Над чем посмеялся Сфинкс - 23
qebedo — 11.08.2019 Не нужен нам берег египетский...Сразу же после [второго] сражения под Абукиром Бонапартом овладело беспокойство. Он-де почитал газет (подкинутых англичанами?) о том, как в Италии, Голландии и Германии австро-англо-руссы колотять французские армии, понял, что "отечество опасносте", и только он - тот рыцарь в [на] белом, который прискочет и спасет родину-мать. Вам смешно? А человек на полном серьезе затирал об этом спустя 20 лет в мемуарах, и миллионы баранов до сих пор верят. Как и в то, что "ему была предоставлена от правительства свобода действий... Он имел право назначать на любые должности и даже избрать себе преемника, а самому вернуться во Францию тогда и так, как он пожелает". Всё это, конечно, чушь - ни в одной армии мира не бывало такого, чтобы командующий мог без приказа бросать армию в окружении и улепетывать "домой". Нет, конечно же, "по факту" случаи такие были, и не один, но никто не называл этих людей героями - обычно дезертирами и трусами, и в большинстве случаев ждал их трибунал и позор.
Трусливое бегство на фрегате "Мюирон"
Тем паче что получилось на самом деле жутко криво - вскочил на корабли (фрегаты "Мюирон" и "Карьер" - армия еще и лишалась последних остатков флота) Бонапарт 23 августа 1799 года, выскочил на берег Прованса 9 октября (пришлось долго и трусливо прятаться в бухтах от англичан и ждать перемен противных ветров), когда Массена уже разбил русско-австров у Цюриха и выгнал Суворова из Швейцарии, а Брюн разгромил англо-руссов у Бергена и Кастрикума и "закрыл тему" в Голландии. Оставались только австры в Италии, но с ними бы уж как-нибудь справились и без героев-дезертиров... В общем, на самом деле Бонапарт сильно трухал, что первый встречный офицер во Франции арестует его и передаст трибуналу - да так бы и случилось, если бы директор Эмманюэль-Жозеф Сийес хотел править страной сам, а не "искал шпагу", которая его в конце концов и пнула сапогом под зад. Но это уже совсем иная история (см. сериЯл "Термидоры и термидорки" о Сийесе).
Армия Востока осталась на дивизионного генерала Жана-Батиста Клебера, причем беглый командующий его даже не посвятил в свои планы - толстое письмо с подробными инструкциями "как вам всем дальше
Клебер на поле боя у Гелиополиса
Именно поэтому Клебер, который еще до отъезда Бонапарта отношения с ним окончательно испортил, подтерся его инструкциями, гласившими, что "ежели до следующей весны вы не получите никакой помощи (впрочем, и не получил - тут жаловаться не на что), ежели чума унесет более 1500 человек (тут, конечно, да, то есть, нет - от чумы значимых потерь в армии не было), и ежели появится некая сила, перед которой вы не сможете устоять (оцените четкость формулировок и изящество оборотов), то... даю согласие на эвакуацию". Клебер предпочел внимание обратить только на последний пассаж. Однако если бы сие было так просто сделать, как написать - эвакуировать Египет, не имея флота! Тем паче что великий визирь Османской империи, паша Кёр Юсуф Зияюддин, уже собрал в Сирии новую армию едва ли не в 80 000 человек (кто ж их, бусурманов, считал!) и в декабре 1800 года захватил обратно Эль-Ариш. Правда, попытка англичан высадить 4000 янычар 1 ноября 1799 года у Дамьетты провалилась - бригадный генерал Жан Антуан Вердье с 1000 французов полностью их уничтожил, убив 3000 человек и взяв в плен 1000. Оставшиеся на кораблях еще 4000 янычар резко передумали переправляться на берег.
