Пастбища морских коров

топ 100 блогов krummi-svaf — 26.07.2024

Несмотря на то, что сложно вообразить воздействие морских коров на водорослевые леса – келпы, еще труднее предположить, что эти крупные травоядные не вносили значительных изменений в окружающую их среду. С учетом доказанной роли травоядных мегафауны плейстоцена в формировании наземных экосистем, разумно предположить, что морские представители мегафауны играли не меньшую роль.

Ламинариевые – самые крупные из водорослей мирового океана, но в пространственном отношении они занимают около 0,1% поверхности Земли. Леса водорослей растут узкой полосой вдоль мелководья – только там, где каменистое дно и постоянное движение воды, разрушительное воздействие прибоя сглажено, а летние температуры воды не превышают 20ºС. Там, где грунты песчаные, водорослевый лес сменяют морские травы, обладающие развитым корневищем. Например, у берегов Камчатки пояс келпа узок и прерывист – с глубин 5-8 м начинается илистое или песчаное дно, а у Командорских островов берег пологий, и водоросли растут до глубин 10-15 м (Клочкова, 1997). На разных глубинах и в разных природных условиях формируются разнообразные сообщества из десятков видов водорослей, образующих свои аналоги деревьев, кустарников, эпифитов и даже лишайников.

Крепление ко дну самих водорослей и их «листьев» – слоевищ относительно непрочно, и после штормов их часто выбрасывает на берег. Эти потери водоросли компенсируют стремительным ростом биомассы. Например, калифорнийский Macrocystis вырастает на 30 см в день, за полгода достигая 25 метров. Плавучесть «стволам» придают поплавки – пневматоцисты. На поверхности эти водоросли переплетаются, образуя сплошной полог. Ламинария, напротив, останавливается в росте не достигая поверхности воды. Такая скорость роста возможна из-за того, что водоросли не имеют корней, только ризоиды для прикрепления, а питательные вещества впитывают из воды всей поверхностью.

Ламинария Бонгарда (Saccharina bongardiana) — обычная келпообразующая водоросль на Дальнем Востоке, Приморский край, 2024.
Ламинария Бонгарда (Saccharina bongardiana) — обычная келпообразующая водоросль на Дальнем Востоке, Приморский край, 2024.

Келповые леса произрастают у берегов Северной Атлантики, юга Южной Америки, Южной Африки, Австралии и Новой Зеландии, но именно в Северной Пацифике достигают максимального разнообразия. В этом регионе они и появились в олигоцене, около 30 миллионов лет назад.

Вспышка разнообразия видов и форм водорослей в этом периоде могла быть ответом на появление морских растительноядных млекопитающих и предков каланов, питающихся донными беспозвоночными. До проникновения сиреновых в Северную Пацифику эту нишу занимали демостилии, обитавшие здесь с начала олигоцена до конца миоцена. Связь между численностью каланов, обилием ежей и состоянием келпа выяснилась достаточно давно, как и предположения о возможной роли морских коров в водорослевых экосистемах (Estes, 1989) (Ковнат, 1999). В работе (Bullen, 2021) дано шесть гипотез, обобщающих предполагаемое воздействие морских коров на келп:

  1. Подъедая верхушки и полог водорослевого леса морские коровы, снижали литоральную и поверхностную биомассу, поддерживая баланс между пологовыми и подлесковыми видами водорослей.
  2. Морские коровы стимулировали компенсаторный рост пологовых водорослей и способствовали увеличению освещенности, что увеличивало продуктивность подлесковых водорослей и фитопланктона.
  3. Обрывая и переваривая водоросли, морские коровы могли ускорить круговорот питательных веществ и увеличить доступность пищи и питательных веществ для других видов.
  4. Морские коровы, возможно, увеличивали доступность дрейфующих водорослей и связанных с ними питательных веществ (гипотеза 3) и численность водорослей подлеска (гипотеза 1), создавая убежища для крупных беспозвоночных перед хищничеством каланов.
  5. Вынос и захоронение питательных веществ с детритом, а также увеличение количества водорослевого детрита (гипотеза 3), при поедании водорослей морскими коровами могло снижаться и сезонно сглаживаться по сравнению со штормовым воздействием.
  6. Морские коровы могли способствовать распространению водорослей за счет спороносящих обрывков или заглатывания и транспортировки спор в кишечнике.

