На Иордане нет плохой погоды


И вот что еще, философ, касательно правды: – какая была погода там, на Иордане во время крещения. Судя по многочисленным картинкам – погода была летняя. Но это не так. Эта местность не есть край вечного лета! Это не тропики! И зимой там была зима! Вот что я нашла у Остапа:
Если бы не наступила жестокая зима, (Что происходит? Мы где? В Палестине?) упоенное победой царское войско пришло бы к самому Иерусалиму,..
Ну, это про зверства Ирода Великого.
Короче, и тут наврали. Крещение не могло быть в январе.
Гы-гы! Га-га!
А не прогуляться ли мне по тексту?
Приказав спорящим сторонам явиться в другое время, Помпей с наступлением весны вывел войска свои из зимних стоянок и двинулся в область Дамаска.
Приняв начальство над Сириею, Петроний поспешил исполнить поручение императора. Он собрал возможно больше союзнических войск, присоединил к ним два римских легиона[1] и явился в Птолемаиду на зимовку, чтобы весною начать правильную войну.
Вместе с тем запрещаю, чтобы войска располагались у него на зимние стоянки или чтобы с него взимались какие-либо денежные суммы»
ни один претор, ни один легат[2] не набирает войск в пределах иудейских, равно как не допускает солдат вымогать от иудеев деньги ни для зимовок, ни под каким-либо другим предлогом;
Однако Клеопатра не смогла уговорить его остаться у нее, потому что он вследствие наступления зимы спешил в Рим, тем более, что из Италии приходили вести о тамошних смутах и больших политических переменах[3].
Ирод, однако,… несмотря на зимнее время и забыв о всяких личных неудобствах, приплыл сюда в уповании исключительно на его, Антония, помощь.
…многие из солдат стали громко роптать на недостаток съестных припасов и требовать денег для приобретения их, причем просили, чтобы их отвели в более удобные места на зимние стоянки, потому что все окрестности города разорены солдатами Антигона.
Затем царь оставил в Иерихоне гарнизон, сам вернулся назад и отпустил римское войско на зимовье в преданные ему области: Идумею, Галилею и Самарию.
Устроив тут свою мать и прочих домашних, освободившихся тем временем от заключения в Масаде, Ирод пошел в Галилею с целью занять несколько пунктов, где были помещены гарнизоны Антигона. Прибыв при снежной вьюге в Сепфорис,..
Бир. Снежная вьюга в субтропиках! Абалдеть! Да там 14 апреля не просто цвели розы, но уже давили розовое масло! Или же я не должна верить Булгакову!
В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.
Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и все теперь предвещало нехороший день, так как запах этот начал преследовать прокуратора с рассвета. Прокуратору казалось, что розовый запах источают кипарисы и пальмы в саду, что к запаху кожи и конвоя примешивается проклятая розовая струя. От флигелей в тылу дворца, где расположилась пришедшая с прокуратором в Ершалаим первая когорта двенадцатого молниеносного легиона, заносило дымком в колоннаду через верхнюю площадку сада, и к горьковатому дыму, свидетельствовавшему о том, что кашевары в кентуриях начали готовить обед, примешивался все тот же жирный розовый дух. О боги, боги, за что вы наказываете меня?
- Фанасич, откуда дровишки?
- Дашка, отстань, а?
Из сети: Масло розы впервые было получено много веков назад Авиценной. Он первый смог выделить эфирное масло путем дистилляции. Эфир был на вес золота, да и сейчас он очень востребован, несмотря на стоимость. Розовое масло применяют в парфюмерии и медицине, в косметологии.
Розовый эфир
В современном мире существует два метода выработки масла из розы — дистилляция и экстракция. Натуральное масло можно получить только из лепестков. Для этого цветы собирают рано утром, пока не взошло солнце, и сразу начинают переработку, чтобы цветы не потеряли эфир. За 24 часа сорванный цветок теряет около 30% эфирных масел.
Кстати, при дистилляции их выделяется слишком мало, меньше 1%. А чтобы получить 1кг розового масла, нужно переработать около 5000 кг лепестков. Поэтому для парфюмерной промышленности используют метод экстракции. Во время этого процесса образуется абсолют-масло, растворенное в спирте.
