«Ингмар Бергман» как сатира на современное кино

топ 100 блогов okkomovies19.07.2018


Недавно, желая еще раз проверить фильмографию режиссера (и, быть может, пересмотреть пару его работ), мы наткнулись в сети на вопрос:

«Как понять творчество Ингмара Бергмана?»

Ингмар Бергман — тот самый режиссер, который, будь он обычным поэтом или автором романов, понравился бы нашим учителям литературы в школе. Они бы с пеной у рта рассказывали на уроках, что черные занавески в фильме — это аллегория глубокой грусти и одиночества режиссера, а мы бы с вами прекрасно понимали, что просто сам фильм черно-белый, а занавески и их цвет в жизни автора — дело десятое.

Наверное, в какой-то момент, когда знакомишься с творчеством любого режиссера поближе, случается то самое переломное, после которого он остается для тебя человеком (со всеми присущими нашим душам страстями, болезнями и слабостями) или неким именем нарицательным, созданным словно специально для того, чтобы описывать какие-то жанровые особенности, способы передачи настроения, фирменную цветокоррекцию. Имя — как собирательный образ, потому что личность человека в данном случае не может быть отождествлена с его картинами.

«Ингмар Бергман» как сатира на современное кино
«Персона» (1966)

В случае шведского режиссера — его имя не зря написано в заглавии статьи в кавычках. Это не столько литературный ход, привлекающий внимание, сколько больше капитуляция перед собственным восприятием — для автора статьи Ингмар стал именно именем нарицательным.

Ингмар — это космос. Самый настоящий космос человеческой души, которую невозможно воспринимать однобоко. Вы только начнете смотреть «Страсть» или «Девичий источник», думать об ограничении женщин, задумываться о смысле феминизма и причинах его возникновения, как в следующем фильме, словно по щелчку пальцев мастера-иллюзиониста, вам уже придется размышлять о религии, силе и сути «Бога в человеке» — например, в рамках "трилогии веры" ("Сквозь тусклое стекло", "Причастие", "Молчание").

«Ингмар Бергман» как сатира на современное кино
«Сцены из супружеской жизни» (1973)

Ингмар — это шведское кино. Не в том смысле, что он жил в этой стране, нет. Он — и есть кино этой страны. Некое живое воплощение, синоним, олицетворение и так далее. Шведы, кто с любовью, кто с недовольством, но все отзываются об этом режиссере именно как о части собственной кинокультуры, неотъемлемой части.

«Ингмар Бергман» как сатира на современное кино
«Фанни и Александр» (1982)

Ингмар — это стихия. Это холодная колодезная вода, от которой сводит зубы поутру, это шквал ветра, разрывающий паруса в клочья, это огонь, опаляющий лицо нестерпимым жаром. За первичным нарочитым спокойствием, неким налетом «книжности», скрывается душа нереально глубокая, мечущаяся в поисках настоящего и истинного. Из фильма в фильм качают вопросы, на которые режиссер ищет ответ и никак не может найти: семья, права женщин, религия, жизнь и смерть… И Ингмар Бергман умудряется затянуть каждого зрителя, пусть даже случайно оказавшегося в зале, в свою бесконечную гонку.

«Ингмар Бергман» как сатира на современное кино
«Осенняя соната» (1978)

Ингмар — это драма, аллюзии, кинематографичное эссе. Его рука, его стиль создавали ту ауру «бергмановского кино», которая еще долго преследовала других шведских режиссеров. Наверное, один из немногих фильмов, где любовь Бергмана к философствованию и излишнему драматизму кому-то удалось победить (пусть и не в полной мере) — это фильм «Осенняя соната» с прекрасной Ингрид Бергман. С той, которая своими колкими комментариями и насмешками просто вынудила режиссера выйти из зоны комфорта (своего «бергмановского кино»), чтобы в итоге создать что-то новое.

«Ингмар Бергман» как сатира на современное кино
«Седьмая печать» (1957)

 Ингмар — это «о смерти». Во всех его картинах лейтмотивом тянулась тематика смерти, конечности человеческой жизни. Неотделимо связывая циклы жизни и смерти с религией, режиссер четками перебирал судьбы своих героев, в поисках ответа на терзающие его вопросы. Ярче всего, конечно же, это можно заметить в фильмах «Седьмая печать» или «Земляничная поляна»

«Ингмар Бергман» как сатира на современное кино
«Земляничная поляна» (1957)

Ингмар — это страдание. Если вы посмотрите его фильмы, то счастье в них — мимолетное прикосновение крыла бабочки, которое кажется просто иллюзорным в пучине страстей человеческой души, которая творится на экране. Ингмар любил отдавать много времени женским персонажам, но, скажите, кто из этих персонажей в итоге закончил фильм с американским «хэппи эндом»?

«Ингмар Бергман» как сатира на современное кино
«Страсть» (1969)

Ингмар — это обо всем. В каждом фильме, в каждой сцене, в каждом диалоге не будет ничего лишнего. Выверенное, продуманное действо, рефлексия обо всем сразу и словно не о чем одновременно. Понять фильмы этого режиссера действительно невозможно — в них закручено и спрятано слишком много деталей (явных и неявных), которые тяжело заметить.

«Ингмар Бергман» — это форменная сатира на современное кино, которая изначально таковой не задумывалась. Режиссер снимал, как видел — и как чувствовал наш мир и окружающую действительность. В итоге же получилось, что если мы возьмем любой фильм Ингмара и положим его на одну чашу весов, а на другую — все новинки кино последних лет, то мы увидим, что весы перевешивают, падая на сторону шведского режиссера.

Мы не беремся судить о том, хорошо это или плохо. Должен ли весь кинематограф быть искусством ради познания, или наличие жанрового разнообразия (и, в соотвествии с этим, различной внутренней глубины) необходимо современному зрителю. Мы просто хотели отдать дань уважения прекрасному режиссеру и его творчеству.

Спасибо за прочтение!

Ну а для бесплатного просмотра, например, «Седьмой печати», воспользуйтесь нашим промокодом на 10 дней по тарифу «Оптимальный»: 020618 

Приятного просмотра! 

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Бум на покупку жилья в России прекратился. Застройщики не могут продать каждую вторую квартиру. Отрасли грозит кризис ликвидности. Это данные Рейтингового агентства строительного комплекса, которыми делится сегодня "Коммерсант". Анализировать рынок специалистам РАСК помогало Национ ...
...
Любой опытный руководитель подтвердит – современный офис, с продуманным интерьером и функциональной мебелью – залог успеха не только у партнеров, но и у клиентов. Замечали ли вы когда-нибудь, что, оказавшись в офисе, люди «знакомятся» сначала с диваном или кресл ...
По информации командира ДШРГ «Русич» и журналиста Марата Мусина, сегодня около Лутугино убит герой обороны Луганска — начштаба четвертой бригады ЛНР Александр Александрович Беднов (позывной «Бэтмен»). «Народная милиция (ЛНР) арестовала Беднова Александра, его жену, ополченцев ...
Взяла такая и пошла по неизвестной дороге. Думаю, раз все машины вдруг туда едут и я значит пройду. А там неожиданно тротуар начался вдоль реки. Река, конечно, это про неё звучит сильно гордо, речка. Ну, как речка... речушка такая, канава с водой, Салгир называется. Ну вот такие у нас тут ...