Начало сборки вертолетов AW189 в России откладывается
bmpd — 29.05.2016Газета "Коммерсантъ" 27 мая 2016 года опубликовала статью Елизаветы Кузнецовой и Ольги Мордюшенко "Итальянские вертолеты не долетают до "Роснефти". Начало сборки AW189 в России откладывается", в которой сообщается, что российско-итальянское СП "Хеливерт", в рамках которого планируется собирать вертолеты AW189 под заказ "Роснефти", столкнулось с проблемами: стороны не могут договориться об условиях локализации производства. "Вертолеты России" предлагают взаимообмен технологиями, объясняя, что покупка лицензий приведет к удорожанию вертолетов, но такая схема, по данным "Ъ", не устраивает итальянских партнеров из Leonardo-Finmeccanica.
Вертолет AgustaWestland/Leonardo-Finmeccanica AW189 (регистрация I-LCIB, серийный номер 49021, машина принадлежит лизинговой компании LCI Helicopters) в экспозиции выставки HeliRussia 2015. Москва, май 2015 года (c) Андрей Фомин / aviaforum.ru
Партнеры по СП "Хеливерт" (по 50% у "Вертолетов России" "Ростеха" и итальянской Leonardo-Finmeccanica Helicopters) пока так и не согласовали параметры локализации производства многоцелевого вертолета AW189 на мощностях в подмосковном Томилино. Здесь сейчас размещено производство модели AW139 [пока что фактически собрано лишь четыре вертолета AW139. - bmpd]. По словам источников "Ъ", знакомых с ситуацией, в рамках СП "российская сторона заинтересована в получении наиболее востребованных разработок в области вертолетостроения", в частности, речь идет о технологиях трансмиссии и систем управления. Но итальянцы пока не готовы передавать технологии "на условиях, предлагаемых Москвой", уточняет один из собеседников "Ъ". А покупка лицензии может повлечь за собой рост себестоимости производства в РФ.
В "Вертолетах России" "Ъ" подтвердили, что стороны ведут переговоры и у каждой "есть определенные интересы", рассматриваются различные подходы к локализации. Холдинг заинтересован в получении технологий производства некоторых систем, которые итальянская сторона считает своим ноу-хау, "Вертолеты России" предлагают взаимообмен технологиями. Производство будет запущено по достижении договоренностей и подписании контракта о локализации производства, уточнили в холдинге. В Leonardo-Finmeccanica Helicopters на запрос "Ъ" не ответили. В "Роснефти" отказались от комментариев.
Многоцелевой вертолет AW189 производится Leonardo-Finmeccanica Helicopters (бывшая Agustawestland) с 2011 года. Максимальная взлетная масса — 8,5 тонны, стандартный салон на 20 человек. Оснащен двумя двигателями американской General Electric. Разработан в том числе для работы на шельфовых проектах (добыча нефти на российском шельфе подпадает под санкции Запада), поисково-спасательных операций, также выполняет транспортные и пассажирские перевозки. Максимальная крейсерская скорость — 287 км/ч, дальность полета — до 1111 км.
В России якорным заказчиком AW189 является "Роснефть", которая планирует закупить к 2025 году до 150 вертолетов, произведенных в РФ, и еще десять машин итальянского производства. Это условие было закреплено в конце 2014 года в трехстороннем соглашении между "Ростехом", Finmeccanica и "Роснефтью", тогда же были определены доли в СП — 40% у итальянцев, по 30% — у российских участников (если стороны договорятся и разместят заказ на AW189 на "Хеливерте"). После согласования условий производства мощности в Томилино будут готовы в сжатые сроки подготовиться к началу работ, говорит источник "Ъ". В конце декабря 2015 года СП "Хеливерт" уже получило сертификат соответствия на техобслуживание вертолетов AW189 после 800 часов налета или двух лет эксплуатации. Собеседник "Ъ" говорит, что "сейчас важно принять взаимовыгодное решение" и предложить итальянской стороне "более гибкие условия сотрудничества, например, преференции не только в вертолетостроении, но и в других секторах промышленности".
Эксперт портала Aviation Explorer Владимир Карнозов считает производство AW189 проектом "высокой политической значимости", который необходимо развивать с целью сохранения отношений со странами Запада на промышленном уровне. Вертолеты AW189 могут оказаться полезными при осуществлении арктических проектов и VIP-перевозок, добавляет он. Но для практической реализации рамочных контрактов сторонам придется действовать гибко и идти на компромисс, говорит господин Карнозов, возможно, гибкость должна проявиться в отношении основного заказчика — "Роснефти", которая находится под санкциями ЕС.