На 90 градусов
tito0107 — 29.03.2023Е.Д. Поленова. Улица в Костроме. 1888
Это перекрёсток современных улиц Энгельса и Свердлова (sic!), или Поковской и Александровской, соответственно, вид от дома Антиповых (Свердлова, 58/21). Дом построен в 1870-нач. 1880-х годов. Алексей Иванович Антипов (1833-1913) был горным инженером, его супруга, Прасковья Дмитриевна (1848-1920) - художницей и подругой Елены Дмитриевны Поленовой.
Дом Антиповых на Яндекс.Панорамах, 2017 г. Сегодня солнце светило в глаза, поэтому не стал его снимать с этой точки.
И.Е. Репин. Портрет А.И. Антипова. 1883
В.А. Серов. Портрет П.Д. Антиповой. 1890
В 1880-х годах Поленова, приезжая в Кострому жила в доме Антиповых. В 1890 г. у них были в гостях Коровин и Серов.
Вот так это вид выглядит сейчас:
Деревянный дом на углу построен в 1923 г., на месте красного забора. за другим забором идёт "восстановление" ещё одного дома с интересным деревянным декором, разрушенного, кажется, ещё в конце 1990-х, его на картине Поленовой нет. Дом с пугающего вида надстройкой, возможно, тот же, что на картине, или построен на том же месте. А вот выходящий торцом на улицу сарай - похоже, тот же самый.
Чуть ближе
У Елены Дмитриевны Поленовой есть ещё работа, исполненная в идентичной манере. И погода похожая и состояние дороги. Кажется, повернулся на 90 градусов и увидел вот это:
Е.Д. Поленова. Улица в Москве. Посл. четверть XIX в., ГТГ
Источник
А это точно Москва? "Провинциальность" не должна нас смущать - вспомним "Московский дворик" работы её брата. Если кто-то укажет, что за московский вид написала Поленова (естественно, с обоснованием), буду очень благодарен. А пока развернёмся на 90 градусов, в сторону центра Костромы:
Это с той же точки, от угла дома Антиповых, с зумом.
Если перейти через дорогу.
Виден и белый дом с мезонином и стоящий за ним деревянный дом с антресолями, вальмовой кровлей и фронтоном, между ними есть место для ещё одного дома, дорога под горку - всё как на картине Поленовой, даже тротуары возвышаются над дорогой (за 135 лет, полагаю, слой нарос и возвышаются они ещё больше). Почти не видна церковь, её скрывают деревья, но церковь на этом месте есть - Благовещенская ц. 1804 г. постройки с характерным колоколообразным куполом, довольно архаичным для начала 19 в.:
Фото 1912 г., колокольня и трапезная возведены в самом начале 20 в.
В советское время храм был полностью перестроен, недавно восстановлен (без колокольни):
Главка слева на картине Поленовой относится, скорее всего, не к Благовещенской церкви, возможно к разрушенной Георгиевской ц., стоявшей рядом с нынешним памятником ю. Долгорукому. Рядом стояла ещё Воскресенская ц. (тоже разрушена). Это - единственное противоречие с видом на работе Поленовой.
Дом с мезонином сер. 19 в. (Свердлова, 53) принадлежал в описываемое время А.Ю. (или А.В.) Каратыгиной. Имеет ли она отношение к известному актёру 19 в. - не знаю.
Крупный деревянный дом сер. 19 в. (Свердлова, 51) выглядит несколько иначе, чем у Поленовой, но это определённо он, декор в конце столетия был изменён, окна получили пропильные наличники (на фасаде сохранились лишь два). В 1860-1869 г. здесь жил исследователь Дальнего Востока Н.К. Бошняк, соратник адмирала Г.И. Невельского (он тоже родом из Костромской губернии). Последние 30 лет жизни Бошняк провёл в Монце близ Неаполя, в психиатрической клинике.
В двух шагах от дома Антиповых находится примечательный дом Кравченко, где в начале 20 века снимал квартиру печально знаменитый большевик Кедров. Но это совсем другая история.
P.S.
1. Дом Антиповых
2. Сарай
3. Дом Каратыгиной
4. Дом, где жил Бошняк
5. Благовещенская церковь.
6. Место, где стояли Гергиевская и Воскресенская церкви.
P.P.S. Напротив дома Каратыгиной - ещё один деревянный дом с мезонином, это дом Прокинского, Свердлова, 54. Он тоже есть на картине Е.Д. Поленовой.
|
</> |