людей медитирует на один и тот же образ, тем сильнее тот становится. Это как банк: чем больше вкладчиков вносят в него по рублю, тем больший многомиллионный кредит этот банк сможет дать кому-то одному. Поэтому буддисты-атеисты признают возможность чудесного вмешательства божеств в человеческую жизнь.

Если такое верование живет в голове московского патриарха, то его действия логичны. Как собрать наибольшую энергию молящейся паствы? Надо ей предложить самую чтимую, т.е. самую знаменитую икону. И вот патриарх придумывает титул «главная икона Русской Церкви»[36].

Пока эта икона была в музее, она «разрядилась». Теперь же надо снова напитать ее энергией поклонения, и тогда гиперболоид инженера Гундяева разразится всесокрушающей молнией по врагам его «Святой Руси».

[1] Династия Пиотровских правит Зимним дворцом с 1964 года.

[2] https://rg.ru/2023/05/13/vozvratit-cerkvi-grobnicu-aleksandra-nevskogo-vse-ravno-chto-vernut-parfenonskij-friz-v-greciiu.html

[3] Впрочем, неожиданным это было лишь для тех, кто не знал эту семью. Его отец - Борис Пиотровский - был учеником академика Марра. Но, когда тот попал под обстрел сталинистской критики, сделал вид, что с Марром незнаком и не стал защищать его. А сам Михаил Пиотровский в 2018 году поучаствовал в открытии мемориальной доски памяти российского революционера, председателя Петроградской ЧК Моисея Соломоновича Урицкого "Мы сегодня открываем такой памятный знак, посвященный событию, которое положило начало одному из терроров - Красному террору, убийству Урицкого. Здесь был подъезд, в которой вошел Каннегисер, спросив у швейцара, ждал Урицкого. Здесь он его застрелил»
https://tass.ru/v-strane/5603630 Какое изящное передергивание: табличка ведь вовсе не жертвам красного террора, а создателю того аппарата, который этот террор осуществлял.

[4] https://rg.ru/2022/06/22/kartina-mira.html

[5] Согласно спискам Никоновской и Воскресенской летописей XVI века, во время пожара во Владимире 23 мая 1491 года «тело князя великого Александра Невского згоре [сгорело]» (ПСРЛ т.8 с.301). При вскрытии раки в 1922 году была найдена записка (размером примерно 85 мм × 57 мм), датированная 30 мая 1681 года, о том, что мощи Александра Невского спаслись при пожаре[ 89 мая в 20 день собраны сия мощи благоверного князя Александра после церковного горения, тогда бо погореша вси иконы» (Соколов Р., Крипатова Ю. Дело о мощах: приключения одной записки // Дилетант. 2021. № 069, с. 50). В итоге в раке оказались дублирующиеся кости, то есть явно принадлежавшие разным людям.

[6] Александр Невский // Православная энциклопедия. т.1.  https://www.pravenc.ru/text/64418.html

[7] http://www.patriarchia.ru/db/text/3960558.html. Вариант: «Воззрением на Святую Троицу преодолевать разделения мира сего» — вот чему мы научены от святого преподобного отца нашего Сергия» (Слово 4 июня 2023. http://www.patriarchia.ru/db/text/6033671.html).

