Насколько стара традиция русских резных наличников
dombusin — 13.10.2021
Украшение русского дома, резные деревянные наличники – уникальное
явление, за пределами России и Беларуси таких не найти.
Но традиция украшать таким образом окна не такая древняя, как
можно подумать, она была удачно перенята у европейских архитекторов
и воплощена в местных строительных материалах.
В целом, те наличники, которыми мы привыкли восхищаться,
массово появились примерно в середине 19-го века, когда стали
доступными не только оконное листовое стекло (и в деревенских домах
появились высокие прямоугольные окна), но и инструменты для тонкой
обработки дерева.
Как раз и самый декоративный и привычный нам стиль наличников,
с прорезным узором, пошел из 19-го века.
Стекольная промышленность стала развиваться в России лишь с
петровских времен, то того стекло привозили из Европы. Но до конца
18-го века стекло все еще было дорогим материалом, так что
крестьянское население обходилось подручными средствами для
перекрытия проема окошка: слюдой, тонким холстом, натянутым бычьи
пузырем.
Соответственно, и окна в деревянных домах были совсем
небольшие, узкие горизонтальные с задвижками или квадратные
«красные» окна со ставней. Наличников таким не требовалось,
поскольку конструктивно наличник понадобился, когда в окнах
появились рамы, и надо было закрыть щель между рамой и стеной.
Обрамление квадратного "красного" окна называлось
"окосячка", а само такое окно - косящатое. Вот так примерно
выглядели деревенские окна вплоть до 17-го века, только стекол
почти ни у кого не было.
Как ни странно, хотя на Руси резьба по дереву была одним из
традиционных промыслов, и мастерство резьбы было высочайшего
уровня, деревенские окна практически не украшались (ведь и без
наличника можно было как-то обозначить окно – но окна были самыми
простыми).
"Царское место" (трон) в Успенском соборе Московского
Кремля (середина 16-го века) - пример мастерства русских резчиков
по дереву. Однако делать резные деревянные обрамления окон в то
время было не принято.
Просто не было такого обычая.
Очень редко и скупо украшались и окна каменных храмов – в
русской традиции было делать в стенах храмов узкие высокие
проемы-прорези, редко с рамкой, чаще – без всяких украшений.
Храм Иоанна Предтечи в Коломне, старая часть с
окнами-прорезями датируется 14-м веком.
Поэтому предположения, что традиционный декор окон (и
карнизов) идет от стремления людей «защитить красотой» те места
дома, куда может проникнуть нечистая сила, основаны на совсем
недавних примерах декора. В строениях до 17-го века окна, вероятно,
никак не украшались, как ни удивительно это звучит
сейчас.
Хотя в европейской традиции как раз украшенные по периметру
окна, это прослеживается от античных строений, окна украшались и во
времена готики, и, конечно, в эпоху Возрождения.
Остатки римского дома (1 век н.э.),
Верона
Только все это были каменные строения.
В Россию каменный оконный декор в виде «резного» узора
принесли итальянские архитекторы, например, Петр Франциск Анибале,
построивший шатровую церковь Вознесения в Коломенском. Этот храм -
один из первых примеров резных декораций по периметру окон в
европейском стиле, и это начало 16-го века.
Шатровая церковь Вознесения в
Коломенском
В 16-17 веках применение каменного декора вокруг окон стало
общим правилом, и в строительстве храмов, и в городской
архитектуре, перенимавшей европейские стили. Дальше, вероятно,
украшение окон пошло «в народ» - в селах строились храмы с каменной
резьбой вокруг окон, крестьяне начали тоже украшать окна изб, у
кого была возможность.
Стена Крестовоздвиженского собора в Соликамске, конец
17-го века - декор обрамления окон к концу 17-го века стал очень
разнообразным
Замечено, что в местности, как правило, преобладают один-два
стиля наличников, то есть можно говорить о муромских или
суздальских наличниках, и даже о стилях отдельных сел, например, в
Подмосковье славится Хорлово. Это свидетельствует о том, что люди
перенимали у ближайших соседей, в местном храме или усадьбе стиль
декора и дальше творили плюс-минус в рамках этого направления.
Интересный дом (Брянская область) - у него декором
выделена центральная часть, три центральных окна отличаются
наличниками арочной формы и отделены узором-полуколонной. Это
отражение архитектурного приема раскреповки, когда часть стены
выдвигается вперед (характерно для барокко) - то есть вот так "в
народ" перетекло копирование какого-то барочного особняка, но в
упрощенном виде.
Очень интересные резные дома можно найти в Сибири, там народ
жил побогаче и мог нанимать хороших мастеров для украшения своего
жилища. Но эти красивейшие наличники – второй половины 19-го века и
позже.
На юге и на Украине, где не строили деревянных домов, а жили в
мазанках, не появилось и деревянных наличников, но зато рамы
раскрашивались.
Удивительно, что в тех странах Европы, где много деревянных
строений, Швеции, например, резной красоты на окнах не придумали.
То есть, хотя идея декора вокруг окна и пришла к нам из Европы,
развитие и реализация этой идеи в дереве – чисто наше явление, и
очень характерная черта русского стиля.
В орнаментах русских резных наличников часто находят
«древние», чуть ли не дохристианские символы (вертикальный ромб –
символ солнца, горизонтальный ромб – символ пашни и т.п.). На самом
деле украшения носят, в общем-то, случайный и фантазийный характер,
сильно отличаются в разных местностях, да и в знание древней
символики у столяра 19-го века верится с трудом.
То есть резные наши наличники – искусство, а не оберег.