
Бронелимитрофы


В связи с предыдущей заметкой, которую предваряла фотография мощной литовской бронеколонны, состоящей из трофейных немецких броневиков "Даймлер" времен ПМВ, у меня возник вопрос: а чего достигли "балтийские тигры" — Литва Латвия и Эстония — за 20 лет своей первой независимости, между мировыми войнами, в деле развития и оснащения своих бронетанковых сил?
И что они могли бы противопоставить Красной армии в этом отношении, если бы их правители не испугались и отвергли советские ультиматумы, выдвинутые 14-16 июня 1940 года, с требованиями, фактически лишавшими эти страны независимости? Примерно так, как это сдалала в ноябре 1939-го Финляндия, которой удалось отбиться. В прошлом году я уже делал анализ, воздушной мощи держав "Балтийской антанты", а сейчас посмотрим на ее "стальной кулак".
Итак, начнем с Литвы. К 1940 году Вооруженные силы Литовской республики готовы были бросить на врага:
1) 12 безнадежно устаревших и частично неисправных французских танков "Рено" FT-17 времен Первой мировой войны с чисто пулеметным вооружением. С 1935 года все эти машины считались учебными.
2) Шесть относительно новых шведских пушечно-пулеметных бронеавтомобилей "Ландсверк-181", вооруженных 20-миллиметровой автоматической пушкой "Эрликон" и курсовым пулеметом "Максим".
3) 32 английских легких танка "Виккерс-Карден-Ллойд" образца 1934 и 1935 года (они же "Виккерс четырехтонный"). Их вооружение ограничивалось одним башенным пулеметом "Виккерс" винтовочного калибра, но восемь из них были радиофицированы.

Шеренга литовских FT-17, каждый из которых носил собственное имя.

Танк "Карзигис" взбирается на откос.

"Виккерс-Карден-Ллойд" образца 1934 г. со средневековой геральдической эмблемой "Столбы Гедимина", которая в 1930-е годы являлась эмблемой литовских бронетанковых войск, заменив герб ВКЛ "Погоня".


"Ландсверк-181" с укрепленным на крыше башни дополнительным занитным пулеметом.

"Ландсверк-81" в пестром литовском камуфляже.
Латвия могла использовать для самозащиты:
1) Два антикварных и сильно изношенных английских "ромба" Mk.V типа "гермафродит" (левые спонсоны — пушечные, правые — пулеметные).
2) Шесть итальянских легких танков "Фиат-3000" (слегка улучшенная версия "Рено" FT-17). Два из них были вооружены короткоствольными 37-мм пушками "Пюто", а остальные — пулеметами.
3) 18 легких танков "Виккерс-Карден-Лойд", аналогичных литовским, но оборудованных другой (пружинной, а не рессорной) подвеской. Шесть из них имели увеличенные бронебашни с 40-миллиметровыми противотанковыми пушками "2 pdr QF". Эти шесть пушечных "Виккерсов" являлись, пожалуй, самыми мощными и грозными танками во всей довоенной Прибалтике.

Латвийский Mk.V "Генерал Буртс".

Латвийский пулеметный "Виккерс-Карден-Лойд".

Латвийские танкисты на параде.

Бывший латвийский пушечный "Виккерс-Карден-Лойд" в парке "Патриот". Единственный в мире уцелевший экземпляр этого танка.
Эстонцы тоже были не лыком шиты. У них имелись:
1) 13 бронеавтомобилей английского проекта, но собственного производства "Арсенал-Кроссли М27/28", из них семь (М27) — с пулеметами "Мадсен", а еще шесть (М28) — с 37-миллиметровыми пушками "Гочкисс".
2) Четыре безнадежно устаревших пушечно-пулеметных танка Mk.V, ранее переданных англичанами белой армии Юденича.
3) 12 "Рено" FT-17, в том числе четыре — c 37-мм пушками "Пюто", остальные — с пулеметами "Гочкисс".
4) Шесть польских пулеметных танкеток TKS.

Эстонский пулеметный "ромб" без вооружения по имени "Паалик". В борту заметны две дырки, похожие на пробоины. Как они появились и где сделан снимок, мне неведомо.

Эстонский броневик "Арсенал-Кроссли" с пулеметным вооружением.

Эстонские пушечные танки FT-17, зачем-то загнанные в яму.

Таким образом, даже если бы прибалты объединили усилия и сообща выступили против СССР, они могли бы отправить в бой в общем счете 19 броневиков, из которых 12 — пушечных, шесть танкеток и 86 танков, но из них всего 16 — пушечных, а из этих шестнадцати — лишь шесть относительно современных.
Этой грозной армаде товарищ Сталин противопоставил 2073 танка и 411 бронеамашин, сосредоточенных к середине июня 1940 года у прибалтийских границ. А плюс к тому — 1065 танков и 150 броневиков, уже находившихся на советских военных базах, размещенных с октября 1939 года на территории Прибалтики. Таким образом, соотношение бронесил (даже без учета качества) было примерно 1:35.
Эта пропорция, конечно, выглядит вполне однозначно. И все же, я не уверен, что прибалты поступили правильно, отказавшись от сопротивления и сдав свои страны без боя.
На заставке — колонна литовских танков въезжает в Вильнюс, отобранный у Польши и подаренный Литве в качестве троянского коня. Жители явно не в восторге от оккупации города литовцами, которые в 1940 году составляли там незначительный процент населения.
|
</> |