[8] www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4989 «...блаженный юноша сказал Стефану: «Поскольку ты брат мой старший в нашем роде, не только телом старше меня, но и духом, следует мне слушаться тебя как отца. Сейчас не с кем мне советоваться обо всем, кроме тебя. В особенности я умоляю тебя ответить и спрашиваю тебя: вот уже церковь поставлена и окончательно отделана, и время пришло освящать ее; скажи мне, во имя какого праздника будет названа церковь эта и во имя какого святого освящать ее?» В ответ Стефан сказал ему: «Зачем ты спрашиваешь, и для чего ты меня испытываешь и терзаешь? Ты сам знаешь не хуже меня, что нужно делать, потому что отец и мать, родители наши, много раз говорили тебе при нас: “Будь осторожен, чадо! Не наш ты сын, но Божий дар, потому что Бог избрал тебя, когда еще в утробе мать носила тебя, и было знамение о тебе до рождения твоего, когда ты трижды прокричал на всю церковь в то время, когда пели святую литургию. Так что все люди, стоявшие там и слышавшие это, были удивлены и изумлялись, в ужасе говоря: кем будет младенец этот?” Но священники и старцы, святые мужи, ясно поняли и истолковали это знамение, говоря: “Поскольку в чуде с младенцем число три проявилось, это означает, что будет ребенок учеником Святой Троицы. И не только сам веровать будет благочестиво, но и других многих соберет и научит веровать в Святую Троицу”. Поэтому следует тебе освящать церковь эту лучше всего во имя Святой Троицы. Не наше это измышление, но Божья воля, и предначертание, и выбор, Бог так пожелал. Да будет имя Господа благословенно навеки!» Когда это сказал Стефан, блаженный юноша вздохнул из глубины сердца и ответил: «Правильно ты сказал, господин мой. Это и мне нравится, и я того же хотел и думал об этом. И желает душа моя создать и освятить церковь во имя Святой Троицы. Из-за смирения я спрашивал тебя; и вот Господь Бог не оставил меня, и желание сердца моего исполнил, и замысла моего не лишил меня».

[9] Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966, с. 34;
http://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=112&chap=2&ch_l2=3

[10] http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003357954/viewer/

[11] Флоренский П., свящ. Троице-Сергиева Лавра и Россия, IV. — Сочинения. В 4 т. Т. 2. М., 1996. стр . 768

[12] Оттуда этот оборот взял, например, И.К. Яхонтов в свою книгу «Жития святых северно-русских подвижников Поморского края как исторический источник» (Казань, 1881, с.73).

[13] Сентябрь, вып. III (дни 25–30). День 25. СПб., 1883. Стб. 1417

[14] А новосибирский митрополит Тихон (не просто провинциальный митрополит, а человек, дважды возглавлявший Издательский совет патриархии!) ляпнул, будто "Преподобный Сергий благословил Андрею Рублеву написать образ Троицы" Родное слово (Новосибирск). От 19 июля 2017. https://www.youtube.com/watch?v=BzrM1uIihBs&feature=emb_logo

Сергий скончался в 1392 году. «Троица» пишется через 30 лет. «Сказание о святых иконописцах» конца XVI — начала XVII вв. говорит, что игумен Никон Радонежский, преемник Сергия, просил «образ написати пресвятыя Троицы в похвалу отцу своему святому Сергию». Но более ранние источники говорят о росписи вообще, не упоминая икону именно Троицы. Если речь идет о росписи раннего, деревянного, собора, это было в 1411 году. В этом случае икона Троицы была перенесена из деревянной церкви в новый собор. Или же этот образ пишется для второго, каменного, построенного в 1425-27 годах, когда был создан весь сохранившийся до нашего времени иконостас. Таким образом, «Троица» имеет всего две возможные даты создания. Обычно в академических изданиях обе даты приводятся через слово «или»: 1411 год или 1425-27 годы.

[15] Наиболее полно в книге: «Нравственный смысл основных христианских догматов» (Вышний Волочёк, 1906).

[16] «Хочу, друзья мои, написать вам ту аналогию, которая ближе всего моему сердцу. Бог есть любовь. А какие виды любви мы знаем? Их три.

Постараюсь описать эти три любви в идеальном варианте, так как у Бога все идеально.

1. Родительская любовь, когда папа и мама любят своих детей. Они все готовы сделать ради них; все что принадлежит им, они даруют детям, так как они их наследники.

2. Детская любовь, когда дети любят своих родителей. Они, находясь в послушании у родителей, все с радостью исполняют.

3. Супружеская любовь, когда муж и жена любят друг друга, являясь единым целым. Для мужа желания жены - это его желания; и это взаимно со стороны жены.

Вот и получается.

Бог Отец - это родительская любовь.

Бог Сын - это детская любовь.

Бог Дух Святой - это супружеская любовь.

