Музыкой навеяло. ВИА. Советский Азербайджан

топ 100 блогов cand_orel26.12.2021

С подачи и подсказки читателей и временами слушателей решил развить тему ВИА, преломив её изложение в рамках существующего во времена ВИА государственного устройства. И чтобы никому не было обидно, порядок подачи материала будет исключительно алфавитным по названиям республик. Наверное, все ВИА я не потяну; наверное, будет что-то выборочное   на мой вкус. И, наверное, отдельные посты не будут идти подряд до своего исчерпания — невозможно же слушать музыку исключительно целенаправленно. Словом — как получится. И с привлечением информационных русурсов Рунета (при их наличии).

Итак — Азербайджан. ВИА «Гая»...

«Гая» — азербайджанский вокальный квартет в составе руководителя ансамбля Теймура Мирзоева, Арифа Гаджиева, Льва Елисаветского и Рауфа Бабаева, выступавший в 1960—80-х годах. Исполнял песни на азербайджанском, испанском, польском, русском и английском языках. На большую сцену «Гая» пришёл в 1961 году, когда Рауф Гаджиев пригласил музыкантов работать в Азербайджанский государственный эстрадный оркестр. С «Гая» работали такие композиторы, как Тофик Кулиев, Фикрет Амиров, Рауф Гаджиев, Васиф Адыгёзалов, Фарадж Караев и Тофик Бабаев. 

Музыкой навеяло. ВИА. Советский Азербайджан

Квартет за многолетнее существование несколько раз менял свой состав. Но самые большие успехи «Гая» связаны с именами Теймура Мирзоева, Арифа Гаджиева, Рауфа Бабаева и Льва Елисаветского. Теймур Мирзоев, художественный руководитель квартета, с детства хотел создать свою джазовую группу. Вместе с Арифом Гаджиевым они учились на хоро-дирижёрском факультете музыкального училища имени А. Зейналлы при консерватории. Кроме них в первом составе квартета были Адиль Назаров и Рауф Бабаев. Адиль Назаров учился на струнном отделении по классу контрабаса, Рауф Бабаев на факультете ударных инструментов. Поначалу у группы не было места для репетиций. Они собирались во дворах с хорошей акустикой, где разучивали новые джазовые композиции, услышанные по радио или на пластинках. Группа иногда выступала на днях рождения и вечеринках друзей. Вскоре о них узнали и заговорили бакинцы. Им было предложено войти в состав симфонического оркестра Гостелерадио Азербайджанской ССР. Отказавшись в первый раз, позже они приняли повторное, личное предложение талантливого композитора Рауфа Гаджиева, ставшего к этому времени руководителем этого оркестра. В качестве музыкального руководителя был приглашён известный джазовый пианист и аранжировщик Анатолий Кальварский.

Над программой выступлений оркестра работали такие известные авторы, как Борис Сичкин и Аркадий Арканов. Спустя некоторое время Адиль Назаров женился и переехал жить в Москву. Новым участником группы стал Лев Елисаветский, который часто приходил на репетиции коллектива. Посовещавшись, члены группы предложили ему петь с ними. Так сформировался квартет в его наиболее известном составе. Первые песни, которые музыканты спели в оркестре, были песни Рауфа Гаджиева «Баку», Азиза Азизова «Тез гяль яр» на азербайджанском языке и песня «Тревожная молодость» на русском языке. Вместе с оркестром «Гая» побывал с гастролями во многих городах Советского Союза, а также совершил свою первую заграничную поездку в Алжир. 

Вскоре квартет расстаётся с эстрадным оркестром. После этого ими заинтересовался Мурад Кажлаев — в те годы художественный руководитель Махачкалинской филармонии. Кажлаев, сыгравший важную роль в дагестанской композиторской школе, родился и вырос в Баку. Со многими из квартета Кажлаев учился в Азербайджанской консерватории, где ему преподавали Борис Зейдман и Кара Караев. Квартет с энтузиазмом отозвался на предложение поработать вместе. Они переезжают в Махачкалу и вместе с джаз-трио Рафика Бабаева создают первую эстрадную группу Дагестана «Гуниб», по названию местечка Гуниб в Дагестанской АССР. Основную часть репертуара составляли произведения художественного руководителя ансамбля Мурада Кажлаева, а также популярные народные мелодии и современный шлягер. Оркестровали музыку Теймур Мирзоев и Рафик Бабаев, который был музыкальным руководителем. «Гуниб» имел большой успех, коллектив выступал с гастролями по стране. Всесоюзная фирма «Мелодия» выпустила массовым тиражом пластинки с записями ансамбля, о «Гунибе» печатались статьи в журналах и газетах. Осенью 1965 года ансамбль отозвали в Баку. Некоторое время они оставались без работы. В конце 1965 года им предложили выступать с гастролями по Дальнему Востоку вместе с Муслимом Магомаевым и пианистом Чингизом Садыховым. В четырёхмесячный тур квартет отправился под названием «Гая», что на азербайджанском означает «скала». Во время гастролей «Гая» выступает со 120 концертами в различных городах Дальнего Востока. 

