Не дальше черта

Держащийся, вообще, не слишком твердо.
Но в сердце льстец всегда отыщет уголок
И жизнь уже видна не дальше черта.
И. Бр.
Иногда со мной случается такое: довольно близкий мне человек, друг или даже родственник, которого я нежно люблю и уважаю, сталкивается с каким-то фактом действительности. Но не просто так фактом, а ярким образчиком чего-то неведомого. Ну не случилось человеку в детстве, или позже, или по роду деятельности познакомиться, допустим, с геометрией Лобачевского. И фамилии он такой не слышал никогда, и всё, на чем закончилась его геометрия, были пифагоровы штаны и «е равно эм-це-квадрат», впрочем, это, кажется, и не геометрия вовсе.
И вот стукает моему другу-родственнику тридцатник, и в канун этого радостного события встречает он где-то в сети упоминание о неких пересекающихся параллельных прямых. Именинник сначала недоумевает, потом прикладывает к обнаруженным прямым все свои скромные познания, потом решает: вот дураки-то! То, что параллельные не пересекаются, знает любой ученик седьмого класса. И немедленно решает этим знанием поделиться с широкой общественностью — чем шире, тем лучше.
Делится. Весело, со смехом, с тыканьем пальцами и прочими проявлениями тонкого сарказма и иронии. Находятся среди тех, с кем он поделился, такие, кто его полностью поддерживают, и точку зрения, им озвученную, разделяют. И всем хорошо.
При чем тут, спрашивается, «происходит со мной»? Потому что иногда в эту вакханалию вокруг неевклидовой геометрии прихожу я. Которая в детстве, или позже, или по долгу службы (представим себе, будто я математик) с Лобачевским столкнулась весьма подробно и чуть ли не восемь лет подряд с его книжкой засыпала и просыпалась. И мне немедленно становится тошно.
По многим причинам. Во-первых, праздник в самом разгаре. Глумление над поверхностями отрицательной кривизны приняло такой размах и получило такую мощную поддержку, что выступить с робким «кхе» на тему — означает дискредитировать зачинщика. А по условию задачи он мне дорог не только как память. Для меня тут даже постулат про «истину дороже» не срабатывает — ну ее к Аллаху, ту истину! Во-вторых, тактично с глазу на глаз намекнуть о том, что человек не прав, тоже не всегда возможно. Человек-то может быть не прав где-нибудь во Владикавказе. В-третьих, меня не оставляет ощущение, что вокруг ситуации стоят на почтительном расстоянии и молчат, кто недоуменно, кто осуждающе, люди компетентные. Молчат и понимают, что им жаль времени, сил и педагогических талантов переубеждать веселящихся в чем бы то ни было. Несколько героев уже попытались, но были осмеяны: «Ты че, чувак, ты гонишь! Ты че, в школе не учился? Так ты возьми книжку, ты почитай: в плоскости через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести одну и только одну прямую, параллельную данной. И не надо мне тут рассказывать!»
Не надо так не надо. Но люди близкие и дорогие от кого попало отличаются тем, что мы им сильно сопереживаем. Сочувствуем. Нам за них бывает радостно, бывает больно. И еще бывает стыдно. Знаете, что такое «стыд»? Это состояние острой кратковременной потери уважения к себе. Так вот, я этого не люблю. Мне в этом состоянии немедленно хочется уничтожить систему образования, воспитания и вообще всего, что мешает человеку хоть капельку осознавать свой потолок. Он еще называется сферой компетентности, он еще описывается в народном творчестве пословицами и поговорками про пирожников и сапожников и свиные рыла в калашных рядах. Потому что профессионализация довлеет над нами со времен античности, разобщая и изолируя. Потому что человек еще не научился жить вечно, а сумма знаний периодически удваивается.
«И не то, чтобы здесь Лобачевского строго блюдут,
но расширенный мир должен где-то кончаться, и тут —
тут конец перспективы».