История трансильванских нерумынов - 2
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![История трансильванских нерумынов - 2 История трансильванских нерумынов - 2](/images/main/istoriya-transilvanskih-neruminov-2-bfcc7e.jpg?from=https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/eb/Kacper_Bekiesz.JPG)
Каспар Бекеш, человек-тулуп
Естественно, до такого фармазона тутошняя шляхта скатиться не могла, и на сейме выбрала (ах да, согласно установленному порядку, князя "типа выбирала" шляхта - ну как круля в Жечи, милый обычай) секейского магната Иштвана (Стефана) из рода Батори, в котором до него было много трансильванских воевод. Бекеш был несогласный, взбунтовал аборигенских протестантов и до 1575 года партизанил, пока наконец не лишился всего имущества и не сбег в Жечь. Там он, кстати, со временем снова встретился с Иштваном Батори, которого выбрали крулем Стефаном Баторием, они помирились, и бывший казначей еще долго потом куролесил в Польше, Литве и даже Беларуси. Умер в Вильно, и его запретили хоронить на кладбище как "клятого протестанина". И да - история увековечила пана Каспара в названии короткого тулупа на меху - бекеши...
История (точнее ее "попкорновый" вариант) так сложилась, что кроме Стефана Батория (и даже более, чем его) пипл знает только Эржбету Батори, "Кровавую графиню" (племянницу Стефана, к слову), которая то ли ела людей, то ли пила человеческую кровь, то ли в ней купалась, то ли это всё оговоры злых врагов... Всех возбудившихся с удовольствием отсылаю к творчеству NB Гугля, потому что см. название цикла. Все же остальные Батори были люди без особой фантазии и патологий, "крепкие государственники", разве что Иштван-Стефан стал еще и известным полководцем.
![История трансильванских нерумынов - 2 История трансильванских нерумынов - 2](/images/main/istoriya-transilvanskih-neruminov-2-ea7d43.jpg?from=https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/73/Elizabeth_Bathory_Portrait.jpg)
То ли страшно-жуткая, то ли нет Эржбета Батори
Тут история прямо-таки "русофобско-ЗОГовская" - на выборах круля Жечи в 1575 году (когда Генрих Валуа дал тягу от своих любимых подданных "до самого Парижу") султан оттоманов Селим II Пьяница очень прозрачно намекнул панам шляхте, что выбирать надо из одного варианта - любезного его сердцу князя Батори. А чтобы было наглядно, наслал на Польшу стопятьсот тыщ татаринов, которые много чего пожгли и пограбили - типа, "вот так и будет, если что не так". Шляхта в едином патриотическом порыве решила, что выпендриваться нынче не время, и выбрала крулем Стефана Б. Ну а с такими-то ресурсами тот быстро собрал армию (и в основном не польскую, а наемную) и пошел на Русь, обломав царю Ивану, прозванному за жестокость Васильевичем, всю его до того ничошную так Ливонскую войну...
![История трансильванских нерумынов - 2 История трансильванских нерумынов - 2](/images/main/istoriya-transilvanskih-neruminov-2-3bf1cc.jpg?from=https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/ac/Stefan_Batory._%D0%A1%D1%82%D1%8D%D1%84%D0%B0%D0%BD_%D0%91%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B_%281576%29.jpg/800px-Stefan_Batory._%D0%A1%D1%82%D1%8D%D1%84%D0%B0%D0%BD_%D0%91%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B_%281576%29.jpg)
Круль Стефан, по-польски не знал и общался с любимым народом на латыни
Ну это уже совсем иная история, а в Трансильвании уехавший к диким полонцам князь оставил заместителя - брата Криштофа Батори, который получил титул воеводы. Этот правитель прославился любовью к архитектуре, причем в основном к прикладной ее части - он выписывал из Европ инженеров, которые строили ему крепости и замки. Ну а еще воевода покровительствовал иезуитам, считая, что "расплодилось тут у нас всякой протестантни, прости хосподи" и даже поручил им воспитать своего сына Жигмонда, который всей своей последующей жизнью доказал, что является достойным питомцем сего славного ордена.
![История трансильванских нерумынов - 2 История трансильванских нерумынов - 2](/images/main/istoriya-transilvanskih-neruminov-2-a56461.jpg?from=https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/82/Trachten-Kabinett_von_Siebenb%C3%BCrgen_-_Cristophor_Batho.jpg)
Вот таким Криштоф Батори остался в памяти народной на века ("работа" конца XVII века)
После смерти Криштофа в 1581 году воеводой стал его единственный выживший сын Жигмонд, а в 1586 году, после смерти круля Стефана - и князем. В крули пробраться не срослось, ибо там сшиблись такие слоны, как император и король шведский, и пришлось довольствоваться собственной родиной. Да и мал еще был иезуитский ученик - только в 1588 году достиг совершеннолетия (о те времена оно в Трансильвании наступало в 16 лет).
И тут-то всплыла на поверхность его подло-католическая сучность - он заявил, что никакой в ж...изни вассальности османам не признает и будет с ними биться не на живот как есть хритиянский прынц. От такого фармазона шляхта прифигела, а потом собрала сейм, на котором потребовала от юноша "переизбраться" князем, чтобы вассальную присягу-то османцам перечитать своим ртом. Но Жигмонд твердо отказался, а кто был против - тех приказал догнать, поймать и казнить (за что поймают - за то и...). И жизнь показала, что этот фокус молодого князя Трансильванского был еще только первым цветочком...
|
</> |