рейтинг блогов

Наиполнейшее описание Ютландского сражения - с "разбором" - к 105-й годовщине

топ 100 блогов nosikot31.05.2021
Наиполнейшее описание Ютландского сражения - с разбором - к 105-й годовщине

В этот день в 1916 году состоялось крупнейшее морское сражение "машинного" времени – Ютландское (соотношение сил см. ниже), в Германии - Бой у Скагеррака. В схватке сошлись 250 кораблей противников (при Цусиме, полным счетом - 150+). Если же кто-то из "знатоков" напомнит о сражении в зал. Лейте, то отвечу:
- события в кон. октября 1944г. у берегов Филиппин представляют собой не одно сражение, а попытку японцев провести морскую стратегическую операцию в ответ на американскую высадку на о-в Лейте. В ходе этой попытки они были разбиты в силу подавляющего превосходства противника, хотя и имели шанс нанести ему бОльший урон...
- многие помнят слова О.Бендера о таких "знатоках"
Но вернемся к событиям 100-летней давности в Северном море, кто же победил:


Наиполнейшее описание Ютландского сражения - с разбором - к 105-й годовщине

Резюмируя:
- британский флот, обладавший значительным превосходством в силах, несмотря на потери, одержал победу, т.к. достиг своей цели - сохранил блокаду, как метко выразился кто-то из современников: "германский флот ранил тюремщика, но ... остался в тюрьме!"
- германский флот не смог достигнуть своей - цели - разбить противника по частям
Нек-рые детали:
- британская разведка ("комната 40") ЗАРАНЕЕ знала о готовящейся операции и их корабли вышли в море РАНЬШЕ германских - ! Хотя чисто военная дурость  (получавший донесение разведки адмирал не снизошел до выслушивания соображений аналитиков, а передававший их офицер не посмел высказаться...) помешала точно определить состав сил германцев. Тут нужно вспомнить и о нашем вкладе - сигнальные книги и шифры с выскочившего на камни на Балтике в августе 1914г. германского крейсера "Магдебург" наши передали "союзникам"
- германские линейные крейсера (ком. - к-адм. Ф.Хиппер) навели британский авангард на свои главные силы, при этом нанесли им ощутимые потери; в конце сражения успешно прикрыл отход главных сил Флота Открытого моря - хотя, возможно, этот "выпад" и был излишен
- британские линейные крейсера (+ 5-я эскадра быстроходных линкоров; ком. - в-адм. Д.Битти) сумели оторваться и почти случайно навели германские корабли на свои главные силы. При этом Битти: а) не сумел сосредоточить свои силы к началу боя; б) не распределил огонь; в) не обеспечил комфлота вразумительной и своевременной информацией о противнике; г) за почти 1,5 года после боя у Доггер-Банки не "подтянул" своих артиллеристов - стрельба его кораблей была отвратительной - см. табл. внизу (к быстроходным линкорам это не относится, хотя командир их эскадры был просто тупым служакой)
- неожиданно для себя столкнувшись с главными силами британцев Флот Открытого моря (в-адм. Р.Шеер) не стал рисковать и отступил, дважды, в условиях боя, исполнив сложнейший маневр. В конце концов флот вернулся в свои базы пройдя ночью ЗА КОРМОЙ главных сил противника! По слухам Шеер выпил во время сражения 2 бутылки шнапса - должно быть это и помогло...
- Гранд Флит (адм. Дж.Джеллико), не получая своевременной информации о противнике сумел в кратчайшие сроки перестроить 6 параллельных походных колонн (!) своих линкоров в наилучший, в тех условиях, боевой порядок, затем снова потерял германцев (снова "спасибо" крейсерам!), оставался в море всю ночь, утром врага в море не нашел (они уже были в своих базах) и вернулся...
- из-за задержек с ремонтом германских кораблей выход в море пришлось несколько раз откладывать и большинство развернутых заранее на позициях ПЛ вернулось, оставшиеся не добились никакого успеха (о судьбе "Хэмпшира - отдельно!)
- британские эсминцы добились незначительных успехов, германские - никаких
Частные дополнение:
- несовершенство средств разведки, связи и управления привели к тому, что само сражение почти превратилось в блуждание масс кораблей в р-не боя практически наугад (впрочем, надо признать, что германцы управлялись лучше...)
- сражение показало что, по крайней мере германские линейные крейсера превосходят британские
Германские корабли, после сражения, ремонтировались дольше британских, а те просто прекратили выходить в море (не считая вылазки в августе), потом к ним еще присоединились американские эскадры и у германцев просто не стало шансов - в итоге, по условиям перемирия, 2-й в мире флот униженно перешел под британским контролем в Скапа-Флоу (вместе с подлодками - основной угрозой англосаксам), где фаталистически и самозатопился...
После боя, учитывая, что германское сообщение о победе появилось еще до возвращения британских кораблей в базы, британская общественность нуждалась в "козле отпущения" и, одновременно, "герое" - первым сделали Джеллико, вторым - Битти - он стал главкомом уже в ноябре...
Споры (в т.ч. и с переходом на личности) о ходе сражения, его руководстве и результатах не прекращались и после войны, тем более Адмиралтейство засекретило "Официальный отчет" - он был опубликован с "изьятиями" лишь в 1927г. Полная история, со всеми документами и мнениями главных участников вышла в 1939 году и ... бОльшая часть тиража погибла под немецкими бомбежками в 1940г. - теперь библиографическая редкость! "Всё надо делать вовремя"
"Спорщики" Битти и Джеллико умерли в 1935-36гг с "разбегом" в неск. месяцев (разница в возрасте - 12 лет).
Командующий германскими крейсерами - Хиппер тоже сменил своего "шефа" в качестве главкома, но уже под занавес - в августе 1918г., пережил флотские мятежи и революционные события, вынужден был сдать флот британцам и ушел в отставку, мемуаров не оставил, умер в 1932г.
Шееру не так повезло - в 1920г. злоумышленник ворвался в его дом, убил жену, ее служанку, тяжело ранил его дочь и ... покончил с собой в подвале - ! Написал мемуары, принял приглашение от Джеллико посетить Британию, но ... умер в 1928г. до поездки.