И тут к французскому командующему прилетел добрый фей - коммодор Сидней Смит. Он предложил заключить конвенцию (договор), по условиям которой Армия Востока сдаст в течении 45 дней все города Египта визирю, кроме Александрии, Розетты и Абукира, где будет посажена на корабли англичан и переправлена во Францию. 28 января 1800 года конвенция подписана в Эль-Арише (став Эль-Аришской конвенцией), и Армия Востока начала эвакуацию Египта, в который вошли войска Кёр Юсуфа. Но тут "совершенно внезапно "оказалось, что командующий британским Средиземноморским флотом адмирал Джордж Кит Элфинстон отказался признавать конвенцию и заявил, что никто не давал коммодору Смиту таких полномочий. Получилось как-то совсем подловато - Клебер уже сдал туркам Катие, Салихию, Дамьетту и Бельбейс, а также готовил к эвакуации Каир. Получив известие об аннулировании конвенции, генерал написал визирю, что "всё отменяется". Тем не менее, Кёр Юсуф решил, что зря, чо ли, так далеко ходил, и вознамерился атаковать столицу Египта.
Сражение у Гелиополиса (вельми кликабельно)
Сражение французов с турками состоялось 20 марта 1800 года у Гелиополиса - развалин древнеегипетского города Иуну, обозванного греками Городом солнца, а арабами, превратившими его в пригород Каира - Миср ал-Джидида (Новый Египет). У визиря было 40-45 000 человек, у Клебера - 10-12 000. В 3.00 французы скрытно вышли из Каира тремя колоннами - дивизии Фриана (бригады Жозефа Лягранжа и Антуана Жозефа Робена) и Ренье (бригады Огюстена-Даниэля Бельяра и Франсуа-Ксавье Донзело) на правом и левом флангах, кавалерия Пьера Жана Батиста Леклерка д'Остэна в центре и резерв под личным командованием Клебера (два батальона пехоты, гиды и резервная кавалерия) за центром. Французский генерал решил воспользоваться безалаберностью турок, раскинувшихся по дороге, как мужик поперек кровати - 6000 янычар паши Насуха (Нассифа), составлявшие авангард, расположились в селе ал-Матарие, возле самого Гелиополиса, тогда как основные силы заночевали в 12 км позади, у села ал-Ханка. Насух прикрыл позицию окопами, которые на поверку оказались дурноватыми. Ренье должен был атаковать турок с фронта, а Фриан отрезать их от главных сил.
Разбуженные таким бесцеремонным образом, османы откололи номер - зачем-то послали из лагеря большой отряд прямо на Каир, который резерв Клебера остановить не смог. Однако основная атака Ренье и Фриана имела полный успех - авангард был окружен и уничтожен. Затем Клебер быстро выдвинул войска навстречу уже набегавшему из ал-Ханки визирю. Ренье атаковал селение Сириак, Фриан - ал-Марек. Отчаянно контратаковавшие турки были отражены и бежали назад к ал-Ханке. Энергично преследовавшие их французы захватили лагерь. Клебер потерял около 600 человек убитыми и ранеными, османы - 8000 (или 9000) убитыми, ранеными и пленными. Кёр Юсуф спасся бегством в Салихию.
Юзеф Зайончек
Тем временем Клебер узнал, что оторвавшаяся в самом начале боя колонна турок ворвалась в Каир, подняла там антифранцузский путч и осаждает генералов Вердье и Юзефа Зайончека, запершихся с 2000 человек в каирских фортах. Отправив им на помощь бригаду Лягранжа, генерал продолжил 22 марта преследовать неприятеля к Салихии. Кёр Юсуф решил прикинуться садовой лейкой и прислал парламентера с... "согласием возобновить переговоры". Но Клебер послал его пальмовым лесом. 23 марта 1800 года Ренье отбросил отряд кавалерии и расположился в 8 милях от Салихии. Визирь бросил войска и бежал в Сирию, после чего остатки его армии растворились, аки дым под дождем, бросив все занятые ранее ими крепости... Французы в Египте совершили очередной бесполезный подвиг.
|
</> |