Бир. Это ж какие плантации роз под Ершалаимом должны были буйно цвести, чтобы в середине месяца нисана уже дать такое количество лепестков!.. И вдруг я узнаю про снежные в тех краях вьюги!
Булгаков: Ну вот почему ты такая противная?
Бир. И ваще – не слишком ли знойно было там, у вас, между двумя крыльями? Апрель же! По ночам пипел костры жгет, чтобы согреться, ибо – колотун!
Булгаков. Как хорошо, что я разошелся с тобой во времени!
Бир. Так я своими именами и называю. Абсурд. Не могло быть розового масла в Ершалаиме 14 нисана. Там даже еще веселее - крещенские морозы не только у нас, но и на Иордане тоже. Креститель крестил пипел в проруби? Но получается именно так. Я раньше об этом не думала - субтропики же! Ну и на картинках - на берегах зелень, все одеты по летнему, вода в Иордане не меньше 25! И вдруг я узнаю, что там вьюги и метели!..
Ты скучаешь, вата валит с неба!
Па неделям вьюги унд метели…
Еще одна богоугодная ахинея.
Остап. …причем отряд Антигона покинул город, он завладел богатым запасом продовольствия. Так как там жило в пещерах несколько разбойничьих шаек, он выслал против них отряд конницы и три когорты пехоты и решил прекратить грабежи.
Таким путем Ирод подчинил себе всю Галилею, исключая разбойничьи шайки в [горных пещерах]. (Вот в пещерах пущай и сидят со своим пещерным идолом-людоедом!) После этого он роздал войску денежные награды, а именно каждому солдату вручил полтораста драхм, а начальникам гораздо более. Затем уже он разместил все войско по зимним квартирам.
Тогда вблизи деревни можно было видеть множество народа. Это были беглецы. Если бы не наступила жестокая зима, (Что происходит? Мы где? В Палестине?) упоенное победой царское войско пришло бы к самому Иерусалиму, и все дело было бы сделано, тем более, что и Антигон ввиду всеобщего бегства теперь думал лишь об окончательном оставлении города.
По окончании зимы Ирод двинулся отсюда подошел к самому Иерусалиму и расположился вблизи его лагерем[4]. То был уже третий год, что его назначили в Риме царем.
*
Бир. До РХ оставалось 37 лет. И четыре года до появления в Ершалаиме тех самых трех караванов с Востока… ой, нет! Я запуталась! До появления караванов тоже оставалось 37 лет! Караваны появились сразу после появления на свет Инци. Если верить легенде.
Стоп! Это до распятия Христа оставалось 37 лет! Тоже РХ! У меня таки шарики заходят за ролики! Значит, через четыре года придут караваны и Езус появится на свет. А еще через 33 года он будет распят. Или его дублер. Уф…
Ситуация мне давно уже понятна. Но я продолжу читать Остапа, потому что мне любопытно. Я постоянно узнаю то, чего раньше и предположить не могла – например, про снега и метели в субтропиках.
*
Классифицировав население точнейшим образом, он сперва роздал часть хлеба всем тем, которые были в состоянии сами озаботиться приготовлением себе пищи; потом он направил к пекарям и доставил готовую пищу всем тем многочисленным лицам, которые по старости или другой какой-либо причине не могли сами испечь себе хлеб. Вместе с тем царь позаботился также оградить от бедствий зимы многих, которые не имели теплой одежды, потому что в этой беде погиб также весь скот, так что не было ни шерсти, ни другой возможности сделать одежду.
Тем временем в местности за Ионийским морем был в качестве представителя Цезаря послан Агриппа. Когда последний остановился для зимовья в Митилене, находившийся с ним в коротких приятельских отношениях Ирод прибыл также туда, а затем возвратился обратно в Иудею.
Царь провел зиму у себя дома, а с наступлением весны направился опять к Агриппе,
Когда претор[5] Иудеи Пилат повел свое войско из Кесарии в Иерусалим на зимнюю стоянку, он решил для надругания над иудейскими обычаями внести в город изображения императора на древках знамен.
