
"На месте парка будет болото, сэр"

"В будущем, - писал Питер Мондриан, - осуществление чистого выражения формы в наглядной реальности нашей среды заменит искусство".

При всём сочувствии к некоторым художникам новой эпохи, к тяготам и лишениям в их жизни, следует признать, что
современное искусство несёт на себе печать чудовищной деградации, в особенности по сравнению с тем, что предшествовало эпохе модернистского изобилия. В какой момент искусствоведам пришло в голову называть полотна цветовых клякс холстами и придавать им художественный статус? Быть может, в тот момент, когда полотна перешли в руки галеристов? Или нет?

Какая разница. Факт тот, что зритель принял новые критерии «плохого» и «лучшего» в искусстве как единственно верные. Классика стала скучной, хотя по сей день никто ещё не ввёл тест на вшивость для некоторых современных художников:
никто не проверяет, могут ли они водить кистью хотя бы на уровне учащегося художественной гимназии.

Сколько безупречных рисунков рук выполнили живописцы пятна и помады? Сколько раз они выполняли упражнения, передающие безупречную силу навыка их кисти? Возможно, нисколько, ведь они гении, гениям не нужна школа.

Пушкин сидел на задней парте и ломал перья на уроках арифметики.
А некий великий художник плохо владел родным языком. Однако, всё
же, если говорить о талантах прошлого, в своей сфере они были
обучены, и весьма хорошо. Требуемые для их ремесла экзамены они бы
наверняка сдали неплохо.
Сегодня художнику не нужны экзамены. Ему нужны связи, пафос, поза,
оригинальность. Что ещё?

Эти заплёванные холсты, выставляемые в новейших музеях ещё в начале двадцатого века, тем раритетнее, чем больше времени проходит мимо них. Что изменили они в мире? Пожалуй, то, что нынче гениальность художника стала понятием таким же изломанным, как иные из картин Пикассо. Её можно вписать сюда. А можно приписать ей вот это. И забодай вас чёрт, если вы посягнёте на божества – их много, не стоит перечислять.

Не скажем, что они плохи. Местами даже хороши, как вылепленные в
переходах метро барельефы, сложенные на тротуарах мозаики. Однако
их прелесть была бы столь ослепительна, как это преподносится
знатоками, если бы мы не знали того, что было раньше. И, зная, -
если только мы в трезвом уме, - мы должны воскликнуть словами (к
сожалению) Гитлера: «Это десять… нет, это сто шагов назад в
развитии искусства!» Впрочем, кто говорит об искусстве, когда цель
его смерть?
"Тогда, сэр, почему всё так дорого?"
