Наталья Гончарова — первопроходец современного искусства и дизайна
tanjand — 08.06.2019Гончарова новаторская и радикальная фигура. На протяжении всей своей разнообразной карьеры она бросала вызов ограничениям художественных, социальных и гендерных традиций: от шествий по улицам Москвы, демонстрирующих футуристические боди-арт и скандальные газеты того времени, до создания всемирно известных дизайнов для моды и театра.
Гончарова влияет на искусство и сегодня; а художественные движения 20-го века вообще превосходит. Родившаяся в 1881 году, она впитала в себя традиционные обычаи и культуру своей родной Центральной России - вдохновением, которое пронизывает всю ее жизнь.
К 32 годам она уже зарекомендовала себя как лидер московского авангарда и стала предметом первой монографической выставки, когда-либо организованной русским художником-модернистом. Прибыв в Париж в 1914 году по приглашению Сергея Дягилева, Гончарова была в восторге от ее яркого костюма и декораций для «Русского балета».
В ее работах сочетались различные техники и стили, живопись, печать, театральный дизайн, мода, кино, дизайн интерьера, книжные иллюстрации и перформанс.
Она писала все, или почти все - от натюрморта до обнаженной натуры, от крестьянских сцен до абстракций, от футуристических пейзажей до изображений Апокалипсиса.
Эта иллюстрация 1937 года дает представление о ярких цветах и ярких формах, вдохновленных традиционной русской культурой, благодаря которым Наталья Гончарова сделала себе имя как художник по костюмам и декораторам. Ее первым хитом стал «Le Coq D'Or» Ballets Russes в 1914 году.
Наталья Гончарова Феникс (Урожай полиптих) 1911 Государственная Третьяковская Галерея, Париж и DACS, Лондон 2019
Наталья Гончарова Божество плодородия 1909-1910 Государственная Третьяковская галерея, Paris and DACS, London 2019
Критики были возмущены выставкой работ Гончаровой в 1910 году.
Они были особенно шокированы тем, как она изображала обнаженных женщин и использовала их в качестве моделей и предметов в картинах о языческой мифологии.
Божество Плодородия было одной из работ, конфискованных полицией. Художнику было предъявлено обвинение в нарушении закона, касающегося публичной демонстрации «развращающих» изображений.
Несколько лет спустя ее картина «Евангелисты» была снята с выставки в Санкт-Петербурге. Цензура считала это кощунственным.
Сцена из балета «Жар-птица» 1950-х годов
А сегодня в Tate Modern выставка. Для нее собирали более 160 международных займов, которые редко путешествуют, и наша Государственная Третьяковская галерея России тоже предоставила свою Гончарову. Пусть мир любуется, это хорошо.
Выставка продлится до 8 сентября 2019 года.