Надо убрать из лунной и марсианской программ всего два фактора: дороговизну и

топ 100 блогов alex_rozoff23.04.2019 Начнем с денег (поскольку, согласно правилу Тодда, о чем бы вам не говорили, речь идет о деньгах). Вот расклад, приведенный в статье:
"Когда NASA отправит людей на Луну и Марс, и сколько это будет стоить" (22.04.2019, Николай Хижняк)
https://hi-news.ru/technology/kogda-nasa-otpravit-lyudej-na-lunu-i-mars-i-skolko-eto-budet-stoit.html
"Миссия на Марс является лишь частью общей новой программы пилотируемых космических исследований NASA, которая, по оценкам аналитиков, обойдется США к 2037 году примерно в 217,4 миллиарда долларов. Эти деньги собираются потратить не только на полеты к Марсу, но и на проекты на околоземной орбите, а также на разработку элементов марсианской инфраструктуры, которые потребуются в дальнейших миссиях американского агентства...
...Документ проводит оценку трехступенчатой системы, которую NASA собирается использовать для пилотируемых полетов к Луне. Ее устройство агентство представило в прошлом году. Тогда речь шла об использовании систем с многоразовой первой ступенью, космическим аппаратом и расходными ступенями для посадки на поверхность Луны. С учетом этого, документ указывает, что посадочные модули и система дозаправки обойдется агентству в 8 миллиардов долларов. Такие затраты позволят провести серию из нескольких пробных беспилотных миссий, а также пяти пилотируемых посадок на спутник. Дополнительные 12 миллиардов долларов придется потратить на запуски SLS, космических аппаратов «Орион», а также другие миссии по доставке посадочных модулей, топлива и других грузов на спутник. Указывается, что в озвученные цифры не включена стоимость самой разработки SLS, «Ориона» и станции Gateway.

В дополнение к этому специалисты STPI сообщают, что согласно их оценке, стоимость первой высадки на Луну обойдется NASA примерно в 2,44 миллиарда долларов. Эти деньги пойдут как на сами запуск, так и на разработку необходимого для него оборудования. Еще несколько миллиардов потребуется потратить на создание посадочных модулей."
(Вот такие денежные суммы).
Задумаемся. Откуда они?

Попробуем поискать цены на достаточно тяжелые ракеты-носители в массовом коммерческом секторе. Такой сектор есть - это военная техника. Пос
Цитата из статьи "КНДР 4 июля испытала ракеты Scud нового типа"
7 июля 2009
http://www.arms-expo.ru/news/archive/kndr-4-iyulya-ispytala-rakety-scud-novogo-tipa-07-07-2009-10-46-00/
"По утверждению Сеула, в субботу из запущенных семи ракет, две были малой дальности. Южнокорейские эксперты считают, что дальность полета ракет Scud нового типа и "Нодон" была сознательно снижена. По информации сеульской газеты "Тона ильбо", общая стоимость учений обошлась Пхеньяну примерно в 43 млн. долларов.
Так, по оценке газеты, стоимость одного Scud составляет 4-5 млн. долларов, а "Нодон" – около 10 млн. долларов. Субботние испытания, по данным информагентства Ренхап, свидетельствуют о том, что КНДР существенно улучшила характеристики своих ракет. Как считают военные эксперты Южной Кореи, окончательные результаты полного анализа результатов последних пусков могут быть получены примерно через неделю.
По оценкам западных экспертов, в настоящее время КНДР может иметь около 1000 баллистических ракет. В их числе может быть 670-690 ракет Scud различных типов и около 320 ракет типа "Нодон" средней дальности."
(Совсем другие денежные суммы).
Эти суммы (5 -10 млн. долларов при серийном выпуске) видимо и должны стать ориентирами.
Они корреспондируют с ценами космических носителей, как штучных изделий:

Вот статья Риа "Новости" 2 октября 2018. "Стала известна стоимость коммерческого запуска "Союза" с блоком "Фрегат".
https://ria.ru/20181002/1529826936.html
"В ходе первого дня Международного астронавтического конгресса в Бремене наша команда анонсировала базовую цену на запуск ракеты "Союз-2.1" с разгонным блоком "Фрегат", она составляет 48,5 миллиона долларов"

Таким образом: речь должна идти не о десятках и сотнях миллиардов долларов. а о десятках и сотнях миллионов долларов. Это таки две большие разницы, как говорили в старой Одессе.
Тут справедливо замечание: запустить куда-то груз. и запустить живой экипаж - это тоже две большие разницы. Экипажу нужен обитаемый модуль. А это очень дополнительные деньги (как говорили, опять-таки в старой Одессе).