Итак, соотношение сил в Ютландском сражении:
Наиполнейшее описание Ютландского сражения - с разбором - к 105-й годовщине
Наиполнейшее описание Ютландского сражения - с разбором - к 105-й годовщине
Флагманы противников - британский "Айрон Дьюк" (вверху) и германский "Фридрих дер Гроссе"

1) Общее (в скобках - потери кораблей):
                                                                           Британцы                                                                  Германцы

быстроходные
линкоры-дредноуты                                              4                                                                                     -

линкоры-дредноуты                                             24                                                                                   16

крейсера-дредноуты                                          9 (3)                                                                                5 (1)*

ВСЕГО дредноутов                                               37                                                                                   21

станд. в/и, тыс.т                                                 940 (69)                                                                         530 (31)

* германские линейные крейсера, по своим боевым качествам, приближались к понятию "быстроходные линкоры", но уступали британским в артиллерийской мощи

Наиполнейшее описание Ютландского сражения - с разбором - к 105-й годовщине
"Уорспайт" - британские быстроходные линкоры типа "Куин Элизабет" с 381-мм ГК могли бы стать "кохырной картой" в этом бою, но ... постоянно опаздывали к месту событий

линкоры-додредноуты
(броненосцы)                                                        -                                                                                   6 (1)

броненосные крейсера                                     8 (3)                                                                                  -

ВСЕГО кораблей-
-"броненосцев"                                                 45 (6)                                                                               27 (2)

станд. в/и, тыс.т                                             1.067 (114)                                                                        615 (45)

Наиполнейшее описание Ютландского сражения - с разбором - к 105-й годовщине
Наиполнейшее описание Ютландского сражения - с разбором - к 105-й годовщине
Броненосный крейсер "Дефенс" (вверху) и броненосец "Поммерн" вступили в строй уже после "Дредноута", но соперничать с кораблями нового типа уже не могли (правда второй погиб от торпеды британского эсминца, а не от артогня дредноутов, как первый...)

легкие и бронепалубные
крейсера                                                             26                                                                                   11 (4)

гидроавианосец                                                   1*                                                                                    -

станд. в/и, тыс.т                                                 131                                                                                55 (21)

эсминцы                                                              79 (8)                                                                             61 (5)

* "Энгадайн" с 4 поплавковыми самолетами на борту - один из них взлетел, обнаружил противника, но несовершенство средств связи не позволило авианосцу передать это сообщение главным силам - первое в ситории использование корабельной авиации в бою!
Второй авианосец - "Кампания" - не вышел в море из-за угрозы подлодок
Германские дирижабли не смогли вылететь из-за погоды (сильный ветер)

Наиполнейшее описание Ютландского сражения - с разбором - к 105-й годовщине
У британцев в составе флота был и гидроавианосец "Энгадайн"...

