Натроинчинг

Я расскажу один знаменательный случай из прошлого. Это был обычный, ничем не примечательный случай. Знаменательным он стал, когда я связал его с последующей жизнью (с судьбой) участников.
При социализме в нашем академическом НИИ Новый год встречали хорошо: тепло и шумно. В тот 1970 год 30 декабря был большой вечер ("корпоратив" по-современному). Наутро пришёл я на работу как и положено в 8.30. Пусто… Слышно, как на другом этаже гулко кто-то ходит, а у нас – никого и все двери заперты. Интернета тогда не было, гаджетов тоже, заняться нечем. Прошёлся по этажам, нашёл ещё двух младших научных сотрудников (я забыл сказать, что меня как раз две недели как избрали МНС, а до этого я был стажёром).
Итак, темно, мрачно, пусто, гулко, холодно… Что делать? Решили сообразить на троих. Подсчитали копейки, набралось чуть больше трёх рублей. Выбросили на пальцах кому идти и отправили гонца в магазин. В магазине «Московской» не было, только «Столичная». «Московская» стоила 2,87, хватило бы ещё на батон. А «Столичная» - 3,07. Закусывать нечем. Пошарили по шкафам, нашли большой сухарь, засохший кусок белого батона. Разломали его на мелкие части и сухарём закусывали. Запомнился этот последний день года. Не знаю, как остальным двум МНС, а мне запомнился.
=
Началась Перестройка. К её началу волею судьбы все трое собрались в одном НПО (научно-производственное объединение), придя туда разными путями (я - через отраслевой НИИ). И все трое были уже начальниками отделов.
НПО разогнали (нет, пожалуй, точнее будет сказать "развалили"), а всем троим предложили на базе своего отдела открыть «малое предприятие». Я отказался и вернулся в отраслевой НИИ, а остальные двое получили свою фирмочку.
Один бывший МНС процвёл и стал миллионером (без дураков, на самом деле, долларовым). Первоначальный капитал он получил так. Пять человек, в том числе директор НПО, сложились и закупили в Польше партию компух, которые продали у нас раз в 10 дороже, а деньги, взятые в НПО, не вернули. Этим делом заинтересовался КГБ (да, именно КГБ, а не прокуратура и не милиция, потому что спекуляция была международная). Трое из пятерых струсили и сбежали, двое в Москву, один в Польшу. Но тут развалился СССР, а КГБ как бы исчез или занялся своими делами. Те трое вернулись и пожелали получить свою долю, но им показали шиш: убежал, так убежал. Вот и первоначальный капитал. Следующая спекуляция была подержанными автомобилями.
Жену он, конечно, поменял. Перестройка перемешала слои, создала новые правила стратификации. Люди перераспределились по слоям и по семьям.
=
Второй бывший МНС разорился (то есть, малое предприятие его разорилось) и остался без работы, начал пить. Жена его бросила, потом выселила из квартиры.
=
Я продолжал работать в отраслевом НИИ. В пересчёте на хлеб, газ и мясо платили мне 50 застойных рублей в месяц. За три месяца до кончины СССР у нас родилась дочь. Все четверо детей были несовершеннолетними, а жену на работе сократили.
=
Перестройка продолжалась, но в Белоруссии попёрли из власти либерастов-националистов, спустили на тросах с Дома правительства герб Великого княжества Литовского, приватизированный нашими нациками, и под ним открылся старый герб БССР. Водрузили рядом старый флаг БССР (не очень старый, он утверждён был только в 1951 году) и стали наводить порядок в экономике. В связи с этим стали вспоминать экономические преступления, и первому МНС пришлось уносить ноги в Польшу. Часть денег ему удалось с собой унести. Миллионы он потерял, но остался человеком зажиточным, только назад ему возврата нет и жену ещё раз поменять пришлось.
=
Второй МНС не сумел вернуться к производству, продолжал пить и был убит в пьяной драке.
=
Моя жизнь описана в ЖЖ достаточно подробно. Страна постепенно выползала из болота, и наша семья вместе с ней. В начале 21 века я с удивлением подсчитал, что стал более обеспеченным, чем был при социализме. Некоторое удовлетворение это принесло, но страну я потерял ("широка была страна родная") и свою научную работу тоже потерял безвозвратно: научное направление, в котором я работал до Перестройки, в Белоруссии было закрыто наглухо.
=======
Наш натроинчинг, нашу бутылку «Столичной» со старым сухарём я вспоминаю часто, практически – перед каждым Новым годом.
|
</> |