Ладно, поговорим о дополнительных деньгах на обитаемый модуль.
Нам опять есть с чем сравнивать.
На рынке сейчас есть широкий спектр аппаратов, имеющих также изолированный обитаемый модуль.
Это частные субмарины. Обзор цен на них (уже включающий профит производителей и дилеров - т.е. заряженных цен, как водиться на рынке предметов роскоши) есть здесь:
"10 самых эксклюзивных частных подводных лодок"
https://bigpicture.ru/?p=566242
"Частная подводная лодка Nautilus VAS — $2,7 миллиона
Эта роскошная субмарина «военного образца» вмещает до 8 человек, способна погружаться на глубину до 2000 метров и может оставаться под водой в течение 4 дней. Подлодка оборудована шлюзовым отсеком, позволяющим дайверам покидать борт и осматривать глубоководное пространство. В Nautilus VAS также имеется гальюн, лестница, мини-бар, цифровое телевидение и стереосистема."
"Подводная лодка «Nomad 1000» — $6,5 миллиона
«Nomad 1000» — это автономная подводная лодка, которая способна держаться на поверхности (с помощью мощных дизельных двигателей) одну минуту, а затем исчезнуть под водой в течение следующей. Субмарина способна покрыть до 1000 морских миль (1850 километров) и оставаться под водой в течение 10 дней.
С полутораметровых акриловых смотровых окон открывается впечатляющий вид на морские просторы. Лежа на двуспальных кроватях, пассажиры имеют возможность наслаждаться «подводным кино», а 1000-ваттные кварцевые галогенные подводные фары будут разгонять мрак. На палубах подлодки, рассчитанных на 30 пассажиров, расположены каюты с ванной комнатой, а также просторные гостиные со столовой."
"Субмарина «Seattle 1000» — $25 миллионов
«Seattle 1000» — это огромное судно длиной 36 метров и высотой с трехэтажное здание, которое может оставаться под водой в течение 20 дней. Дальность ее плавания составляет 3000 морских миль (5550 километров), а это означает, что на подлодке можно отправиться в трансатлантическое путешествие. Мегаглубинная субмарина также может похвастаться 5 каютами, 5 ванными комнатами, 2 тренажерными залами, винным погребом, кухней, акриловой палубой для отдыха пассажиров, кормовым отсеком для ныряльщиков. Иллюминаторы большой гостиной достигают 2,5 метра в диаметре. Пожалуй, данную субмарину можно назвать одной из самых роскошных в мире."
(Вот оно как!)

Можно убедиться, что обитаемый модуль, даже огромный (по меркам астронавтики), никак не изменит названный порядок денежных сумм на пилотируемые полеты.
Так что в опубликованных ценах на пилотируемые программы - лунную и марсианскую - похоже, как минимум, два нуля лишние.
После этих соображений о деньгах, перейдем к героизму, и рассмотрим ближайший реалистичный проект - это упомянутая выше "станция Gateway".

Полное название станции: Lunar Orbital Platform-Gateway.
Предполагается. что она будет выведена на орбиту Луны в середине 2020-х
"Промежуточная станция
Чего ждать от проекта международной базы на окололунной орбите"
15 Мая 2018
https://nplus1.ru/material/2018/05/15/lunar-station
В статье много картинок, но нет четкого указания параметров обитаемого модуля станции.
Но эти параметры есть здесь:
"Представлен жилой модуль будущей окололунной станции"
18 августа 2018 Алексей Евглевский "
https://naked-science.ru/article/hi-tech/predstavlen-zhiloy-modul
"Форма модуля цилиндрическая, его ширина — четыре с половиной метра, а длина — 6,7 метра. Капсула должна стать удобным жильем для космонавтов на срок от 30 до 60 дней, поэтому инженеры превратили ее интерьер в трансформер. В ней уместились научная установка, система жизнеобеспечения, спальные места, тренажеры и роботизированное рабочее место."

Сравним с обитаемым модулем орбитальной станции "Skylab" (находившейся в космосе с 1973 года по 1979 год):
http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/ziv/2004/3/skayl.html
"Самый большой отсек, переоборудованная ракетная ступень под бытовые помещения и лабораторию, — основной блок длиной 14.6 м и диаметром 6.5 м, объемом 292 м3 и массой 35.4 т. Водородный бак ступени S-IVB был разделен решетчатой перегородкой на лабораторный и бытовой отсеки высотой 6 и 2 м. В лабораторном отсеке выполнялись тренировки и эксперименты (16.7 м2); бытовой предназначался для отдыха, приготовления и приема пищи (9.3 м2), личной гигиены (душ, умывальник, туалет; 2.8 м2) и сна (спальные каюты, 6.5 м2)"
Примечание: 292 м3 - это свободный объем, а полный объем (V=H*D^2*пи/4) равен 463 м3

Итак:
1973 год. "Skylab", H =14.6 метра, D = 6.5 метра, V = 463 м3
2025 год. "Gateway", H = 6.7 метра, D = 4.5 метра, V = 102 м3
Что-что??? На кого рассчитан "Gateway"? На реальных людей, или на хоббитов Толкиена?
Если на реальных людей, то это должны быть какие-то супергерои типа космического Диогена.

