280 мм мортира образца 1912 года

К самому началу испытаний в Очаковскую крепость неожиданно прибыл великий князь Сергей Михайлович и сразу занялся любимым делом: внезапной проверкой боевой готовности. После проверки с задержкой в несколько дней начались испытания фортификационных сооружений. Великие князья не гнушались лично проверять повреждения укреплений от артиллерийского огня. Воздействие оказалось недостаточным. По итогам было решено спроектировать новую 406 мм осадную мортиру.
Тем не менее, новую 280 мм мортиру должны были выпускать. Причина: для тяги любой части этой мортиры достаточно десятки лошадей. Трактора в далекой перспективе, зато лошади есть здесь и сейчас. Вес тела орудия 406 мм мортиры должен был составить 1800 пудов, то есть передвижение только по железной дороге или водным транспортом. Точные величины еще не знали, хотели вписаться в 2000 пудов, в то, что орудие будет легче 1600 пудов, никто не верил. 280 мортира обр. 1912 г. должна была стать средством усиления армий. Дальность при стрельбе стандартными 18-пудовыми снарядами береговых мортир составляла 6 верст. По сравнению с предыдущим проектом было снижение на 1,5 версты, но эта система очень сильно выигрывала по мобильности. Было велено разработать лёгкие 280 мм дальнобойные снаряды с дальностью стрельбы 10 верст. Разработали, выпускались во Франции.
Выпуск предполагался на Пермском и Санкт-Петербургском заводах на мощностях по выпуску береговых мортир. Оборудование устарело, нуждается в замене. Обуховский завод в тот момент был перегружен. Здесь всё уперлось в саботаж политиков, которые не хотели выделять деньги на реконструкцию предприятий. Обоснование: надо привлекать частников, не надо ограничивать подобной конкуренцией частную инициативу. В.кн. Сергей Михайлович предложил заказать орудия во Франции, отказали. Надо выпускать на отечественных заводах. Но в 1913 году разрешили заказать 32 орудия: 16 сейчас, 16 за счет средств 1917 года, но с поставкой орудий по первому заказу в 1915 году, по второму в 1915-16 годах. Ориентировочный цикл производства орудия 11 месяцев. По факту у первой партии 14 месяцев плюс время на освоение производства.
Споры об отечественном производстве завершились в 1914 году во время визита президента Франции Пуанкаре. Были выделены средства на реконструкцию Пермского завода при французской технической помощи. Пермский завод за счет средств 1917 года получил предварительный заказ на 32 орудия.
Сразу возник вопрос: как должна выглядеть организационная структура? Батареи должны быть двухорудийными. Министр финансов Коковцов был против девальвации званий, но к двухорудийным батареям такого калибра относился спокойно: чем больше калибр, тем меньше батарея. По первоначальному плану планировались двухбатарейные отдельные дивизионы, но министр был против. Целый полковник всего на 4 орудия, даже 280 мм? Стороны быстро нашли компромисс. Планировались 65 орудий: одно есть, 32 производства Шнейдера, 32 производства Пермского завода. Первоначально развертываются 6 дивизионов двухбатарейного состава для Европейской России и две отдельные батареи для Кавказа и Маньчжурии. Одно орудие остается в Очаковской крепости и используется для опытов, три идут в запас, одно орудие для учебных целей: показ кадетам, стрелять им из него нельзя, дорого.
После освоения производства Пермским заводом в Европейской России развертываются 2 дивизиона трехбатарейного состава, имеющиеся 6 дивизионов переходят на трехбатарейный состав, итого 8, два дивизиона смешанного состава для Кавказа и Маньчжурии, по одному орудию для полигонов на Ржевке и острове Березань, одно орудие для учебных целей, кадетам по-прежнему стрелять нельзя, только трогать. И 6 орудий в запас.
Идея дивизионов смешанного состава принадлежала Коковцову. Они трехбатарейные, в каждом 8 орудий. По две двухорудийных батареи мортир 280 мм и одна 4-орудийная батарея 203 мм гаубиц обр. 1913 года. Минфин выделял деньги на новые части, поэтому увеличение генинспарта не беспокоило. Первоначально предлагались двухорудийные 203 мм батареи, но министр финансов решил, что подполковник всего на 2 203 мм гаубицы — это много.
По поводу Круппа. Масса тела орудия с повозкой и без замка составляла 15 тонн. При попытке буксировке паровым трактором по булыжному шоссе появились трещины. Стало ясно, что с усиленной повозкой и замком система будет весить 17 тонн. А оно нам надо? Тем более, что Обуховский завод уже приступил к производству опытного 280/17 орудие.
|
</> |