«Не говори никому» (Gæsterne), 2022, Дания, Голландия
crazy_reader — 01.09.2022 Фильм ужасов для культурных людей. Невысокий уровень не позволил мне проникнуть в витиеватый замысел режиссёра, который адресовал свою картину продвинутому зрителю, подкованному в иносказаниях и легко, как консервную банку, вскрывающего скрытые смыслы. Поэтому приходится писать о том, что увидел в этой картине лично я, а что хотел сказать этим фильмом режиссёр, пускай расскажет он сам. А я с удовольствием послушаю.На этот раз не буду осторожничать во время своего рассказа и приоткрою почти все тайны происходящего на экране. Почти все. Потому что сюжет сюжетом, а как его перенёс режиссёр на экран я, при всём желании, передать не могу. Даже если включу режим видеоконференции.
Для того, что бы раскрыть основную идею фильма, много слов не требуется, достаточно процитировать крохотный диалог между героями персонажами:
- Почему вы это делаете?
- Потому что вы позволяете!
А начиналось всё прекрасно. Бьёрн, Луиза и дочь их Агнесс, благополучная семья из Дании, на отдыхе в итальянской Тоскане знакомятся со столь же внешне благополучной и вполне счастливой семьёй из Голландии. Разве что у голландской пары, Патрика и Карин, сын Абель слишком молчаливый и замкнутый, но не всем же посчастливилось родиться улыбчивыми датчанами. Отпуск кончился, все разъехались по домам и начали будничную жизнь, но, неожиданно, в Данию приходит открытка из Голландии, в которой датскую семью приглашают посетить эту оригинальную страну и возобновить знакомство уже в домашней обстановке. Неожиданно как-то, непривычно, но, после некоторых колебаний, датчане решили съездить в гости к новым друзьям.
Что это за люди, Бьёрн и Луиза? Да ничего особенного – современные западные (или всего лишь датские?). Опутанные сетью правил, которые делают их жизнь подобной механизму. Думать не надо, живи по правилам. Ешь меньше сахара, передвигайся по навигатору и так далее. Отказаться от приглашения практически незнакомых людей невежливо, можно их обидеть. Модно вегетарианство? Луиза и тут не стала вырываться из мощного потока, несущего общество по кем-то проложенному руслу. Современный человек не должен равнодушно относиться к защите окружающей среды. Правда, в этом отношении она выбрала подход половинчатый, поскольку рыбу она, всё-таки, ест. Такая двойственность характера, символизируемое полувеганством, проявлялась и во время дальнейших событий, но проявлялась вяло, по-вегански. Ну а Бьёрн уже безнадёжен. «Стал человеком, которым не хочу быть» - со слезами на глазах исповедуется он Патрику, который смотрит во время этих слезливых откровенностей на Бьёрна как на жертву. Интересная сцена получилась - молчание Патрика оказывается красноречивее болтовни Бьёрна.
Если у датской семьи есть какая-никакая, но биография, то кто такие Патрик и Карин режиссёр нам не говорит. Они существуют здесь и сейчас, и этого оказалось достаточно. Хотя уточню – нам показали и картины из последующей жизни, но туман относительно мотивации их действий не развеялся. И этот туман оставляет поле для размышлений о смысле картины. Для себя я его сформулировал так
Фильм – о современной западной цивилизации. Бьёрн и Луиза символизируют угасание её жизненной силы, удушенной правилами, количество которых постоянно растёт. Патрик и Карин – это звериное начало, вырвавшееся из этой клетки и испытывающее восторг от такой свободы. В фильме животное начало легко расправилось со слабовольными и физически немощными представителями жизни «цивилизованной». Что будет в реальной жизни, какое из этих начал победит – покажет время (и не только телевизионная программа).
Вот так, в упрощённом виде, я и закончу со своими догадками на тему – «что хотел сказать своим фильмом режиссёр». Но я уверен, что у него были другие замыслы. Во-первых, это отсылка к незнакомым мне образам из прошлого западной цивилизации. Например, какую роль играет мадригал Lamento della Ninfa (Жалоба или Плач Нимфы), звучащий в самом конце картины? Или что должна сказать фреска, на фоне которой идут заключительные титры? Какова роль детей? И так далее. Чувствую, что фильм не так прост, а в чём полнота его замысла – сказать затрудняюсь.
Пишут, что это фильм ужасов. Наверное, у культурных людей (о которых я писал в самом начале) в этом жанре свои правила и ужасы здесь свои, тоже культурные. Тут нет никаких инфернальных сил, да и ужасов нет, если не отнести к ним несколько действительно неприятных секунд или же общее впечатление от картины. Напряжение создаётся музыкой и операторской работой. Так что, с жанром тут не однозначно.
Тем не менее, я не буду менять категорию и оставлю ту, к которой фильм причислили. И вот почему. На днях из информационной каши соцсетей выхватил интересную мысль, автора которой, при всём желании, уже не вспомню. Точно процитировать не могу, но смысл такой: о фобиях общества можно судить по содержанию фильмов ужасов, снимаемых в каждый конкретный период времени. Чего боятся в фильмах, того боятся и в жизни... Есть что-то в этой формуле.
Само по себе кино гнетущее, поэтому в категориях интересно/неинтересно мне трудно его оценить. Да и небольшое количество действующих лиц тоже не добавляет живости в действие. В общем, как триллер фильм ничем не выделяется. Если же посмотреть на него как на размышление (или как на почву для размышлений) о состоянии современной цивилизации, то картина заиграет совсем другими цветами. Поэтому настоятельно рекомендовать не буду, но отмечу, что внимания это кино заслуживает.
================