Наиполнейшее описание Ютландского сражения - с "разбором" - к 105-й годовщине
nosikot — 31.05.2021В этот день в 1916 году состоялось крупнейшее морское сражение "машинного" времени – Ютландское (соотношение сил см. ниже), в Германии - Бой у Скагеррака. В схватке сошлись 250 кораблей противников (при Цусиме, полным счетом - 150+). Если же кто-то из "знатоков" напомнит о сражении в зал. Лейте, то отвечу:
- события в кон. октября 1944г. у берегов Филиппин представляют собой не одно сражение, а попытку японцев провести морскую стратегическую операцию в ответ на американскую высадку на о-в Лейте. В ходе этой попытки они были разбиты в силу подавляющего превосходства противника, хотя и имели шанс нанести ему бОльший урон...
- многие помнят слова О.Бендера о таких "знатоках"
Но вернемся к событиям 100-летней давности в Северном море, кто же победил:
Резюмируя:
- британский флот, обладавший значительным превосходством в силах, несмотря на потери, одержал победу, т.к. достиг своей цели - сохранил блокаду, как метко выразился кто-то из современников: "германский флот ранил тюремщика, но ... остался в тюрьме!"
- германский флот не смог достигнуть своей - цели - разбить противника по частям
Нек-рые детали:
- британская разведка ("комната 40") ЗАРАНЕЕ знала о готовящейся операции и их корабли вышли в море РАНЬШЕ германских - ! Хотя чисто военная дурость (получавший донесение разведки адмирал не снизошел до выслушивания соображений аналитиков, а передававший их офицер не посмел высказаться...) помешала точно определить состав сил германцев. Тут нужно вспомнить и о нашем вкладе - сигнальные книги и шифры с выскочившего на камни на Балтике в августе 1914г. германского крейсера "Магдебург" наши передали "союзникам"
- германские линейные крейсера (ком. - к-адм. Ф.Хиппер) навели британский авангард на свои главные силы, при этом нанесли им ощутимые потери; в конце сражения успешно прикрыл отход главных сил Флота Открытого моря - хотя, возможно, этот "выпад" и был излишен
- британские линейные крейсера (+ 5-я эскадра быстроходных линкоров; ком. - в-адм. Д.Битти) сумели оторваться и почти случайно навели германские корабли на свои главные силы. При этом Битти: а) не сумел сосредоточить свои силы к началу боя; б) не распределил огонь; в) не обеспечил комфлота вразумительной и своевременной информацией о противнике; г) за почти 1,5 года после боя у Доггер-Банки не "подтянул" своих артиллеристов - стрельба его кораблей была отвратительной - см. табл. внизу (к быстроходным линкорам это не относится, хотя командир их эскадры был просто тупым служакой)
- неожиданно для себя столкнувшись с главными силами британцев Флот Открытого моря (в-адм. Р.Шеер) не стал рисковать и отступил, дважды, в условиях боя, исполнив сложнейший маневр. В конце концов флот вернулся в свои базы пройдя ночью ЗА КОРМОЙ главных сил противника! По слухам Шеер выпил во время сражения 2 бутылки шнапса - должно быть это и помогло...
- Гранд Флит (адм. Дж.Джеллико), не получая своевременной информации о противнике сумел в кратчайшие сроки перестроить 6 параллельных походных колонн (!) своих линкоров в наилучший, в тех условиях, боевой порядок, затем снова потерял германцев (снова "спасибо" крейсерам!), оставался в море всю ночь, утром врага в море не нашел (они уже были в своих базах) и вернулся...
- из-за задержек с ремонтом германских кораблей выход в море пришлось несколько раз откладывать и большинство развернутых заранее на позициях ПЛ вернулось, оставшиеся не добились никакого успеха (о судьбе "Хэмпшира - отдельно!)
- британские эсминцы добились незначительных успехов, германские - никаких
Частные дополнение:
- несовершенство средств разведки, связи и управления привели к тому, что само сражение почти превратилось в блуждание масс кораблей в р-не боя практически наугад (впрочем, надо признать, что германцы управлялись лучше...)
- сражение показало что, по крайней мере германские линейные крейсера превосходят британские
Германские корабли, после сражения, ремонтировались дольше британских, а те просто прекратили выходить в море (не считая вылазки в августе), потом к ним еще присоединились американские эскадры и у германцев просто не стало шансов - в итоге, по условиям перемирия, 2-й в мире флот униженно перешел под британским контролем в Скапа-Флоу (вместе с подлодками - основной угрозой англосаксам), где фаталистически и самозатопился...
После боя, учитывая, что германское сообщение о победе появилось еще до возвращения британских кораблей в базы, британская общественность нуждалась в "козле отпущения" и, одновременно, "герое" - первым сделали Джеллико, вторым - Битти - он стал главкомом уже в ноябре...
Споры (в т.ч. и с переходом на личности) о ходе сражения, его руководстве и результатах не прекращались и после войны, тем более Адмиралтейство засекретило "Официальный отчет" - он был опубликован с "изьятиями" лишь в 1927г. Полная история, со всеми документами и мнениями главных участников вышла в 1939 году и ... бОльшая часть тиража погибла под немецкими бомбежками в 1940г. - теперь библиографическая редкость! "Всё надо делать вовремя"
"Спорщики" Битти и Джеллико умерли в 1935-36гг с "разбегом" в неск. месяцев (разница в возрасте - 12 лет).
Командующий германскими крейсерами - Хиппер тоже сменил своего "шефа" в качестве главкома, но уже под занавес - в августе 1918г., пережил флотские мятежи и революционные события, вынужден был сдать флот британцам и ушел в отставку, мемуаров не оставил, умер в 1932г.
