НА АРЕНЕ СО ЛЬВАМИ
putnik1 — 17.04.2013Один пакистанский автор написал, что по поводу салафитов только одно утешает: эти люди никогда не станут героями литературы, разве что триллеров... Хорошо сказал! Действительно самым страшным исходом для брата, который воюет сегодня под стенами Дамаска, было бы превратиться в героя какого-нибудь нарратива типа «Тихий Дон» или «Железный поток». Я думаю, трудно сформулировать более высокую хвалу в адрес муджахида, чем то, что им не будет вдохновляться общечеловеческая культура. Лично я всю жизнь мечтал достичь такого уровня, при котором никогда не стану частью культуры и обитателем книжной полки в общем ряду с культурным мусором. Я-то мечтал, а вот салафиты уже этого достигли.
Уважаемый arguendi тщательно проанализировал свежий текст Гейдара Джемаля.
Разбор, на мой взгляд, достаточно интересен, выводы вполне справедливы. Примерно в этом же ключе о творчестве Гейдара Джахиловича высказывались и другие неглупые люди, в том числе, и ваш, дорогие френды и не френды, покорный слуга. Но в данном случае, на мой взгляд, известный философ и политолог говорит вовсе не о салафизме. Вернее, не о салафизме конкретно. Внимательно вчитавшись в тезисы эссе, нельзя не понять, что речь идет о куда более серьзных вещах
Есть, - неявно подразумевает г-н Джемаль, - видимый, "нижний" мир, населенный обывателями.
Людьми, которые хотят мирно, спокойно жить, зарабатывая себе на жизнь ненасильственными, честными и мирными способами. Эти люди рождаются, растут, женятся, плодятся и размножаются, растят детей, блюдут принцип Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ, работают в поте лица своего, стремясь никому не делать плохо, но себе и семьям своим обеспечить максимально возможный уровень комфорта, плотом стареют и уходят, освободив место новому поколению. И от этих людей ничего, - совсем-совсем ничего, - не зависит. Разве что, если им становится вовсе уж плохо, их выманивают на улицы вожди всяческих оттенков, чтобы, использовав, когда минует надобность, распустить по домам.
И есть иной, настоящий "высший" мир
Его далеко не все трактуют одинаково, но главное, что он не здесь. Даже формально относясь к объективной реальности, он все равно где-то. Однако тропинка начинается тут. И он не для всех. Не потому, что двери закрыты, - наоборот, они распахнуты настежь, для каждого, но войти легко, а вот идти вперед, не поворачивая, под силу мало кому, потому что, по сути, эта тропинка есть осколок "высшего" мира в мире "нижнем", и если уж идти по ней, то до конца. То есть, бросив всё, что дорого обитателю "нижнего" мира, как временное и суетное. Ради того, - цель "высшая", поскольку является отсветом "высшего" мира, - чтобы если и не сделать "нижний" мир таким же, как "высший" (что по определению невозможно), то хотя бы убедить (неважно, какими методами) нашего обывателя превратить свое пустое существование в осмысленную подготовку к Вечности.
Ради этого "избранные" готовы на все.
Не только убивать (это как раз легко, это все умеют), но, если нужно, и умирать. Без радости (чего уж там радостного), но и без колебаний. Осознанно. С пониманием, почему иначе никак и снисходительным презрением к не понимающим. Хоть на арене, распевая псалмы, хоть с оружием в руках, не отступив ни на шаг, хоть, исполнив свой долг, на эшафоте, но спокойно, по праву ощущая себя победителями, а врагов, как би сильны они ни были, проигравшими по всем статьям.
Этих людей бессмысленно подкупать: ценности "нижнего" мира для них ничто.
Этих людей нереально в чем-то убедить: убеждающие, в отличие от них, смерти боятся, а значит, не правы.
Этих людей ничем не запугаешь: любые страшилки "нижнего" мира, как и сам этот мир, для них преходящи.
Зато в какой-то момент, рано или поздно, когда количество переходит в качество, - а тем паче, когда размеренная, привычная "нижняя" жизнь начинает трещать по швам, ставя под сомнение основы основ типа успешной выплаты ипотеки и обеспеченной старости, - к ним начинает прислушиваться тот самый г-н обыватель. Возможно, мало что понимающий в красивых словах, но твердо знающий, что ежели люди, ради чего-то нарушая все правила и понятия, идут на смерть, значит, в этом "чем-то" есть какая-то выгода, ради которой стоит рискнуть. А если к тому же и лидеры зовущих на смерть (пусть и не все, а хотя бы кто-то, из тех, кто на виду) в какой-то момент хоть так, хоть этак подтверждают слово делом, так и тем паче.
Все это прекрасно понимают интеллектуалы типа г-на Джемаля.
Сами умирать они, правда, не спешат (им и в "нижнем" мире совсем неплохо), но силу стихии понимают и оседлать волну очень и очень не прочь. А вот можно ли эту волну обуздать привычными методами, не указав обывателю иную, альтернативную тропинку вверх, это вопрос вопросов. На мой взгляд, ответ отрицательный. А времени на поиск уже не так много.
|
</> |