Не благодаря, но вопреки?
thor_2006 — 02.01.2024Всплыл тут во время обмена мнениями на одном ресурсе вопрос о виновности/невиновности Tyrann'a во всем происходившим на Руси-матушке во 40-х - нач. 80-х гг. XVI в. Один
Позиция, конечно, что и говорить, весьма удобная и что самое главное, совершенно безопасная во всех отношениях. Но какое отношение это морализаторство имеет к истории - непонятно совершенно. Мы имеем дело с монархическим государством, и даже если принять за основу схему о "двух Иванах" (не к ночи она будет помянута!), тем не менее, при монархии монарх (царь, государь, король, император, ван или микадо) отвечает за все, ибо он и есть государство, точнее его персональное олицетворение. Чтобы там не придумали мудрые советники, их придумки останутся в бездействии и недвижимы, если монарх не даст своего одобрения на их замысел. Он, и только он, придает законную силу и легитимность всем решениям что Большой думы, что думы малой, что "избранной рады", что "совета сам-трое у постеле", да неважно какого-либо другого органа власти, решения и предложения которого носят сугубо консультативный и рекомендательный характер. За свои предложения они ответственности не несут (если только "гражданское общество" в лице разгневанного народа с них не спросит - как с дьяка Чистого в 1468 г.), а вот государь - как раз именно он и несет всю полноту ответственности перед Богом, который наделил его властью и посадил на стол.
Так что, что бы там ни было, но монарх (если он нормальный монарх, а не делит власть со всякими там парламентами и прочими министрами-распорядителями от олигархии) отвечает за все по полной - равно и за успехи, и за провалы.