Наш автопром: лучшие годы. «Фиаты».
spb_auto — 29.08.2013 А не поговорить ли нам про отечественный автопром? Девочки могут сразу перелистывать эту страничку, потому что дальше хоть и будут «картинки с милыми машинками», но куча непонятных букв и названий вряд ли будут вам интересны. Про колготки и сумочки не будет точно, анфочентли. Ну, а мальчикам предлагаю-таки почитать и даже добавить что-нибудь, ибо охватить полностью сие огромное, хоть и паханное поле, мне не удалось. Даже не смотря на все мои попытки растекатьсяТак вот, про автопром. Любят все сейчас говорить и писать, что наш автопром нынче в полнейшем упадке, выпускаем не пойми что и конкуренцию зарубежным автомобилям составить не можем. «А вот в свое время!..» Как в Масяне, помните? «Я-то в советские времена о-о-о! А я-то в советские времена о-о-о!». Ну вот и давайте так выборочно поглядим, что и как мы выпускали раньше. Вообще-то, задумывался отдельный и большой рассказ про Львовский замечательный автобус ЛАЗ-695, но в процессе написания акценты сместились и пост получился совершенно не об автобусе. Тем не менее, вот его изображение для привлечения внимания (кстати, на фотографии ЛАЗ-695М), а о нём самом мы поговорим в самом конце нашей длинной и увлекательной истории.
За историю советского автомобилестроения было разработано и выпущено огромное количество легковых автомобилей, автобусов и грузовиков. Про некоторые автомобили мы с детства знаем, что они были русской адаптацией заграничных удачных моделей. Первое, что приходит в голову — это ВАЗ-2101, знаменитая «Копейка». Которая что? Правильно. Фиат-124, лучший автомобиль 1967 года. Который с 1970-го года официально выпускался по итальянской лицензии в специально отстроенном для этого в городе Тольятти, переименованном в честь итальянского коммуниста, новом автозаводе.
Непосредственно «копейка» простояла на конвейере до 1984, тогда как оригинальный Фиат-124 был снят с производства еще в 1974. Вообще-то, «копейка» выпускается и по сей день. То есть более сорока лет. Ибо ВАЗ-2107 является всё той же «копейкой», только с квадратными фарами. Как, сняли с производства? Сходите на сайт АвтоВАЗа, она там представлена во всю. Вопрос «Зачем было брать и копировать далеко не самый удачный экземпляр Фиата?» перешёл уже в разряд риторических. Лучше бы Фольксваген Жук скопировали. Или Форд Мустанг. Хотя нет, оба два автомобиля двухдверные. Но и это не стало помехой для отечественного автопрома.
ВАЗ 2101. Финская реклама советского автомобиля. Обращает на себя внимание шипованная резина. Даже на оригинальной итальянской рекламе с тем же сюжетом резина стоит обычная.
Fiat 124. Визуально от Жигулей отличает отсутствие «клыков», отверстия под «кривой стартер» и боковых зеркал заднего вида. Выдают ненашесть и выступающие ручки дверей.
Другое копирование Фиата было, возможно, более удачным. Десятком лет ранее, на заводе «Москвич» (МЗМА, если уж совсем быть точными), стали разрабатывать новый малолитражный автомобиль, получивший название Москвич-444. За основу был взят Фиат-600 «Сейченто» с задним расположением двигателя, воздушной системой охлаждения и большими дверями. Подвеску и двигатель заимствовать не стали, а переработали и разработали свои собственные. Изменили и форму кузова — из фиатовского «фастбека» сделали «почти двухдверный седан», заменив плоскую заднюю часть на всем известный теперь «горб».
Внешне автомобиль получился неким синтезом из «старшей» 600-й и «младшей» 500-й моделей. Кстати, 600-й Фиат имел сначала двери, открывающиеся против хода движения, потом концепция изменилась, и петли перевесели, а вот как раз 500-й — сразу и навсегда имел двери, открывающиеся против хода. Эта идея и была заимствована при конструировании нашей малолитражки. Проектирование велось в Москве, но производственные мощности к моменту окончания разработки были на заводе заняты, и выпуск решили перенести в УССР, на завод «Коммунар» в городе Запорожье. Так родился Запорожец-965, знаменитый «Горбатый».
«МЗМА-965»: накладки на крылья и «кругляши» воздухозаборников.
Фиат-600 с дверями «против движения».
И «по ходу движения». Вероятно, рестайлинг.
Младший брат 600-го — 500-й Фиат.
Рекламный буклет.
Один из прототипов «Москвича-444/МЗМА-965»: подфарники вынесены на крылья сверху, но они ещё не каплевидной формы, а совсем странные.
ЗАЗ-965.
Это фотография для советского рекламного буклета. На экспорт он стал продаваться под брендом «Yalta» — ничегонезначащим, трудонопроизносимым для иностранцев словом. Правда, гораздо лучше, чем «Zaporojets».
И тут, внезапно, в пост врывается Mitsubishi 500 A10 выпуска 1960-го года
и Mitsubishi 500 A11 выпуска 1961-го года. Провыпускалось это чудо автопрома, похожее на «Горбатый», всего два года. А «Запорожець» продержался на конвейере с того же 1960 по 1969.
Давайте сначала закончим уж с Фиатами на Руси, а потом ещё раз вернёмся к Запорожцам. Кстати, в качестве факультатива — сравните на досуге фары Фиат Tempra и вазовской «Девятки» или «Восьмёрки». Ещё одна Фиатовская поделка, Fiat 15 Ter, у нас стала называться АМО-Ф-15. Правда, ещё до революции. В 1916 был построен новый завод в Москве, «Автомобильное Московское Общество (АМО)», на котором удачная модель Фиата образца 1912 года сначала собиралась из комплектующих. После Революции завод некоторое время занимался только ремонтом автомобилей, а с 1924 года стал опять выпускать всё тот же Fiat, теперь уже модернизированный и получивший титул «Первый советский автомобиль». АМО-Ф-15 простоял на конвейере до 1931 года. Потом появились АМО-2, АМО-3, но это были уже американские лицензионные «Аутокар-5С», а сам завод стал называться «Завод имени Сталина (ЗиС)».
Здесь у прототипа ВАЗ-2108 конца семидесятых «фальш-морда» и круглые фары вместо квадратных. Но, всё равно, задние колёса ей уже оторвало. При постановке на конвейер кардинально качество не улучшилось.
На сегодня хватит. А у нас впереди «Ленинград-1», «ЗиСы», ещё один «Запорожец», «Волги», автобусы, троллейбусы и грузовики.
И да, оригинал этого поста у меня в журнале.
Факультатив:
Хороший пост pos1t1ve «Из истории переднего привода: ВАЗ 2108»
diecast43: «ЗАЗ-965А в естественной среде обитания»
ЗАЗ-965. Он же «горбатый»