Не давайте денег коммунальщикам за бесплатные услуги!
![топ 100 блогов](/media/images/gidepark.png)
800 РУБЛЕЙ ЗА 3 МИНУТЫ
В этом году приход весны совпал у меня с переездом на новую съемную
квартиру. Первое же утро после новоселья омрачилось неполадками с
сантехникой, и я вызвала мастера через диспетчерскую ДЕЗ. Тот
пришел, поулыбался, что-то подкрутил за 3 минуты и заявил: с вас
800 рублей. Я изумилась - за что? «У нас официально такие
расценки», - не моргнув глазом выдал сантехник. Хорошо, говорю,
тогда давайте квитанцию - я хозяину квартиры передам, чтобы он мне
расходы компенсировал. Мастер замялся и предложил: давай 500 рублей
и обойдемся без квитанций.
Вот это живут сантехники - полтысячи за 3 минуты работы! Не то
чтобы из зависти, но я все же продолжила требовать квитанцию - мол,
и пятисот лишних рублей нет, все на плату за съем жилья ушло, а без
подтверждающей бумажки мне за вызов мастера ни копейки не
возместят.
«Ну, если без квитанции не хотите, тогда… вообще платить не надо -
я в диспетчерской скажу, что у вас было все в порядке», -
неожиданно сказал сантехник и... ушел! Очень удивленная и даже
слегка испуганная (а вдруг он обиделся, потом мстить вздумает, не
придет на следующий вызов или схалтурит?), я пригласила в прямой
эфир программы «Я - потребитель!» на радио «КП» (97,2 FМ)
авторитетного эксперта по правам потребителей в сфере ЖКХ, опытного
адвоката Дмитрия ЛЕСНЯКА.
- Не думайте, что вы обделили сантехника, - сразу успокоил адвокат.
- На самом деле, судя по всему, в итоге он поступил с вами так, как
положено по законодательству.
- То есть приход мастера, осмотр и наладка сантехники бесплатно -
это по закону?!
- Именно так.
Большинство жильцов-потребителей даже не догадываются, на что мы
имеем право, ежемесячно оплачивая в квитанции за ЖКУ графу под
названием «Техническое обслуживание и ремонт жилого помещения».
Внимание, раскрываем секрет: в эту статью входит, в частности,
мелкий ремонт, в том числе и сантехнический: замена прокладок,
регулировка бачков унитаза, устранение протечек и другие работы,
которые утверждены специальным перечнем.
- Такой список утверждается местными властями в каждом
регионе, - поясняет Дмитрий Лесняк. - Еще важно знать, что есть
основополагающий документ - постановление правительства России о
правилах содержания общего имущества многоквартирного дома. В этом
документе перечислено, какие части жилого здания относятся к
общему имуществу дома, ремонт и содержание которого оплачиваются
жильцами совместно в составе ежемесячных взносов за ЖКУ. Иными
словами, обслуживать такое общедомовое имущество работники ДЕЗ,
ЖЭКов и прочих жилконтор обязаны без дополнительной оплаты, приходя
по нашим вызовам безвозмездно.
Так, в частности, они должны выполнять работы, связанные с наладкой
системы отопления, включая батареи в квартирах жильцов (не забудьте
об этом до начала следующего отопительного сезона!).
Горячая тема замены прокладок в сантехнических устройствах и
устранение протечек всякого рода (независимо от причин их
возникновения) - тоже из этой серии: с нас не имеют права драть
плату!
Обслуживание и наладка газового оборудования, включая ремонт
газовых плит, даже если они принадлежат лично жильцам, находясь в
приватизированной квартире, также входят в число работ без
дополнительной оплаты. Сюда же включаются профилактика, ремонт
электроплит, в том числе замена конфорок. (Тут вспомнилось, как
хозяин квартиры при мне отдал 500 рублей дезовскому газовщику за
проверку работы кухонной плиты, а ведь мог бы, получается,
сэкономить!)
СКОЛЬКО СТОИТ ЗАМЕНА ЭЛЕКТРОПРОВОДКИ?
