Налог на воздух: абсурд и глупость — или дальновидное планирование. Почем

топ 100 блогов smapse15.07.2022

Когда в России и других постсоветских странах хотят подчеркнуть нелепость или несправедливость каких-либо сборов, налогов или платежей, любят использовать выражение «платить за воздух». На эту тему существует несколько фантастических рассказов и повестей, автором самого известного является Александр Беляев («Продавец воздуха»).

Налог на воздух: абсурд и глупость — или дальновидное планирование. Почем

Однако если отрицательный герой повести советского фантаста торгует сжиженным воздухом с марсианскими жителями, получая взамен радиоактивный элемент непонятного назначения под названием «иль», городские власти Нью-Йорка получают взамен городского воздуха порцию зелёных бумажек с изображением американских президентов.

Право на воздух там – возможность иметь в собственности и распоряжаться воздушным пространством над принадлежащей тебе землёй. Оно восходит к римским узаконениям, которые гласили, что владелец земли обладает также тем, что находится над ней и под ней – вплоть до райских кущ и пламени Ада.

Налог на воздух: абсурд и глупость — или дальновидное планирование. Почем

В настоящее время этот принцип активно применяется в международном праве: воздушные границы государств примерно совпадают с земными, и всё, что заключено в их пределах, относится к воздушной зоне соответствующей страны. Разумеется, права в этом случае длятся не до райских кущ, а лишь до примерных границ космического пространства.

В гражданском внутригосударственном праве это применяется реже.

Наиболее яркий кейс – права на воздух в зоне строительства, распространённые в некоторых североамериканских штатах, в особенности если речь идёт о плотной городской застройке. К примеру, в ряде боро (так называется районная сетка города) Нью-Йорка право на воздух ограничивается высотой 35 этажей. Соответственно, постройка объектов с большей этажностью идёт вразрез с требованиями законодательства, ведь всё, что находится выше, не является имуществом застройщика и принадлежит городу на законных основаниях.

Налог на воздух: абсурд и глупость — или дальновидное планирование. Почем


А как же на Манхеттене строят высотки, заметно превышающие заветные 35 этажей?

Застройщики идут на множество ухищрений.

  1. Некоторые здания имеют двойную этажность: со стороны фасада их могло быть тридцать, а вглубь квартала число возрастало в полтора-два раза. Соответственно, внутри зданий для перемещения между уровнями были специальные галереи.
  2. Был придуман другой механизм: девелоперы получили возможность приобретать аналогичные права у собственника участка поблизости. К примеру, если сосед возвёл десятиэтажку, вы смело можете приобрести у него излишек в виде 25 этажей, что позволит вам законно строить уже 60-этажное здание.

А как быть, если вокруг уже всё плотно застроено? Сервитута на воздух ведь пока не придумали.

Но пронырливые американцы и тут нашли способ выйти из положения!

Оказывается, можно попросить выкупить права на воздух соседа: те купят воздушное пространство над зданиями вокруг себя и перепродадут вам. По цепочке можно скупать целые районы, с единственным условием: она должна быть непрерывной. В некоторых случаях, в операциях по обходу закона подобным образом принимают участие десятки девелоперов и собственников прав на землю.

Налог на воздух: абсурд и глупость — или дальновидное планирование. Почем

Самые первые подобные кейсы относятся к началу XX века – поре активной замены паровозной тяги электрической, что позволило убрать часть путей под землю, а высвободившуюся землю отдать под цели застройки. Так произошло с вокзалом в Нью-Йорке в 1908-1914 годах – тогда над ним был построен Центральный телеграф, а над путями раскинулась Парк-авеню, плотно застроенная жильём и корпоративной недвижимостью.

В середине 1930-х над путями было построено больше 20 зданий, а к 1954 владелец вокзала отдал под застройку даже территорию над терминалом.

Горожане выступили против, и владельцу пришлось пойти на попятную. Однако «воздух» над вокзалом был продан – и рядом выросла шестидесятиэтажная штаб-квартира авиационной компании «Пан Американ» (сейчас это здание более известно под названием MetLife Building).

Почём фунт лиха и куб воздуха?

Налог на воздух: абсурд и глупость — или дальновидное планирование. Почем


На самом деле, продают воздушное пространство не кубами, а квадратами. В США действует имперская система мер, поэтому цена одного фута в центре может превышать 400$– это больше 280 тысяч в переводе на наши рубли!

Разумеется, многое зависит от конкретного местонахождения объекта земли. В 2005 застройщик приобрёл права у церкви – при стоимости 430 долларов за «квадрат» общая сумма сделки составила 31 млн. долларов, или 1,9 млрд. рублей на сегодняшние. Цена квартир с видом на Центральный парк тоже никого не оставила равнодушным.

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
В последние годы Костя полюбил проводить время внутри себя. Когда окружающие люди начинали давить на него со всех сторон необоснованными претензиями, глупыми замечаниями и надуманными обвинениями, он лишь пожимал плечами, как бы говоря: «Что ж... Раз вы так этого хотите, то я пошел». И ...
... 20.50 Николай Статкевич заявил, что по данным независимых экзит-поллов Лукашенко набрал 31% голосов. Кандидат в президенты предложил собравшимся «пойти попросить Лукашенко освободить его резиденцию». Собравшиеся поддержали это предложение. ...
Какие вы знаете исторические мифы, которыми продолжает оперировать наша пресса? На мой взгляд, самый популярный - это " план Даллеса " (в реальности придуманный советским писателем А.Ивановым). На втором месте фразы-фейки: Черчилля про то, что "Сталин принял Россию с сохой, а оставил ...
вот думаю я если я решу одна пойти с малышом в Крыму на пляж. есть ли возможность там нам с ним пойти купаится, не опасаясь за свои вещи: камера хранения какая-нибудь или какой-нибудь девайс, чтобы к себе все ценное прикрепить (конечно, малыш тоже ...
Версии: 1. Речной вариант "Васы". Перегрузка + множество открытых портов/иллюминаторов возле ватерлинии. 2. На полном ходу во время маневрирования пропороли днище о подводное препятствие. Чисто интуитивно считаю наиболее близкой к истине версию ...