2) Артиллерия (бортовой залп кораблей, калибр больше 150-мм):

                                                                       Британцы                                                                 Германцы

381-мм                                                                 48                                                                             -

356-мм                                                                  10*                                                                             -

343-мм                                                                 142                                                                            -

305-мм                                                                 132                                                                          128                              

280-мм                                                                   -                                                                              60

ВСЕГО орудий ГК
дредноутов, борт                                                332                                                                           188

280-мм                                                                   -                                                                                24

234-мм                                                                   28                                                                              -

ВСЕГО орудий ГК
броненосных кораблей,
борт                                                                      360                                                                           212


190-мм**                                                                 22                                                                              -

170-мм                                                                    -                                                                                42

150/152-мм                                                           168                                                                            160

Всего орудий среднего
калибра, борт                                                       190                                                                             202

По орудиям больше 234-мм:

Бортовой залп, т                                                  183                                                                              76                              

Бортовой залп в минуту, т***                               299                                                                             196

Отдельно по силам Битти и Хиппера перед началом сражения:

381-мм                                                                 32                                                                                -

343-мм                                                                 32                                                                                -

305-мм                                                                 16                                                                               16                              

280-мм                                                                   -                                                                                28

Бортовой залп, т                                                   52                                                                             15                              

Бортовой залп в минуту, т***                                72                                                                             41


* ЛК "Канада" - строившийся для Чили корабль, конфискованный с началом войны, после войны отремонтирован и передан заказчику - "Латорре"
** 190-мм - ГК на БрКр "Хэмпшир"
***Табличные данные - естественно скорострельность в реальном бою зависит от многих факторов, это техническая огневая производительность орудийных установок, заложенная конструктора, по-моему я первый даю этот показатель...

Наиполнейшее описание Ютландского сражения - с разбором - к 105-й годовщине
Наиполнейшее описание Ютландского сражения - с разбором - к 105-й годовщине
"Костяк" ютландской артиллерии британские BL 13.5-inch Mk V и германские 30.5 cm SK L/50

3) Результаты:

Выпущено снарядов ГК (попаданий):           Британия 4.480 (124, 2,8%)             Германия 3.597 (122, 3,4%)
                                                                         в т.ч. ЛКр 1.650 (26, 1,6%)
                                                                         и ЛК         2.630 (98, 3,7%)
                                                                             (по БрКр данных нет)

Потери:                        Британия 14 кораблей (9,3%), 6.100 чел. (10%)                Германия 11 кораблей (11%), 2.550 чел. (7,1%)

Наиполнейшее описание Ютландского сражения - с разбором - к 105-й годовщине
Линейный крейсер "Индефатигебл" стал одной из главных жертв сражения - неудачное развитие типа "Инвинсибл" (и так недостаточная броня была "размазана" по большей площади) - потплен германским "Фон дер Танном", только 2 из экипажа в 1.019 чел. спасены
Его одноклассник "Нью Зиланд" (выпустил больше всех снарядов - 420, но попал всего 4 раза - меньше 1%) получил лишь одно попадание - видимо сказалось "шаманство" аборигенов маори, подаривших командиру крейсера накидку пью-пью, в к-рой он и был во время сражения:
Наиполнейшее описание Ютландского сражения - с разбором - к 105-й годовщине
Еще один из серии - "Австралия" к Ютланду не успел выйти из ремонта




В общем, в т.ч. для нас:
- английские линейные и броненосные крейсера (3 и 3, соответственно) бодро взрывались и горели (кстати, аналогично поврежденный нашим огнем «Фудзи», построенный в Англии, при Цусиме, не взорвался, сволочь!), но германский флот победы не добился и вернулся в свои базы (жаль "Лютцова" не дотащили! кроме него, из крупных кораблей , германцы потеряли броненосец времен русско-японской войны) – просто РАНЬШЕ нужно было англичан топить – в конце 1914-начале 1915 гг., тогда был реальный шанс и лучшее соотношение сил, а в середине 1916 года было уже поздно.
Да, немцы потеряли в сражении легкий крейсер «Эльбинг» - строившийся для русского флота как «Адмирал Невельский» и конфискованный с началом войны.
Еще один пример неудачи континентальных держав на море.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Везде указано, что это русское село, но это совсем не так (хотя возможно здесь просто перемешаны снимки из разных поездок). По мне так это скорее Западная Украина, Молдавия или даже Румыния. Вы более глазасты, чем я и наверняка подскажете прав ли я. 01. Женщины готовят колбасу на ...
...
"Неожиданно мои устоявшиеся предпочтения в еде (тяга к одним блюдам и отвращение к другим) показались мне самым серьезным из моих недостатков. В тот же день я набросал программу из шести шагов, призванную освободить мои вкусовые пристрастия ...
Открылся сезон для велосипедистов. В основном таким городским видом транспорта пользуется молодежь. Недорого и удобно. ...
Были у меня в детской игровой комнате  два  постоянных клиента: мальчик и девочка.  Их регулярно приводил отец мальчика после садика и  оставлял на 2 часа играть под нашим присмотром. Отец состоятельный, адекватный мужик - знаю его по уважаемой и высокооплачиваемой долж ...