Впрочем, не все, конечно, коту масленица - есть и такие работы, за
которые жильцы обязаны платить. Скажем, смена вентильной головки
для смесителей холодной и горячей воды, замена полотенцесушителя,
замена электропроводки в безвозмездные работы уже не вписываются.
За это придется раскошеливаться. На сколько?
- Вопрос резонный, потому что если первая излюбленная уловка
работников жилконтор - это сдирание денег за безвозмездные работы
(см. выше), то вторая - это завышение расценок на платные услуги, -
предупреждает Дмитрий Лесняк.
В принципе на сегодня все обслуживающие нас
жилищно-эксплуатационные организации (ЖЭО), в том числе
муниципальные ДЕЗ, являются коммерческими компаниями и потому
вправе определять плату за работы на рыночных принципах - по своему
усмотрению. Однако это вовсе не значит, что пришедший к нам слесарь
или монтер может назвать любую сумму, какая лично ему
заблагорассудится. По правилам каждая ЖЭО обязана составить и
утвердить четкий прейскурант, с которым, разумеется, вправе
ознакомиться жильцы-потребители.
«Если вы придете в свою обслуживающую организацию - ДЕЗ, ЖЭУ и т.
п., то ищите этот прейскурант в Уголке потребителя - там его можно
посмотреть и сориентироваться», - подсказывает Дмитрий Лесняк. Ну а
если мастер уже явился и названная им сумма кажется вам чрезмерной,
можно сразу позвонить в свою жилконтору и уточнить, на самом ли
деле это столько стоит.
ДЕНЬГИ В РУКИ - ВНЕ ЗАКОНА
Еще, как я убедилась на собственном опыте, коммунальщиков здорово
дисциплинирует просьба выдать квитанцию (см. выше). Когда речь идет
об официальной отчетности, желание мухлевать у многих отпадает.
- Чтобы быть во всеоружии, имейте в виду: по действующему сейчас
законодательству допустимы только два варианта - либо вам должны
выдать кассовый чек (так изредка поступают представители частных
коммунально-ремонтных фирм), либо должны оставить квитанцию для
БЕЗНАЛИЧНОГО расчета, - поясняет наш эксперт.
То есть, если у слесаря или монтера нет при себе
контрольно-кассового аппарата (а вы хоть раз видели коммунальщика с
такой аппаратурой?), то он НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не вправе брать у нас
наличные деньги. Единственное, что может и должен сделать - выдать
квитанцию, которую нужно потом самостоятельно оплатить в банке.
Кстати, опытные адвокаты советуют не пренебрегать
«бумажками». Это не только стимулирует коммунальщиков
соблюдать правила и не злоупотреблять уловками
(см. в тексте), но и поможет добиться
компенсации, если в дальнейшем из-за некачественных работ в
квартире что-то, не дай бог, прорвет, затопит, загорится и т. п. В
суде понадобятся доказательства того, что дезовские мастера были
причастны к ЧП, и в качестве подтверждения как раз можно будет
предъявить акт о расчетах за услуги.
ЭТО ПРИГОДИТСЯ
Частный мастер может оказаться выгоднее
- Пора отказаться от стереотипа - мол, кроме дяди Васи из ДЕЗ,
помощи ждать неоткуда - и осознать: сейчас в сфере
жилищно-коммуна-льных работ уже довольно велика конкуренция, -
подчеркивает Дмитрий Лесняк. - То есть можно найти немало
частных фирм, которые качественно, без нервотрепки и в удобное для
вас время выполнят тот же ремонт сантехники, поменяют батареи и т.
д.
И не пугайтесь, что за это придется много переплачивать: как
показывает практика, обзвонив несколько фирм (адреса найдете в
Интернете либо в газетах), нередко можно найти вариант с такими же
или даже более дешевыми расценками, чем в нынешних ДЕЗ.
Так что, как говорится, расширяйте свой «коммунальный» кругозор, а
заодно и нервы с деньгами сможете сэкономить.
БУДЬ В КУРСЕ!
Куда жаловаться на нерадивых слесарей
Местные органы власти - отдел по ЖКХ в управе, префектуре.
Роспотребнадзор (занимается защитой прав потребителей, в том числе
в сфере ЖКХ).
Государственная жилищная инспекция.
Прокуратура.