Таким образом, коровы Стеллера могли, и скорее всего, играли важную роль в поддержании экосистемы водорослевых лесов и в целом северной части Тихого океана. В день взрослое животное съедало 60-70 кг водорослей (Ковнат, 1999). Их способ кормления предполагал объедание верхушек водорослей, что препятствовало образованию сплошного полога. Но пологообразующая водоросль азиатского побережья – Alaria fistulosa заглушается ламинариями Saccharina и достигает поверхности только там, где ламинарий нет (Клочкова, 1997).

Ламинариевый келп, бухта Моржовая, 2019
Ламинариевый келп, бухта Моржовая, 2019

На влияние растительноядных животных на эволюцию пологообразующих водорослей указывает и то, что споры образуются в нижней части растения. Быстрый рост и особенности размножения водорослей келпа, делали их подходящей пищей для крупных травоядных млекопитающих, которые могли поедать их в большом количестве, не повреждая части, необходимые для роста и размножения (Sharko, 2019). Так сформировался ландшафт подводных лесов скалистых побережий, направивший эволюцию водорослей по пути увеличения размеров и быстрого роста.

Где в силу разных причин келп исчезает, появляются «ежовые пустоши». В благоприятных условиях морские ежи способны массово размножаться и выедать водоросли, а каланы и морские коровы без укрытия «лесов» уязвимы перед хищниками. Даже появилась гипотеза, что вымирание морских коров вызвано не столько охотой на них, сколько голодом, последовавшим за истреблением каланов ради меха, и выеданием водорослей массово размножившимися морскими ежами (Estes, 2016).

Пастбища морских коров
"Ежовая пустошь", Авачинская губа, 2023

Вероятно, морские ежи – следствие, а не причина. Келп может отмирать сам при дефиците питательных веществ, кислорода или освещения. Схожий процесс наблюдается в местах сброса сточных вод – там происходит повышение мутности воды, затеняющее дно, которое также покрывается слоем осадка, не дающего расти водорослям и прикрепляться моллюскам. На этом осадке начинают массово плодиться морские ежи.

В экосистеме, лишенной крупных хищников и травоядных, «ежовая пустошь» выглядит обычным этапом сукцессии – переросшие водоросли массово отмирают, на дне образуются залежи детрита, приводящие к вспышке размножения морских ежей. Затем они выедают детрит, в воду выбрасываются колоссальные объемы азота и других эвтрофицирующих веществ, что приводит к массовому размножению планктонных водорослей. Возникает «красный прилив», опасный в первую очередь для иглокожих – малоподвижных и уязвимых к повышению концентрации углекислоты. С вымиранием морских ежей дно вновь заселяют сидячие организмы и водоросли. Из-за быстрого роста водоросли подавляют их, пока не отрастут, начнут спутываться, отмирать, и все повторяется заново.

Красный прилив, Авачинская губа, 2012
Красный прилив, Авачинская губа, 2012

Похожие процессы, по-видимому, протекали на Командорских и Алеутских островах после истребления каланов охотниками. Сейчас морские ежи выедаются вновь размножившимися в Командорском заповеднике каланами, и при первоначальном наличии в экосистеме двух основных фитофагов – морской коровы и морских ежей, разрастание водорослей приводит к дефициту кислорода из-за гниения избыточной растительности (Селиванова, 2004).

Массовый выброс водорослей после шторма, бухта Спасения, 2020
Массовый выброс водорослей после шторма, бухта Спасения, 2020

Результаты исследований (Bullen, 2020) позволяют предположить, что келпы до вымирания морских коров были более продуктивны и устойчивы, чем сейчас, а разрастание водорослей при увеличении численности каланов не является изначальным свойством экосистемы, а в какой-то мере – следствие исчезновения из нее морских коров. Схематично эти три ситуации на примере состояния леса из пологообразующей водоросли Macrocystis pyrifera, показаны на схеме (Roopnarine, 2022):

(А) Современное состояние леса из водорослей: густые заросли взрослых водорослей, редкий подлесок, морские ежи, морские звезды и каланы.

(B) Состояние «ежовой пустоши» характеризуется отсутствием больших водорослей, большим обилием морских ежей, редким подлеском и отсутствием каланов.

(C) Гипотетическое историческое состояние, подобное (A), но со стеллеровой коровой, с негустым пологом водорослей и обильным подлеском.