Три разных Любви, но при этом без сомнений это одна Любовь».

Запись от 3 июня 2023

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=pfbid02Gaf5NKy6DVctfsBPqUxcMsXwmhSx3Sb4zAn7fYuCFpzAHdvogYoXTcYFYgLydcRml&id=1413309245

[17] Цит. по: Clement O. Orient-Occident. Deux passeurs. Vladimir Lossky, Paul Evdokimov. Geneve, 1985, p. 84.

[18] http://www.patriarchia.ru/db/text/6033671.html

[19] Вот за замену слова «победу» на слово «мир» в этой молитве весной 2023 года и был им лишен сана московский священник Иоанн Коваль.

[20] http://www.patriarchia.ru/db/text/5962654.html

[21] Слово 3 июня 2023 http://www.patriarchia.ru/db/text/6033481.html

[22] https://t.me/orhoresistanse/34698 и https://t.me/orhoresistanse/34699

[23] «Гвозди же (Константин) одни вковал в свой шлем, а другие вставил в уздечку своей лошади, да сбудется реченное пророком, глаголющим: «В тот день будет на узде лошади святое Господу Вседержителю»». (Феофан Исповедник. Хроника. год 5817 (324/325).

[24] 13 октября 1938 года из Вены, подвергнутой аншлюсу,  в германский Нюрнберг бронепоездом было доставлено копьё Судьбы и другие императорские сокровища. Это событие стало праздником, на вокзале собралась толпа, чтобы увидеть прибытие поезда. Войска образовали живую ограду на пути от вокзала до церкви Св. Екатерины, по которой бронетранспортёры везли императорские сокровища. Кроме Копья Судьбы в инвентарном списке значились: зуб Иоанна Крестителя, лоскут скатерти со стола Тайной Вечери, кошель Святого Эльма, библия первого Римского Папы, камень из стены Иерусалимского храма.

[25] Чеснокова Н.П. Христианский Восток и Россия: Политическое и культурное взаимодействие в середине XVII века (По документам Российского государственного архива древних актов). М., 2011, с. 131. Каптерев Н. Ф. Характер отношения России к православному Востоку в 16 и 17 столетиях // Собрание сочинений. Т.1. М.,2008, сс.80-87.

[26] Каптерев Н. Ф. Характер отношения России к православному Востоку в 16 и 17 столетиях // Собрание сочинений. Т.1. М.,2008, с.114.

[27] Вспомним древнеримский обряд evocatio – вывоза и призывания чужих богов.

[28] См. Ченцова В. Писец Николай Армириот и Крест царя Константина: К истории связей Ватопедского монастыря с Россией в XVII веке // Palaeoslavica, Cambridge (Mass.), 2011, t. XIX (2), p. 60-109 https://www.academia.edu/2024095/

[29] https://preparhia.ru/56858?ysclid=liiqixa2kd192607705. Копия слегка уменьшена: Высота постройки от основания до наивысшей точки креста — 44,6 метра. Высота оригинальной Софии – 55,6 метра.

[30] «Основатель ЧВК «Вагнер» в ответе на запрос 76.RU рассказал, что передал на строительство 10 млн долларов. И объяснил, что такую внушительную сумму ему передал «один африканский диктатор». https://76.ru/text/religion/2023/05/30/72350216/?ysclid=liir1akjxj488373212

[31] https://news.rambler.ru/middleeast/44588646-al-modon-livan-siriyskiy-sobor-svyatoy-sofii-kak-simvol-russkoy-ekspansii/?ysclid=liir3xkigr432096265

[32] Ченцова В. Г. Икона Иверской Богоматери: еще раз об интерпретации архвных документов 1647-1648 гг. // Вторые чтения памяти проф. Н. Ф. Каптерева. М., 2004, с.32. Позже автор смягчил свой тезис: «Несмотря на отсутствие у нас данных о том, что первоначальная просьба об изготовлении списка иконы Иверской Богоматери имела отношение к переговорам о присоединении к России грузинских земель, впоследствии эта икона должна была приобрести значение символа единения православных» (Ченцова В. Г. Икона Иверской Богоматери (Очерки истории отношений Греческой Церкви с Россией в середине XVII века по документам РГАДА). М., 2010, с. 283).

