Наблюдения за миром из нейтральной позиции в космосе: Петр Беленок


Познакомьтесь с Петром Белоником – очень яркой фигурой позднего советского искусства. Он был и провидец и новатор. Свой, по тем временам необычный стиль, он называл «Паническим реализмом». Почему «Паническим»? Давайте посмотрим.

Произведения Петра Белонка похожи на пророчество.
Будущее — вот оно, сегодня мы живем в том будущем, которое видел Беленок из своего времени. Надо писать об событиях в Афганистане?
О миллионах беженцев со всего мира?
Вот это художник и показывал зрителю в своей тревожной, манящей и пугающей реальности — люди лишь песчинки в пришедшем в движение универсуме.

Он родился в украинском селе Корогод, расположенном в 15 километрах от города Чернобыль: после аварии на ЧАЭС в 1986 году оно попало в зону радиационного заражения. И народ оттуда бежал.

Свою творческую биографию Беленок начинал как скульптор в городе Ровно и имел все перспективы для успешной карьеры в рамках системы официального искусства.
Но бросил. Скульптура не привлекла его.
Он хотел изображать грядущее.
И стал нонконформистом, перебравшись в конце 1960-х годов в Москву и обратившись к созданию «живописных видений будущего».

«Меня не интересуют детальные наблюдения каждодневной жизни, — говорил Беленок, — я наблюдаю мир и его проблемы из нейтральной позиции в космосе».
И это было ошеломляющим явлением.
Вот что писал о нем Эдичка Лимонов в своей «Московской богеме»:
«Последние несколько лет жизни в Москве картины Петра Беленка постепенно вытеснили у меня со стен картины других художников. На картинах изображены большей частью современного вида мужчины, застигнутые неведомыми катаклизмами. Мужчины бегут, спасаются, а над ними разрываются какие-то диски, кольца, то ли это расплавленная порода, магма, внеземное вещество, часть расколовшейся тверди».
Э. Лимонов, «Московская богема».
Впечатляет, да?

В разное время современники художника трактовали работы по-разному: в 1960–1970-х видели связь с научной фантастикой и популярной тогда темой освоения космоса, ближе к 1980-м чаще отмечали в них соответствие напряженным настроениям тех лет, а затем и тревожное предчувствие чернобыльской катастрофы и распада СССР.
Но эпохи уходят, а произведения остаются, и сегодня мы видим в этих работах что-то вневременное.
Загадочное.

«Маленьких человечков» Петр Беленок вырезал из газет и журналов.
В своих композициях он располагал разные по масштабу фигурки, по заданной перспективе и покрывая белилами – так, что наклейки было трудно отличить от живописного изображения.
Всё это было выражением новой визуальной эстетики, связанной со стратегией фото- и гиперреализма.
И он был подлинным новатором.
Работы Беленка репродуцировались в западных изданиях и в каталогах выставок, о нем писали, как об оригинальном художнике, остро современном, с трагическим мироощущением.
Еще в 1970-х он несколько раз получал приглашения уехать для работы за границу — в Европу и США, но предпочел остаться в Москве.

В альтернативной культуре авангарда 60-х гг. Петру Беленку принадлежит особое место – он является признанным пионером фотореалистических стратегий.
Его открытия появились почти одновременно с рождением европейского фотореализма и гиперреализмом послевоенной американской школы.
Умер в 53 года.