Пастбища морских коров

Модель, изложенная в данной работе, показала, что водорослевые леса метастабильны, могут спонтанно переходить в пустоши и восстанавливаться снова. Многое зависит от взаимодействия водорослей полога и подлеска – в американских водах M. Pyrifera подавляет подлесковую водоросль Chondrocanthus corymbiferus, но в экосистеме с присутствием как каланов, так и морских коров, установилось бы равновесие. Пусть леса M. pyrifera и обладают достаточно высокой устойчивостью к трансформации в «ежовую пустошь», но в присутствии морских коров устойчивость выше. Эти животные могли существенно влиять как на устойчивость и разнообразие келпа, так и на вероятность возникновения «ежовой пустоши» (Roopnarine, 2022).

Таким образом, пока жила стеллерова корова, существовал и особый тип «паркового» водорослевого леса, где полог был не сплошным, а разреженным, под которым рос подлесок, где укрывались морские беспозвоночные. Выедание водорослей рыбами и другими животными вряд ли могло прореживать полог так, как это делали морские коровы. Вымирание сирен рода Hydrodamalis одновременно означало упадок и этих исчезнувших водорослевых лесов.

Литература

  1. Клочкова, Н.Г., Березовская, В.А. Водоросли камчатского шельфа. Распространение, биология, химический состав. Владивосток; Петропавловск-Камчатский: Дальнаука, 1997. – 155 с.;
  2. Ковнат, Л.С. Стеллерова морская корова: ее анатомия, биология, история и значение для природы и человечества. М.: ООО «Эдель-М», 1999. – 114 с.;
  3. Селиванова, О.Н. Макрофиты российского шельфа Берингова моря, Командорских о-вов и юго-восточной Камчатки: автореф. дисс. … д-ра биол. наук. 00.03.16 03.00.05 / Селиванова Ольга Николаевна. ДГУ. – Владивосток, 2004. – с. 31;
  4. Bullen, C.D. A Marine Megafaunal Extinction and its Consequences for Kelp Forests of the North Pacific // A thesis submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree of master of science. – Vancouver: The University Of British Columbia, 2020. – 146 p.;
  5. Bullen, C.D., Campos, A.A., Gregr E.J., McKechnie I., Chan K.M.A. The ghost of a giant – Six hypotheses for how an extinct megaherbivore structured kelp forests across the North Pacific Rim // Global Ecol. Boigeogr. – 2021. – Vol. 30. – pp. 2101-2118;
  6. Estes, J.A., Burdin, A., Doak D.F. Sea otters, kelp forests, and the extinction of Steller’s sea cow // PNAS. – 2016. – vol. 113. – №4. – pp. 880–885. – www.pnas.org/cgi/doi/10.1073/pnas.1502552112;
  7. Estes, J.A., Duggins, D.O., Rathbun, G.B. The Ecology of Extinctions in Kelp Forest Communities // Conservation Biology. – 1989. – Vol. 3. – № 3. – pp. 252-264;
  8. Roopnarine, P.D., Banker, R. M. W., Sampson S. D. Impact of the extinct megaherbivore Steller’s sea cow (Hydrodamalis gigas) on kelp forest resilience // Front. Ecol. Evol. 2022. Vol. 10:983558. – doi 10.3389/fevo.2022.983558;
  9. Starko, S. et. all. A comprehensive kelp phylogeny sheds light on the evolution of an ecosystem // Molecular Phylogenetics and Evolution. – 2019. – Vol. 136. – pp. 138-150.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Некоторые мои друзья в России с ног сбились, закупая крупу, сахар, консервы и лекарства. Стоят в очереди за пневматикой и опускают канистры с бензином в подвал. Самые умные купили билеты в другие страны. Накануне 70 летия окончания Великой Отечественной войны новый передел мира стоит на п ...
Разговоры о Раисе Виноградовой ведутся в тонах восторженных. Главное слово, в предложениях представляющих актрису: Единственная! Не будем отступать от правил. Итак, Раиса ...
Ахеджакова заявила, что украинский прапор в Бремене ей подсунул «какой-то провокатор» в Бремене вместе с букетом цветов во время поклона после спектакля. «Я вначале думала, что это шарфик. Это провокаторы специально сделали. Этого человека мы так и не смогли найти, глазами ...
Опять курили в неположенных местах. Для начала покурили в Таганроге. Серьезный косячек забили. Потом покурили в Ростове. Курите! Курите трубки и сигары, папиросы и сигареты, самокрутки и косяки! И будет вам счастье. И не только вам. А лучше - вообще не ...
Неповторимые красоты космоса невозможно описать словами. Космос пленяет и завораживает своей необъятностью. ...