Не Бергманом единым
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Вспоминаем и пересматриваем трилогию о человеческом бытии большого шведского режиссера Роя Андерссона.
Все привыкли, что шведский кинематограф — это, в первую очередь, Ингмар Бергман. Его одиозная фигура связана с миром кино так же неразрывно, как фигура Льва Толстого с прозаической литературой, и закрывает от глаз зрителя всех остальных шведов-режиссеров.
Оттого Рой Андерссон, некогда строптивый ученик Бергмана, а теперь весьма пожилой мастер, в массовом сознании или оттесняется на второй план, или оказывается и вовсе незнакомой зрителю фигурой. В сторону стираемости работает даже фамилия: четыре Андерссона/ Андерсона для мирового кино, кажется, перебор.
За свои 75 лет он снял всего пять полнометражных фильмов — и много рекламных роликов. Но уже первая картина с непримечательным названием «Шведская история любви» навсегда вошла в историю кино. А пятая и пока последняя с названием куда более заковыристым — «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни» — получила главный приз Венецианского фестиваля.
![Не Бергманом единым Не Бергманом единым](/images/main/ne-bergmanom-edinim-d1a257.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/okkomovies/84628841/54394/54394_800.jpg)
Второй фильм режиссера, следующий за обласканной «Историей любви», приняли неохотно, после чего он на 20 лет ушел из мира кино. А, вернувшись, снял трилогию, выпуская по фильму в семь лет, — экзистенциальную, смешную, грустную, прекрасную и невыносимую.
Первые два фильма попали в программу Каннского фестиваля, третьему французы отказали с формулировкой «Он повторяется». Как справедливо заметила критик «Сеанса» Мария Кувшинова: «Закат повторяется, море повторяется».
Приглашаем вас вспомнить, пересмотреть или посмотреть впервые странные и фрагментарные картины шведа, которые говорят о человеческом бытии немногословно, но очень метко.
Часть первая — «Песни со второго этажа», 2000
Нельзя сказать, что этот фильм открыл новые темы, идеи, мотивы в творчестве Андерссона. Его герои, его манера съемки на камеру со штатива, его юмор рождались в короткометражках, чтобы объединится в большой фильм. Этот большой фильм хоть сделан не в форме альманаха, все же представляет собой набор маленьких историй, слитых в одну. Видимо так повлиял на режиссерский почерк Андерссона его рекламный опыт: необходимость доносить мысль короткими сюжетами и емкими образами.
![Не Бергманом единым Не Бергманом единым](/images/main/ne-bergmanom-edinim-3865e9.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/751940/pub_5b7c16cab5a09600a9f99a0e_5b7c18ab9dbf1900a979af4d/scale_600)
Фильм получил «Приз жюри» в Каннах. Композитором фильма выступил основатель группы ABBA Бенни Андерссон. Сюжет повествует про семью, состоящую из отца и двоих сыновей, их истории показаны на фоне ожидания апокалипсиса.
Часть вторая — «Ты, живущий!» 2007
В этой картине не играет ни одного профессионального актера. Сюжет теперь еще более разрознен — мы видим жизнь и сны разных людей. Самая светлая история — фанатки, которая мечтает о рок-гитаристе: в своих фантазиях она одета в белое платье, избранник играет ей свадебный марш. В снах и историях других персонажей все не так лучезарно: одного приговаривают к смертной казни за разбитый сервиз, в неподражаемом эпизоде такса задохнется в поводке, а психоаналитику приснятся военные самолеты. Сон окажется вещим.
![Не Бергманом единым Не Бергманом единым](/images/main/ne-bergmanom-edinim-d6b7f3.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/okkomovies/84628841/54540/54540_800.jpg)
В одном итальянском фильме 80-х в характеристике персонажа звучала такая фраза: «В его личном деле в графе ‘особые приметы‘ было написано ‘все‘». Так хочется сказать и про фильмы Андерссона. Штампы типа «главная особенность его фильмов» к этому кино неприменимы. Такая главная особенность — каждая. Отказ монтажу — все сцены отсняты целиком и на статичную камеру; важные детали на заднем плане; обязательный музыкальный номер; персонажи-неудачники; обозначенная выше фрагментарность; бледно-серый цвет.
Но если необходимо выделить главное, то оно, как ни странно, не в форме, а в том, что реальный мир персонажей здесь такой же абсурдный, как мир их снов, но не в модном манерном смысле. Его герои видят во сне не единорогов, кораблекрушения, испанских пиратов, зомби и карликов с яблоком — они видят таких же нелепых себя, живущих своей нелепой жизнью. Единственная сказка, в которую они смеют поверить, проходит под марш Мендельсона.
Часть три — «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни», 2014
Последний пока фильм мастера, завершение трилогии (хотя на пресс-конференции к премьере картины он обещал четвертую часть. Если так, ждать осталось три года).
В «Голубе» есть почти центральные персонажи: они появляются в кадре чаще других. Это два коммивояжёра, которые продают дурацкие маски, смех в мешочке и прочие «развлечения». А вокруг вроде все, как обычно, — скучные, стареющие люди. Но Андерссон переходит черту реальности, хотя и раньше его фильмы никак нельзя было назвать реализмом. Теперь же в провинциальной столовке может появиться Карл XII со свитой и конями — и это нормально. В создании героев он окончательно уходит в беккетовскую клоунаду.
![Не Бергманом единым Не Бергманом единым](/images/main/ne-bergmanom-edinim-17c17d.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/okkomovies/84628841/55277/55277_800.jpg)
Финальная сцена почти прямым текстом сообщает нам, что надежды больше нет, и ставит точку в мизантропии режиссера. Но и в этом фильме нет-нет, да появляется влюбленная юная пара. А как мы помним еще со «Шведской истории любви», только на них еще есть какая-то надежда.
|
</> |