Вообще-то даже "Skylab" был рассчитан на супергероев. Попробуйте-ка пожить месяц в таком замкнутом объеме, причем без гравитации. Длительное пребывание в этих условиях. как известно. приводит к деградации костей и кровеносных сосудов, так что по возвращении на Землю, астронавтам приходится проходить длительный курс биологической реабилитации. Это (заметим) при том. что в полет они отправляются с превосходным здоровьем - таков критерий отбора. Иначе - см. сцену похорон в открытом космосе из культового фильма "Звездный десант", только в упрощенной версии (упаковочный мешок вместо гроба, и никаких ритуальных красот).
Тут мы приходим к вопросу: почему заранее проектируется не станция для нормального обитания, а полигон героизма, в котором смогут обитать лишь люди, прошедшие какой-то чудовищно жесткий отбор и чудовищно сложные тренировки, причем готовые к долгому нездоровью по возвращении?
Давно пора проектировать станции в расчете на работу там нормальных ученых. которые не относятся к когорте супрергероев, зато являются высококлассными специалистами.

Что характерно - проект такой станции давно существует.
"Космическая станция Вернера фон Брауна."
http://astrotek.ru/kosmicheskaya-stanciya-vernera-fon-brauna/
"Во время проведения Первого Симпозиума по космическим полётам, состоявшегося 12 октября 1951 года в Нью-Йорке, Фон Браун предложил орбитальную станцию в виде тороида (кольца), первоначальный проект которой относился ещё к 1946 году.
Форма космического аппарата была выбрана далеко не случайно. Её корпус собирался из 20 цилиндрических секций, каждая длиной 8 метров и шириной 3 метра. Общий диаметр станции составлял 50 метров. В середине находился центральный модуль с двигателями и оборудованием.
Он крепился к секциям при помощи специальных силовых конструкций, а для перехода экипажа от жилых отсеков к приборному использовалось два узких туннелеобразных трубы. Электропитание станции производилось при помощи аккумуляторов, работавших от солнечных батарей. Была также предусмотрена система искусственной гравитации, обеспечивавшейся при помощи вращения станции.
В 1952 году появился новый проект станции, диаметр которой был увеличен до 75 метров, а команда составила 80 человек. Теперь цилиндрические секции изготовлялись из каучука специального состава – их должны были доставлять на орбиты в “упакованном” виде, что заметно сокращало стартовую массу ракеты-носителя. После этого их надували уже на орбите, соединяли в тороид на каркасе из пластика, и укрепляли металлическими вставками.
Внутри станция делилась на несколько отсеков. Самые дальние отдавались под различное оборудование, соединительные кабели, систему стабилизации и т.д. Для экипажа было предусмотрено два жилых отсека, располагавшихся ближе к переходам, ведущих к центральной приборной секции. Остальные отсеки были заняты аппаратурой"

Вот это - реалистичная обитаемая станция, в которой может длительное время с приемлемым комфортом, при достаточной гравитации, жить нормальный человеческий экипаж.
Постройка ее - тоже вполне реалистичная. если ориентироваться на объективные цены (см. выше).
А то, что предлагается для "Gateway" - ни к черту не годится.
В общем, вывод из всего этого:
Если убрать дороговизну и героизм -привлекательность и реалистичность пилотируемых полетов на Луну и на Марс вырастут качественно. От дикой экзотики - к реальным задачам. Такие дела.

Оставить комментарий



Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
. В продолжение тем "СНБО обнародовал стенограмму первого заседания после аннексии Крыма" "Стенограмма СНБО от 28 февраля 2014 г /Документ/" Ну что же - обнародование стенограммы СНБО в любой цивилизованной стране поставило бы крест на политической карьере политика, который откро ...
Администрация и коллектив Государственной публичной исторической библиотеки России с глубоким прискорбием сообщают, что 1 декабря 2013 г. на 88 году жизни после продолжительной болезни скончалась ветеран ГПИБ, доктор исторических наук Нина Михайловна (Магометхановна) Пашаева. Портрет ...
Не забыли перевести часы???А что знающие люди скажут за Ford Fusion? Стоит / не стои ...
Родные погибшего солдата отказываются верить в версию «самоубийства», имея на руках фотографии тела со следами травм. Андрей Шлычков. Фото из личного архива На сайте Change.org на днях была опубликована петиция родственников призывника из Мелеуза Андрея Шлычков ...
  СПИСОК госпитализированных в ЛПУв результате взрыва в аэропорту «Домодедово» ...