Шееру не так повезло - в 1920г. злоумышленник ворвался в его дом, убил жену, ее служанку, тяжело ранил его дочь и ... покончил с собой в подвале - ! Написал мемуары, принял приглашение от Джеллико посетить Британию, но ... умер в 1928г. до поездки.
Итак, соотношение сил в Ютландском сражении:
Флагманы противников - британский "Айрон Дьюк" (вверху) и германский "Фридрих дер Гроссе"
1) Общее (в скобках - потери кораблей):
Британцы Германцы
быстроходные
линкоры-дредноуты 4 -
линкоры-дредноуты 24 16
крейсера-дредноуты 9 (3) 5 (1)*
ВСЕГО дредноутов 37 21
станд. в/и, тыс.т 940 (69) 530 (31)
* германские линейные крейсера, по своим боевым качествам, приближались к понятию "быстроходные линкоры", но уступали британским в артиллерийской мощи
"Уорспайт" - британские быстроходные линкоры типа "Куин Элизабет" с 381-мм ГК могли бы стать "кохырной картой" в этом бою, но ... постоянно опаздывали к месту событий
линкоры-додредноуты
(броненосцы) - 6 (1)
броненосные крейсера 8 (3) -
ВСЕГО кораблей-
-"броненосцев" 45 (6) 27 (2)
станд. в/и, тыс.т 1.067 (114) 615 (45)
Броненосный крейсер "Дефенс" (вверху) и броненосец "Поммерн" вступили в строй уже после "Дредноута", но соперничать с кораблями нового типа уже не могли (правда второй погиб от торпеды британского эсминца, а не от артогня дредноутов, как первый...)
легкие и бронепалубные
крейсера 26 11 (4)
гидроавианосец 1* -
станд. в/и, тыс.т 131 55 (21)
эсминцы 79 (8) 61 (5)
* "Энгадайн" с 4 поплавковыми самолетами на борту - один из них взлетел, обнаружил противника, но несовершенство средств связи не позволило авианосцу передать это сообщение главным силам - первое в ситории использование корабельной авиации в бою!
Второй авианосец - "Кампания" - не вышел в море из-за угрозы подлодок
Германские дирижабли не смогли вылететь из-за погоды (сильный ветер)
У британцев в составе флота был и гидроавианосец "Энгадайн"...
2) Артиллерия (бортовой залп кораблей, калибр больше 150-мм):
Британцы Германцы
381-мм 48 -
356-мм 10* -
343-мм 142 -
305-мм 132 128
280-мм - 60
ВСЕГО орудий ГК
дредноутов, борт 332 188
280-мм - 24
234-мм 28 -
ВСЕГО орудий ГК
броненосных кораблей,
борт 360 212
190-мм** 22 -
170-мм - 42
150/152-мм 168 160
Всего орудий среднего
калибра, борт 190 202
По орудиям больше 234-мм:
Бортовой залп, т 183 76
Бортовой залп в минуту, т*** 299 196
Отдельно по силам Битти и Хиппера перед началом сражения:
381-мм 32 -
343-мм 32 -
305-мм 16 16
280-мм - 28
Бортовой залп, т 52 15
Бортовой залп в минуту, т*** 72 41
* ЛК "Канада" - строившийся для Чили корабль, конфискованный с началом войны, после войны отремонтирован и передан заказчику - "Латорре"
** 190-мм - ГК на БрКр "Хэмпшир"
***Табличные данные - естественно скорострельность в реальном бою зависит от многих факторов, это техническая огневая производительность орудийных установок, заложенная конструктора, по-моему я первый даю этот показатель...
"Костяк" ютландской артиллерии британские BL 13.5-inch Mk V и германские 30.5 cm SK L/50
3) Результаты:
Выпущено снарядов ГК (попаданий): Британия 4.480 (124, 2,8%) Германия 3.597 (122, 3,4%)
в т.ч. ЛКр 1.650 (26, 1,6%)
и ЛК 2.630 (98, 3,7%)
(по БрКр данных нет)
Потери: Британия 14 кораблей (9,3%), 6.100 чел. (10%) Германия 11 кораблей (11%), 2.550 чел. (7,1%)
Линейный крейсер "Индефатигебл" стал одной из главных жертв сражения - неудачное развитие типа "Инвинсибл" (и так недостаточная броня была "размазана" по большей площади) - потплен германским "Фон дер Танном", только 2 из экипажа в 1.019 чел. спасены
Его одноклассник "Нью Зиланд" (выпустил больше всех снарядов - 420, но попал всего 4 раза - меньше 1%) получил лишь одно попадание - видимо сказалось "шаманство" аборигенов маори, подаривших командиру крейсера накидку пью-пью, в к-рой он и был во время сражения:
Еще один из серии - "Австралия" к Ютланду не успел выйти из ремонта
В общем, в т.ч. для нас:
- английские линейные и броненосные крейсера (3 и 3, соответственно) бодро взрывались и горели (кстати, аналогично поврежденный нашим огнем «Фудзи», построенный в Англии, при Цусиме, не взорвался, сволочь!), но германский флот победы не добился и вернулся в свои базы (жаль "Лютцова" не дотащили! кроме него, из крупных кораблей , германцы потеряли броненосец времен русско-японской войны) – просто РАНЬШЕ нужно было англичан топить – в конце 1914-начале 1915 гг., тогда был реальный шанс и лучшее соотношение сил, а в середине 1916 года было уже поздно.
Да, немцы потеряли в сражении легкий крейсер «Эльбинг» - строившийся для русского флота как «Адмирал Невельский» и конфискованный с началом войны.
Еще один пример неудачи континентальных держав на море.
|
</> |