Особое место в творчестве квартета занимает конкурс вокалистов 1966 года, проходивший в Москве. Получив приглашение за 25 дней до начала конкурса, «Гая» тем не менее успевает подготовить к конкурсу 10 песен и одерживает блестящую победу. С этого момента «Гая» приобретает всесоюзную известность и становится культовой группой. 

В 1972 году решением Совета министров квартет получил статус государственного ансамбля. В этом же году «Гая» решает создать свою шоу-программу и приглашает Марка Розовского и Юлия Гусмана для написания сценария. В шоу программу была включена сюита из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Для этой цели был создан секстет — пригласили Тамиллу Агамиеву и Галину Баринову. Партию Иисуса исполнял Рауф Бабаев, Иуду — Лев Елисаветский, а Галина Баринова — Магдалену. Костюмами для ансамбля занимается Вячеслав Зайцев. Шоу имело грандиозный успех во всем Советском Союзе. После была не менее успешная концертная программа «Огни большого города», премьера которой состоялась во Дворце им. Ленина в Баку (ныне дворец Гейдара Алиева). Программа, состоявшая из нескольких частей, длилась три часа. Исполнялись азербайджанские народные песни, музыка народов СССР, а также дружеские пародии на коллег. Закрывала программу большая финальная зарисовка «Старый Баку» со сценками из «Аршин мал алан», «О олмасын, бу олсун» и другими. С этой шоу-программой «Гая» выступал и в других городах СССР, а также в странах восточной Европы. В какой бы стране «Гая» ни гастролировал с этой программой, финальная её часть озвучивалась на местном языке, что каждый раз поражало зрителей. 

В США ансамбль выступил с концертной программой в Хьюстоне, затем были гастроли на Кубу. 

В 1980-х годах состав ансамбля начинает часто меняться. В 1985 году при «Гая» создаётся джазовый оркестр, и «Гая» получает название Эстрадно-симфонического государственного ансамбля песни. В 1981 году в ансамбле прибавляется ещё один певец - Рауф Алиев а в 1988 году, после его ухода из "Гая", его место занимает Аббас Ахмед, который проработал в ансамбле "Гая" до распада ансамбля в 2001 году. Через некоторое время при ансамбле появляется рок-группа «Талисман». В 1988 году уехал Елисаветский, а в 2001 году в Израиль перебрался художественный руководитель ансамбля Теймур Мирзоев. Ансамбль прекратил своё существование, позднее он был преобразован в Азербайджанский государственный ансамбль «Гая». 

В 2009 году Детский вокальный ансамбль «Бяри бах» под руководством солиста «Гая» Рауфа Бабаева получает официальный статус Государственного джазового ансамбля «Гая». 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
  Ну а кто, кроме неё может убить любовь? Не мужчина же. Мужчина полигамен, любит всех, а значит и себя, и свою женщину тоже. Следовательно, мужчина любовь убить не может. Свою женщину мужчина обязательно любит среди всех женщин, он её выделяет ...
- теперь убогих оскорбляют покемоны. ...
Я, собственно, что хочу сказать. За годы наблюдений у меня сложился четкий образец объективации. И чем дольше я живу, тем больше укрепляюсь в этой мысли - толстая женщина в чаще всего выглядит нормально. Толстый мужик - отвратительно, ужасно, блевотно. В общем, женщина имеет право быть то ...
Здравствуйте уважаемые. Читаю тут довольно любопытную серию итальянского автора Сандроне Дациери про приключения полицейской Коломбины Каселли и ее товарища Данте Торре. Довольно любопытно, хотя чем дальше, тем больше перебора :-)) Ну да ладно. Радует другое, автор немного в курсе наших ...
Тут камраден жаловались,-сложна сложна,менюшек много,что делать непонятно. Я решил налабать мини инструкцию как и что делать в стелярисе. Первое, создание упырей. Это наша империя. Конструктор вполне ок,и мне лично нравиться делать что то самому .А не брать предложенных выкидышей парадок ...