Опиум народа и Ошибка переводчика
diak-kuraev — 27.09.2016 Прекрасный рассказ "Святой дон Мануэль Добрый".Священник там говорит (в русском переводе):
"Я знаю, один из вождей социальной революции сказал, что религия – опиум для народа. Опиум, опиум… Опиум и есть. Так дадим же ему опиума, и пусть спит и видит сны".
http://royallib.com/read/de_unamuno_migel/svyatoy_manuel_dobriy_muchenik_i_eshche_tri_istorii.html#143360
Сегодня я наконец-то залез в испанский оригинал и убедился, что там - иначе:
Sí, ya sé que uno de esos caudillos de la que llaman la revolución social ha dicho que la
religión es el opio del pueblo. Opio... Opio... Opio, sí. Démosle opio, y que duerma y que sueñe.
http://www.saavedrafajardo.org/archivos/libros/libro0027.pdf
То есть - "опиум народа", а не "опиум для народа". Вот в этом отсутствии предлога "для" - отличие марксова атеизма от просветительски-вольтерьянского.
Формула Маркса «Религия - опиум народа» совсем не ругательна. Просто ее надо отделить от ее же советской эксплуатации. Ленин, как всегда, все окомиссарил и сказал – «Религия - дурман для народа». Но у Маркса нет ни «дурмана», ни предлога «для». Это очень важно. Если «для народа» - значит, какая-то ненародная группа вырабатывает, а потом навязывает народу свой продукт. Но «опиум народа» - это скорее то, что вырабатывает сам народ. И поэтому бороться надо не с "попами", а с теми бесчеловечными условиями жизни, которые порождают у людей потребность в опиуме... Нынешним якобы "научным" атеистам еще очень далеко до Марксова уровня. Они так и застряли в 18 веке.
Даже в советские времена, когда Маркса цитировали на каждом углу, мало кто помнил, что контекст статьи Маркса, где он говорит про «опиум народа», очень возвышен.
«Религия - это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа» (К критике гегелевской философии права. Введение // К. Маркс и Ф Энгельс об атеизме, религии и церкви. М., 1986, с. 58).
В следующем абзаце Маркс говорит о религии как о цветах, украшающих цепи, что сковывают трудящееся человечество. Итак - цветы, вздох, душа, опиум… Выстраивается довольно высокий образный ряд.
Следует помнить, что выражение «религия – опиум народа» создано отнюдь не Марксом.
Само сравнение обнаруживается уже у Новалиса в 1798 году: "Вообще так называемая религия действует, как опий: она навлекает и приглушает боли вместо того, чтобы придать силу".
Афористичность эта мысль обрела у христианского социалиста и англиканского священника Чарльза Кингсли (Kingsley; 1819 - 1875). Карл Маркс был лично знаком с Кингсли, сначала обменивался с ним мнениями, а потом вел полемику. Маркс воспользовался этим афоризмом Кингсли, когда от уже стал широко известным по всей Европе.
Дело в том, что в Европе 19 века опий - это не наркотик, а анестетик (обезболивающее средство).
Поэтому и св. Феофан Затворник мог интересоваться кокаином – и не грешить: «Меня все подбивают к допущению операции, а я упираюсь. Потому что страшная должна быть боль. Но се слышу, будто есть какие-то капли, которых если несколько пустить в глаз, то он теряет чувствительность. Вот я и встрепенулся – откуда храбрость взялась; сей час готов на операцию. Прошу скоре сказать: есть ли такие капли? Имя им: кокаин» (Св. Феофан Затворник. Собрание писем. Из неопубликованного. М., 2001, с. 500).
Что за всем этим стоит? Во всех культурах общественная функция религия – быть средством для очеловечивания человека. Ее задача - дать смысл существованию человека... И человека, и звезды, и травинки... Дать смысл приходу и уходу человека, рождению, боли, смерти. Потому что жизни может придать смысл только то, что придает смысл также и смерти. В отличие от животного, человек живет в двойной реальности: для него открыта вселенная символов, значений. И человек так устроен, что он может вытерпеть любую боль, но только если он сможет ее оправдать. Вот это и есть психологическая задача религии – внести смысловое измерение во вселенную человека.
|
</> |