Нарцисс
dpmmax — 10.08.2010 Мой друг, замечательный человек, ten_derпопросил меня недавно написать о нарциссах. Я таки собрался. Предупреждаю сразу: это в большей степени шутливый, нежели академический пост.
Строго говоря, в МКБ-10 нет такого термина и диагноза, как нарциссизм — ни применительно к расстройствам сексуального предпочтения, ни касательно расстройств личности. Поэтому не стоит принимать написанное уж очень всерьёз. Максимум — к сведению. О расстройствах сексуального предпочтения рассказывать не буду, оставлю за читателями эту волнительную возможность представить себе попытки поиметь зеркало, перейду сразу к нарциссическому психотипу (или, в более тяжёлом случае, расстройству личности).
Немного древней истории. Нарциссу здорово повезло с генофондом: мама — нимфа, папа так и вовсе бог речной. Чего, казалось бы, ещё желать? Вот он особо ничего и никого не желал, жил себе и тихо пёрся от осознания собственной нонпенетративности. Чем повергал в совершенное уныние и отчаяние всех нимф в округе: такой фенотип, и всё впустую! Одна из них, Эхо, так и вовсе только и могла, что повторять за ним последние слова. Недальновидный Нарцисс отверг и её, и её подружек. Ох, зря он это сделал. Дамы, они в гневе такого пожелать могут! Вот ему и пожелали — мол, пусть же полюбит засранец душевно холодный, и обломается также, как наш коллектив. А Афродита тут как тут — припечатала своим не по-девичьи веским «к исполнению». И всё, был пацан — и нет пацана ©. Влюбился в отражение в реке, всего себя на любовь потратил. А нечего девичьи мечты херить!
В целом, пожалуй, вполне можно отнести нарциссические личности к истероидному типу: тот же всепоглощающий эгоцентризм, то же ощущение себя пупом Земли с некоторым раздражённым недоумением — где пирсинг и эта штучка с большим брильянтом? Отличает, пожалуй, ещё большая степень самолюбования. И ожидание волн восторга от ловящих каждое слово, жест и взгляд обожателей. А не проникшиеся — просто на низшей ступени эволюции, где-то между членистоногими и кольчатыми червями, и чувство прекрасного им пока недоступно.
Нарцисс-любовник — это спальня с зеркалами. Если он — то мнит себя гурманом-дефлоратором, если она — то так и рисуется настенная коллекция членов, причём это так, фон, обрамление для единственного и наиглавнейшего сокровища. Удержать такое сокровище в принципе возможно. Если постоянно находить новые сногсшибательные и уникальные качества в своём кумире, которых никто другой не сможет рассмотреть ни на вскрытии, ни с электронным микроскопом. А искушённые почитатели в наши времена такая редкость!
Нарцисс-подчинённый — это неогранённый брильянт среди напластований пустой породы и гуано. Он-то себе цену знает. Только её никто не платит. Выражение лица — брезгливо-унылое с налётом лёгкого удивления: БОЖЕ, ЧТО Я ЗДЕСЬ ДЕЛАЮ?! Текущее расположение на карьерной лестнице воспринимает либо как временное досадное недоразумение, вроде пересадки в Урюпинске по пути в Париж, либо как злую шутку высших сил. Наилучшие результаты приносит сочетание оттитрованной похвалы направленного действия с лёгким изумлением в случае недоработок: как, такой специалист стратосферного класса — и вдруг чего-то там не может? Не верю!
Нарцисс-начальник — это человек почти на месте. Почти. Как владелец «Приоры» в розовых мечтах о «БМВ». Нужно только чётко соблюдать ритуал поклонения. Портрет любимого начальника на столе или над рабочим местом приветствуется. Если пост высокий — то строго обязателен. С большим пониманием встречаются утренние построения (подъём флага опционально), вечерние коллективные «ку» вслед отъезжающей машине и отчёты о поставленных во здравие свечах и заказанных молебнах. Последние особенно ценны в личном исполнении.
Нарцисс-политик близок по природе к нарциссу-начальнику. Разница — в радиусе поражения и размере ожидаемого почитания. Периодически пытается выйти в народ с вопросом: «ты меня любишь?», что порождает, с целью избежать жестокого разочарования, массовки статистов, экстренную укладку асфальта и прочие элементы потёмкинского деревнеобразования. Количество помощников и советников прямо пропорционально степени нарциссизма и служит буфером между ним и жестокими реалиями жизни.
Можно было бы также выделить подвиды, вроде нарцисса лапчатого, нарцисса клыкасто-перепончатокрылого, а также нарцисса, позванивающего при ходьбе, но это уже излишняя детализация.