Настоятельских покои Спасо-Андроникова монастыря


Около 1690 г. вдоль южной стены монастыря слева от входа было возведено двухэтажное здание Настоятельских покоев, примыкающее к Святым воротам.
Точная дата строительства Настоятельского корпуса не установлена. Это объясняется тем, что большая часть архива Спасо-Андроникова монастыря сгорела во время Московских пожаров 1748 и 1812 годов.
В конце XVIII в. к этому корпусу был пристроен пятигранный тамбур с внутренней лестницей. Здание неоднократно перестраивалось, в 1956-1960 гг. было отреставрировано в первоначальных формах архитектором-реставратором В.Н. Маркеловой.


Здание отличает простота форм и скупость декорации, не свойственная современным ему памятникам. Три ряда поребрика и квадратные вставки полихромных изразцов над нижними окнами вносят в облик настоятельских покоев некоторую нарядность. В 2001 году первому директору музея Д.И. Арсенишвили и первому научному сотруднику музея Н.А. Деминой на стене Настоятельского корпуса были установлены памятные доски работы З.К.Церетели и В.А.Суровцева.

Дата постройки на конец XVII в. определена по результатам натурных исследований Настоятельских покоев и на основании стилистического анализа архитектурных форм объекта культурного наследия. Первое упоминание о Настоятельском корпусе относится к 1732–39 гг. В донесении в Синод бывший архимандрит Спасо-Андроникова монастыря писал, что «...в прошлом 1732 году ... подал прошение, что в оном монастыре на святых церквах и архимандричьих ... кельях ... всякое деревянное строение все сгнило и обветшало и развалилось и от дождей бывает великаятеча...» «.вновь построить и починить того ветхого строения нечем.».

Вероятно до пожара 1748 года, из-за обнищания монастыря существенного ремонта в нём не проводилось. В офицерской описи 1763 года, составленной поручиком лейб-гвардии Семёновского полка Петром Свиньиным, написано, что «...взашед с южной стороны в святые ворота на левую сторону кельи настоятельские с каменным крыльцом с выпускным каменным флигелем в три апартамента, ... Покрыты оные листовым железом. Мерою в длину от каменной ограды на двенадцать сажен с аршином, в ширину на четырех саженях с четвертью. Внизу под оными кельями кладовая палата и братские кельи...».

Натурные исследования проведенные, 1960-е гг. показали, что первоначально Настоятельский корпус был двухэтажным. Третий этаж надстроили в середине XVIII в., что подтверждает акварельный рисунок Кампорези конца XVIII в. К этому же времени относится и постройка пятигранного каменного объёма со стороны северного фасада и переделка окон на втором этаже.

В 1778 году архитектор Яковлев составил опись со сметой и планами владения «об осмотре в Андрониковом монастыре ветхостей и возобновлении оных: Флигель Настоятельских келий состоит из трех один над другим апартаментов. Но на оных... один только средний... возобновлен, а в верхнем не находится ни полов, ни потолков. Окончины же все обветшали, кровля над оными имеет великуютечу и повреждения...». «...Вновь сделать полы, потолки, и новые стены, где потребно поделать деревянные и все оное ощекатурить и окончины со всем прибором сделать новые, кровлю переделать с прибавкою к оной многих листов железных и потом для прочности выкрасить...». Но документальных подтверждений проведённых в это время ремонтов не обнаружено.
Сильно пострадал Настоятельский корпус во время пожара в 1812 году. О чём написано в «Истории Российской иерархии»: «...настоятельские двухэтажные кельи с переходами и при них сад с плодовыми деревьями в 1812 году выгорели...». В 1813 году был выполнен ремонт. В архивном документе перечисляются «исправления», и существенные перестройки, выполненные в Настоятельском корпусе: «...год 1813... к-н И.Н. Чулков дал сей договор Московского Спасо-Андроникова монастыря архимандриту Феофану в том, что подрядился ясделать нижеследующее: 1-е по входу над крыльцом под кумпол сделать обрешетку и обшивку, с крыльца растворчатые двери с филенками, 2-е с первой площадки над чердаки каковую ж лестницу с одной дверью. В двух светелках сделав обвязки внизу и вверху намостить потолки и полы, а кругом оных с наружи и внутри обшить тесом и сделать у обеих светелок по одной двери и шесть рам, по одной в каждое окошко ... три слуховые рамы полуциркульные. 3 -е с первой лестницы, в сенях наслав пол, ... сделать в церковь обшивную лестницу ... 4-е с приходу с первой лестницы в сени сделать полустекольные с филенками растворчатые двери. Из сеней в прихожую и кельи одну дверь глухую, а другую растворчатую с филенками. В прихожей наслав пол перегородить доверху, как показано, будет с решетчатыми окнами какие бывают в нишах, в кое во вторую прихожую дверь..., из сей в кладовую... из оной в же в покоец, 5-е из первой передней в чистые покои... и перегородки вдоль и поперег, как показано будет, в перегородке в зал сделать две растворчатых дверей.... Таковые же двери из зала во внутренние покои, за оными на балкон двое двери..., против коих дверей сделать буфет.... В гостиной сделать перегородки от печи до стены.... Из спальни в кладовую ... из кладовой сделать на оном основании деревянный нужник. Снаружи кругом сделать открытую с балясами галерею и с оной западную дверь с лестницею в сад...». Какие работы были выполнены из этого списка неизвестно. Важно, что галереи до 1812 года не существовало.

В том же 1813 году был заключён новый договор с А. Федоровым: «...на настоятельских покоях и от оного в галереи положив балки, поставить на подушках стропила и все оное строение обрешетить под железную кровлю...».
На чертеже 1840 г. Л. Томашевского изображена галерея, огибающая здание вдоль южного и западного фасадов, выполненная после 1815 года.
В 1866 году архимандрит Иннокентий заключил договор с к-н И. Кононовым в котором говорится: «...корпус настоятельских келий с двумя выступами, т.е. с крыльцом и ретирадою, как они есть, оштукатурить...».
На фотографии 1882 года видно, что корпус утратил галерею, но сохранил на южном фасаде ретираду, 3-й мезонинный этаж и характер разбивки оконных проёмов.

В 1930-е гг. с разборкой колокольни, надвратной церкви и частичной разборкой святых ворот памятник был сильно перестроен.
В начале 1959 г. ЦНРМ Академии строительства и архитектуры СССР проводили научно-исследовательские и позднее реставрационные работы. Проектные работы проводились главным архитектором проекта Л.А. Давидом и автором В.Н. Меркеловой.
Здание отличает простота форм и скупость декорации, не свойственная современным ему памятникам.
На первом этаже Настоятельского корпуса проводятся периодические выставки, на втором размещается администрация музея.
Объект культурного наследия федерального значения «Ансамбль Андроникова монастыря: – Настоятельские палаты, 1670 г.».
На первом этаже Настоятельского корпуса располагается просторное выставочное помещение для периодических выставок.
Архивные фото с pastvu
|
</> |