Вместе с тем он отозвал также свое войско и распустил его на зимние стоянки, так как теперь, с переходом престола к Гаю, Вителлий не имел уже полномочия продолжать войну.
Юноши приняли это за личное оскорбление, собрали все хранившееся у них в доме оружие и отправились в такое место, где река разделяется на два рукава; тут были отличные пастбища и множество хлеба, запасенного на зиму.
Тут царь обыкновенно проводил зиму, и здесь у него были собраны значительные запасы.
Бир. Хватит. Мне надоело. Крещение не могло быть в январе.
С-с… С-с-с… С-сказочники!
-==-
… А по Луке получается еще веселее – вначале упрятали за решетку Иоанна, чтоб не умничал и не выступал, а уже потом Инци пошел на Иордан и крестился. Без Крестителя. Как так? А вот так! Лука сказал. И я не могу отмахнуться от этого варианта. По целому ряду причин – так им было гораздо проще… Но живописцы от этого варианта таки отмахнулись. Нет ни одной картины, где Инци окунался бы в Иордан без Иоанна! Ни одной. Я искала. Млин, ну хоть самой пойти к ним и договориться! Причем – пусть изобразит снег и лед. На Иордане – полынья! Вы-бы-бы-бы… И там ваще никого нет. Даже бродячих собак. Иоанн уже в кутузке. Что там делать пипелу без Иоанна? Значит, там ваще никого нет. Джизес один. И ему предстоит окунуться в этой полынье. Без свидетелей.
Но даже в варианте без Иоанна – дух все равно унес Езуса в пустыню. Ой, я так и вижу эту сцену… Или духи, что представляется мне более вероятным.
А чо? Крестился и схватил пневмонию! В таких условиях! Ну, они его схватили и унесли.
Гы-гы, а в пустыне чо? Тоже вы-бы-бы-бы? Так он бы оттуда уже бы не вернулся. Не так все было. Они унесли его в какое-то жилье. И самым подходящим местом мне видится Иродион.
Дьявол, Дьявол…

[1] По «Иудейской войне» (II, 10, 1) – три легиона.
[2] Легат – в данном случае скорее всего чиновник из канцелярии наместника либо заместитель командующего армией.
[3] очевидно, речь идет о событиях 41-40 гг. до н. э., когда произошел острый конфликт между Октавианом и консулом 41 года Луцием Антонием (братом Марка Антония), вместе с которым действовала Фульвия, жена Марка Антония. Октавиан осадил противников в городе Перузии и принудил их сдаться. Сохранив жизнь Луцию Антонию и Фульвии, он жестоко расправился с жителями и защитниками Перузии. Обеспокоенный Марк Антоний прибыл в Рим, однако до сражения дело не дошло. Конфликт был урегулирован новым соглашением (фактически повторявшим прежнее), триумвират сохранился.
[4] Это был 37 г. до н. э.
[5] Употребление Иосифом термина «претор Иудеи» применительно к Понтию Пилату неясно. В «Иудейской войне» (II, 9, 2) Пилат назван прокуратором, так же титулует его и Тацит (Анналы. XV, 44). Можно было бы предположить, что Иосиф Флавий хотел подчеркнуть высокую степень власти Понтия Пилата в период, когда наместником Сирии (?-32 гг. н. э.) был назначен Элий Ламий (консул 3 г. н. э.), который в Сирии так и не появился. Ранг претора полагался как раз наместнику-легату императорской провинции Сирии. Но скорее всего здесь допущена элементарная путаница, поскольку чуть ниже Иосиф и прежних прокураторов называет преторами. Такая же путаница встречается у него и с определением титула наместника Сирии Вителлия, сместившего Пилата (XVIII, 4, 2). Он титулует бывшего консула (I) Вителлия прокуратором Сирии, фактически поменяв местами не только должности правителей Сирии и Иудеи, но даже их сословную принадлежность (к сенаторам и всадникам). Прокураторы назначались из всадников либо (только при династии Юлиев-Клавдиев) из вольноотпущенников.