Наемный труд и рабство. Поиск границы, отделяющей гражданское состояние от
alex_rozoff — 02.05.2019 В первомайском выпуске "Deutsche Welle" - любопытный комикс: "Как менялось отношение европейцев к труду" (в смысле - к наемному труду).https://p.dw.com/p/2iHCt
Краткое содержание с моими комментариями:
Во времена античности наемный труд считался аналогом рабства, т.е. состоянием, позорным для человека. В тот период было ясное понимание отличия между фермером или ремесленником (когда товаром является продукт труда), и батраком или рабом (когда товаром является человеческое тело. продаваемое для производственных функций в интересах покупателя, которому и будет принадлежать произведенный продукт). В первом случае человек выступает, как субъект, который распоряжается собой и своей продукцией. Во втором случае человек выступает, как объект (по аналогии с тягловым скотом), которым распоряжается хозяин.
То, что батрак и раб получают от хозяина некие материальные блага на поддержание своей жизни, никак не отменяет скотской темы. Ведь конь, бык, или осел тоже получают корм и хлев.
То, что батрак в какой-то мере может выбирать, какому хозяину продаться, не меняет сути дела (поскольку условия у всех хозяев одинаковы по сути).
Батрак вынужден был продавать свое тело, чтобы получить корм и хлев. Так это работало в античности. Так это продолжает работать в большей части современного мира.
В Средние века состояние крестьян (вилланов) было таким, что экономическая жизнь вообще на радовала, а труд - особенно. Как-то примиряло вилланов с таким положением дел лишь наличие более 100 праздничных дней в году (примечание - по некоторым данным: 150 с учетом обычных воскресений)
Затем наступила эпоха пуританского фундаментализма "христианских реформаторов" (Лютера, Кальвина, и т.п.). Фундаментализм предполагает буквальное и при этом тенденциозное толкование т.н. "священных книг" (в данном случае - библии). "В поте лица твоего будешь есть хлеб" (Бытие, 3: 19) - на основе этих слов, фундаменталисты объявили изнурительный труд - священной добродетелью. Позже, в 1905-м, Вебер объявил это "протестантской этикой", сделавшей капитализм на Западе более плодотворным, чем на Востоке. Отметим, что в период становления западного капитализма, рабочая неделя была 80 часов.
Лишь ужас перед рабочими мятежами с перспективой социалистических революций и классовых "зачисток" побудил буржуазный истеблишмент после 1918 года сократить рабочую неделю до 40 часов. Таковым рабочий день остается до нашего времени - вопреки логике прогресса, который снизил на порядок реальную производственную потребность в живом труде.
Дело не только в жадности истеблишмента, желающего выдавить из плебеев-трудящихся максимум прибыли. Дело в самих плебеях. За 10 поколений доминирования капитализма, произошло смещение западной культуры (в духе Вебера). Наличие "полной занятости" (тех самых 40 часов в неделю) стало восприниматься, как синоним плебейской уверенности в стабильном жизненном положении. Т.н. "демократические" политиканы, чтобы получить голоса плебса на выборах, вынуждены добиваться сохранения и даже расширения количества 40-часовых рабочих мест, зачастую методом "bullshit job" (заведомо бесполезной работы с формально полной занятостью для фактически безработных, чей труд не нужен). Было бы намного рациональнее и экономичнее просто платить велфер этим людям, но тогда возникнут сразу три культурологических источника недовольства.
1. У фактически безработных, чей труд не нужен (они потеряют иллюзию жизненной стабильности)
2. У реально работающих, чей труд продуктивен (они воспримут высокий велфер для безработных, как несправедливость по отношению к себе, поскольку приучены пуританской культурой, что плебейский хлеб полагается есть "в поте лица" (т.е. в контексте отношений наемного рабства), никак иначе).
3. У коллег-политиканов из исполнительной ветви власти, которые убеждены (не без оснований) что сохранить устаревший и бессмысленный государственный режим в современных условиях можно, только если еженедельно преподавать плебсу 40-часовые уроки покорности и подчинения менеджерам (назначаемым, как правило, из числа самых психически-дегенеративных плебеев).
Так это работает. Так это будет работать еще некоторое время. Но, уже в текущем веке эта бессмысленная машинка сломается. Спираль диалектики завершит оборот, и нормой станет не наемный рабочий на чужом предприятии, а самозанятый ремесленник в экономическом партнерстве. Впрочем, это уже другая история: история о замене пролетариата - квалитариатом.
|
</> |