[33] архидиакон Павел Алеппский. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в первой половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. М., 2005, с.447.

[34] Слово 21 июля 2016 http://www.patriarchia.ru/db/text/45691​05.html

[35] Слово 21 сентября 2015 года, http://www.patriarchia.ru/db/text/4228251.html

[36] Слово 3 июня 2023 http://www.patriarchia.ru/db/text/6033481.html


ПРОДОЛЖЕНИЕ В КОММЕНТАРИЯХ

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В ходе своего путешествия по Европе в конце 1950-х годов американский фотограф Джон Шульц посетил СССР. Объектив его камеры запечатлел интересный антивоенный плакат, который я нигде не встречал, кроме как на его фото. На плакате изображена наша планета, которая с грозным видом пытается ...
Парадная коробка фронтовиков с боевыми наградами на репетиции Парада Победы в Москве. ...
...
Как-то одного нашего советского футбольного судью спросили в иинтервью: - Кого было легче и всего приятнее было судить? Я не помню - это был советский судья Латышев или кто другой. Но он сразу ответил: - Англичан. - Почему именно англичан? - Провоцировали все и всегда. Но только ...
Я сегодня сделал все, за что обычно ненавижу других водителей. Я нарушил несколько раз ПДД. Мне надо было срочно с Солидарности на Композиторов доехать за 40 минут при старте в 18.20. Я ехал по крайней левой, а потом отжимал нормальных людей, стоящих в своей средней полосе. Я ехал 120 по и ...
  • islam_Isaka : RT @newkc14: 2014 год. Экс-министр печати России, писатель Борис Миронов рассказывает Гиркину, к чему приведет вторжение в Украину, которую…

  • Brutto275 : RT @MoscowTimes_ru: Путин повысил главкома ВВС, установившего рекорд по потерям авиатехники Сергей Дронов стал генерал-лейтенантом меньше…

  • y_og2r : RT @Ulianalive: Евгений Малолетка — украинский фотограф, работавший в Мариуполе во время осады ВС РФ. Сейчас он снимает последствия потопа…

  • Aleh351 : RT @DUST42714489: Президент Зеленский сегодня посетил затопленный Херсон и пообщался с пострадавшими гражданами города. Президент Путин сег…

  • mkomsomolets : Владимир Путин выступил против навязывания западных штампов в школьном образовании суверенного государства https://t.co/iAHLS2BTpP

  • bocharik : Путин распорядился обеспечить россиян интернетом со скоростью 10 Гбит/с Президент Владимир Путин дал ряд поручений… https://t.co/Ek6hTzjCR2

  • yuliya_shmidt : RT @sultanbegova: — Мин.Обороны и путин ежедневно отчитывается, что наша армия полностью обеспечена. Зачем вы устраиваете эти поборы? Вы по…

  • limansasha : @Dmitry924456551 Ну во-первых, если ей 50 лет, то это не плохо. Во-вторых шейминг за внешность всегда хуево( исключ… https://t.co/1hwCXvNW9D

  • LizuShevchenko : RT @Hugo_StiglitzUA: После того, как Россия оккупировала регионы с тяжелой промышленностью Украины и полуостров Крым, Путин рассчитывал, чт…

  • mykolangelo : @arestovych Так как Арестович называет российскую армию путинской, не хочет ли он использовать термин "Прекрасный п… https://t.co/S6FOtGALVP

  • adelaida2048 : RT @Ray_net_ua: Чечня потеряла такого Лидера... Но зато Путин назначил Чечне посмешище дебила Кадырова https://t.co/tw8sfkOUTz

  • LouisDy_dbfs : @ian_matveev То, что Путин не делает картинку, не говорит о том, что он не приезжает. А тут посмотрите - прямо мини… https://t.co/sTzSGucIOk

  • KFM936 : Путин следит за ситуацией в Херсонской области после подрыва Каховской ГЭС - Песков