
НА ГЕРОИНЮ НЕ ТЯНУЛА. ИГРАЛА ПРЕКРАСНО


24 июля скончалась Нина Тер-Осипян (1909-2002), четко представляющая свое место в искусстве и до самого конца сохранившая жажду жизни в ситуациях, когда менялись декорации и всё, по мнению актрисы, безнадежно мельчало.
Тер-Осипян жила долго, почти сто лет, застав в молодости людей титанического склада.
Дядя Нины Саак Тер-Габриэлян входил в состав несчастной Бакинской коммуны, 26 комиссаров которой были уничтожены интервентами. 27-ой бакинский комиссар - дядя Нины - выжил, дослужился до поста председателя СНК Армянской ССР. В детстве Нина запросто общалась с гостями дома Кировым и Орджоникидзе.
Она попала в детскую студию при Театре Революции Мейерхольда. Молодая, бойкая актриса впитала его систему биомеханики, вспоминая, что в основном учили фехтованию, боксу и умению правильно падать, опуская теоретические занятия. Приходилось добирать, смотря на игру Ермоловой, Михаила Чехова, общаясь со Станиславским.
С самых первых шагов на сцене мудрая Тер-Осипян поняла свое на ней место, говоря:
«Характерная актриса, армянка, старуха… А на другое я и не рвалась. На героиню, безусловно, не тянула».

Тер-Осипян не бегала, не искала теплых мест, пережив реорганизацию Театра Революции в театр имени Маяковского. Шутка ли, прослужить на одном месте почти 80 лет.
В 1937 Тер-Габриэляна арестовали. Во время следствия он толи выбросился с четвертого этажа, толи его выбросили.
В обращении в ЦК КП Армении Сталин писал:
«Трудно представить, что Тер-Габриэлян выбросился в окно, это совершенно не совместимо с его боязливой и расчетливой натурой. Скорее всего — его выбросили и заткнули ему глотку, чтобы он не мог разоблачить врагов Советской власти…»
Когда кто-то из ретивых исполнителей попробовал провести в жизнь тезис: «Племянница за дядю отвечает», Тер-Осипян написала Сталину письмо, памятуя, что тот некогда был дядиным другом. От нее отстали.

Первый раз в кино Нина засветилась в 1946, сыграв учительницу в проходном детском фильме «Синегория». В то время у нее было много работы в театре, а кино, что кино…
Тер-Осипян говорила:
«Кино – это деньги и популярность. Качество фильма определяет, в основном, монтаж. В актерском деле нет целой линии, только кусочки. А в театре – зал, живое общение со зрителем».
Однако, в 1967 в Маяковку пришел главреж Андрей Гончаров, отношения с которым у Нины не сложились. Хотя в 1972 она получила звание Народной, работы театре не прибавилось. Тогда актриса начала делать забеги на территорию кинематографа и неожиданно в возрасте 65+ оказалась востребована.

Сыграв колоритную дворничиху Фатиму в детективе «Совесть» (1974) Тер-Осипян открыла галерею кавказских непосредственных бабушек: «Пять вечеров», «Каникулы Кроша», очень неплохой проблемный фильм про тогдашних школьников «Бабушкин внук», «Ищите женщину». Особняком стояли фильмы Данелии «Кин-дза-дза», «Паспорт», «Настя».

В последние годы Тер-Осипян были полны жалобами на коллег, причем не в плане «Не ценят, не уважают», а в плане «Какие они скучные!». Естественно, после Мейерхольда, Станиславского, Михаила Чехова племя младое казалось ей слабоватым. Помня спектакль с участием Бабановой, она так и не смогла досмотреть фильм «Собака на сене», с участием Маргариты Тереховой.
Тем не менее, в штате театра Нина состояла до самого конца.
Ушла в 94 года, оставив по себе благодарную память.