Наемный труд и рабство. Поиск границы, отделяющей гражданское состояние от

топ 100 блогов alex_rozoff02.05.2019 В первомайском выпуске "Deutsche Welle" - любопытный комикс: "Как менялось отношение европейцев к труду" (в смысле - к наемному труду).
https://p.dw.com/p/2iHCt
Краткое содержание с моими комментариями:

Во времена античности наемный труд считался аналогом рабства, т.е. состоянием, позорным для человека. В тот период было ясное понимание отличия между фермером или ремесленником (когда товаром является продукт труда), и батраком или рабом (когда товаром является человеческое тело. продаваемое для производственных функций в интересах покупателя, которому и будет принадлежать произведенный продукт). В первом случае человек выступает, как субъект, который распоряжается собой и своей продукцией. Во втором случае человек выступает, как объект (по аналогии с тягловым скотом), которым распоряжается хозяин.
То, что батрак и раб получают от хозяина некие материальные блага на поддержание своей жизни, никак не отменяет скотской темы. Ведь конь, бык, или осел тоже получают корм и хлев.
То, что батрак в какой-то мере может выбирать, какому хозяину продаться, не меняет сути дела (поскольку условия у всех хозяев одинаковы по сути).
Батрак вынужден был продавать свое тело, чтобы получить корм и хлев. Так это работало в античности. Так это продолжает работать в большей части современного мира.


В Средние века состояние крестьян (вилланов) было таким, что экономическая жизнь вообще на радовала, а труд - особенно. Как-то примиряло вилланов с таким положением дел лишь наличие более 100 праздничных дней в году (примечание - по некоторым данным: 150 с учетом обычных воскресений)

Затем наступила эпоха пуританского фундаментализма "христианских реформаторов" (Лютера, Кальвина, и т.п.). Фундаментализм предполагает буквальное и при этом тенденциозное толкование т.н. "священных книг" (в данном случае - библии). "В поте лица твоего будешь есть хлеб" (Бытие, 3: 19) - на основе этих слов, фундаменталисты объявили изнурительный труд - священной добродетелью. Позже, в 1905-м, Вебер объявил это "протестантской этикой", сделавшей капитализм на Западе более плодотворным, чем на Востоке. Отметим, что в период становления западного капитализма, рабочая неделя была 80 часов.

Лишь ужас перед рабочими мятежами с перспективой социалистических революций и классовых "зачисток" побудил буржуазный истеблишмент после 1918 года сократить рабочую неделю до 40 часов. Таковым рабочий день остается до нашего времени - вопреки логике прогресса, который снизил на порядок реальную производственную потребность в живом труде.

Дело не только в жадности истеблишмента, желающего выдавить из плебеев-трудящихся максимум прибыли. Дело в самих плебеях. За 10 поколений доминирования капитализма, произошло смещение западной культуры (в духе Вебера). Наличие "полной занятости" (тех самых 40 часов в неделю) стало восприниматься, как синоним плебейской уверенности в стабильном жизненном положении. Т.н. "демократические" политиканы, чтобы получить голоса плебса на выборах, вынуждены добиваться сохранения и даже расширения количества 40-часовых рабочих мест, зачастую методом "bullshit job" (заведомо бесполезной работы с формально полной занятостью для фактически безработных, чей труд не нужен). Было бы намного рациональнее и экономичнее просто платить велфер этим людям, но тогда возникнут сразу три культурологических источника недовольства.

1. У фактически безработных, чей труд не нужен (они потеряют иллюзию жизненной стабильности)

2. У реально работающих, чей труд продуктивен (они воспримут высокий велфер для безработных, как несправедливость по отношению к себе, поскольку приучены пуританской культурой, что плебейский хлеб полагается есть "в поте лица" (т.е. в контексте отношений наемного рабства), никак иначе).

3. У коллег-политиканов из исполнительной ветви власти, которые убеждены (не без оснований) что сохранить устаревший и бессмысленный государственный режим в современных условиях можно, только если еженедельно преподавать плебсу 40-часовые уроки покорности и подчинения менеджерам (назначаемым, как правило, из числа самых психически-дегенеративных плебеев).

Так это работает. Так это будет работать еще некоторое время. Но, уже в текущем веке эта бессмысленная машинка сломается. Спираль диалектики завершит оборот, и нормой станет не наемный рабочий на чужом предприятии, а самозанятый ремесленник в экономическом партнерстве. Впрочем, это уже другая история: история о замене пролетариата - квалитариатом.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
«Сейчас вышел из Альфа-банка, два узбека, один получил леща. Второй за нож, еле отбился, жив вроде». И даже – ножевых нет. Спасибо – что друг помог.  Все, приплыли, мигранты ...
В России идет активное обсуждение налога на роскошь, который могут ввести в 2013 году. При этом ясного понимания того, что именно считать роскошью и каков должен быть уровень налога, нет. Не дожидаясь каких-либо предложений политиков, я решил ...
Его Королевское Высочество Принц Аймоне Савойский в новогоднем обращении к членам Итальянского монархического союза (Unione Monarchica Italiana) 31 декабря заявил, что после десятилетий жизни в России он вернётся жить в Италию, а их дом будет находиться в Милане. Аймоне ди Савойя ...
Я думаю, не надо напоминать, что Ястребиное озеро - одно из самых популярных среди туристов мест Ленинградской области. Каждый уважающий себя турист хотя бы раз сходит сюда посмотреть на Большие Скалы и гору Парнас, которая возвышается над озером. И особенным уважением пользуются те ...
Еще буквально недавно фотография была относительно сложным и физическим процессом. Самое быстрое, что было возможно, - снимок на Полароид. Получался через минуту и в одном экземпляре. Все остальное требовало съемки, проявки, печати и часто - участия посторонних людей. Если черно-белую ...