На исповедь к начальнику
diak-kuraev — 28.09.2016 "Главной обязанностью игумена/игумении является духовное руководство братией/сестрами, в котором первое место занимает послушание, основанное на доверии, выражаемом через откровение помыслов. Исповедание помыслов и духовное руководство, осуществляемое таким образом, имеет характер святого таинства, что означает не просто отношения двух человеческих личностей – духовного руководителя и ученика, – но присутствие и действие Святого Духа. Изучение и осмысление живого многовекового опыта Святой Горы в прохождении духовного руководства и практики откровения помыслов может оказать значительную поддержку современным монастырям".http://monasterium.ru/novosti/novosti-sinodalnogo-otdela-po-monastyryam-i-monashestvu/sobranie-igumenov-i-igumeniy-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-podvelo-itogi-svoey-raboty/
600 "игуменов" - 600 человек, якобы всю свою жизнь посвятившие служению Богу и людям. И ни у кого из них не хватило совести и мужества возвысить свой голос против подмены духовника административным начальником.
Семинаристы считаются послушниками. Но ни в одной семинарии нет правила или практики, обязывающих студентов идти не исповедь к административным начальникам семинарии - к ректору или проректорам инспектору или его помощникам). Духовник семинарии порой даже ничего не преподает. Московские семинаристы идут на исповедь к лаврским монахам, совершенно посторонним для семинарской системы.
Вот что ранее было в обычае:
https://books.google.ru/books?id=6LxrCwAAQBAJ&pg=PA756&lpg=PA756&dq=%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C+%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D1%8B+%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8E&source=bl&ots=jVpYVKjn7I&sig=OrpFg7x9i4GKsUxJA1TGpDHirXw&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwi6yfvz5rLPAhUD_iwKHQwnDJYQ6AEITDAJ#v=onepage&q=%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D1%8B%20%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8E&f=false
Нередко игумен совершенно чужд жизни обители. Это любимчик архиерея, проводящий жизнь с ним и со спонсорами. Его собственный главный помысл - дождаться собственного архиерейства, а пока он просто выслуживает свою анкету, числясь игуменом этого монастыря. И к нему идти с откровением помыслов?
А если он от собственной пресыщенности еще и похотлив? К каким своим блудным целям он пристроит открытые ему помыслы и грехи юного послушника или монаха? Ну, как это делает калужский "старец" Власий... А недавно в Тбилиси один маститый протоиерей показал мне видеозапись - его 20-летний прихожанин рассказал о своем общении с архимандритом Антонием (Гулиашвили). После исповеди и признания в юношеских грехах, старец попросил его принести в следующий раз фото в обнаженном виде. Потрясенный парень рассказал это матери, которая была фанаткой "старца". Она все истолковала "духовно" - мол, старец видит твои страсти и будет о них молиться. Он все же сфотался в трусах. И хотя старец оказался недоволен, он решил своими руками облегчить парню несение подвига целомудрия... А фото самого старца - ох как благочестивы.
Зачем принимать рекомендации, рассчитанные лишь на святых? В здравых социальных институтах, напротив, выстраивают системы защиты от дураков и от тех, кто пользуется дарованной системой властью в своих личных целях.
"В завершение участники выразили сердечную благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за первосвятительское благословение на проведение юбилейных торжеств и Собрания, личное участие, живое отеческое слово, мудрые и исполненные любви советы и наставления".
А чего на откровение помыслов к нему не пошли?
***
Какие удивительные корпоративные провалы пошли.
Недавно Синодальная богословская комиссия позволила полить себя мочой люлькинских анти-осиповских писулек - и утерлась без единого писка протеста. Я на днях спросил одного теолога: "Изрядная часть членов Комиссии это светские люди. Они не зависят от патриарха. Им не стыдно, что от их имени и без их ведома издали текст неэтичный и просто халтурный? Почему никто потом не отмежевался от него?"
Ответ был таким: "Отец Андрей, это все Вы виноваты. После того, как патриарх выдавил вас из МГИМО и МГУ, люди поняли, что безопасных мест нет".
Теперь - дружный провал монастырских начальников в числе 600 человек.
Еще ранее с архиерейским собором обошлись как с пингвинами: вы тут канонизируйте Серафима Соболева, врага католичества и экуменизма, а мы в эти же дни втайе от вас готовим гаванскую встречу. И снова - ни писка протеста.
Эти собрания заранее-на-все-согласных терпил не посмеют возразить, и когда речь дойдет до вероучительных перемен.
|
</> |