Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

топ 100 блогов ru_aviation17.12.2024 СОКО J-20 Крагуй (ястреб-перепелятник) — югославский и сербский лёгкий штурмовик, спроектированный в Авиационно-техническом институте в 1962 году и производившийся на заводах СОКО в Мостаре. Состоял на активной военной службе с 1964 по 1989 годы, ныне используется в качестве учебного и участвует в показательных полётах. Строился для борьбы с авиацией противника в условиях партизанской войны, проектировался также и для борьбы с вертолётами. Всего было построено 85 самолетов.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO
Muzej Yugoslovenskog Ratnog Vazduhoplovstva / Aeronautical Museum.
Muzej Yugoslovenskog Ratnog Vazduhoplovstva / Aeronautical Museum.


Самолет в постоянной коллекции это SOKO Kraguj/J-20 с номерами 30104/004. Самолет был списан в 1985 году, после чего попал в музей. В музее на хранении есть еще несколько экземпляров этого самолета.....
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

В годы Холодной войны в Югославии возникла потребность в создании специального самолёта, который мог бы себя эффективно проявлять в условиях партизанской войны. В случае потенциального военного конфликта и возможного уничтожения аэродромов ВВС Югославии подобный самолёт мог бы взлетать с короткой импровизированной травяной ВПП.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

В начале 1960-х годов югославский Военно-технический институт (VTI) разработал для этих целей самолет P-2 Крагуй (P-2 Kraguj). Первый полёт самолёта состоялся 21 ноября 1962 года. Серийное производство началось в 1964 году. Производился в двух сериях на заводе фирмы SOKO в Мостаре: итого был собран 41 самолёт (14 в первой серии и 27 во второй). В ВВС Югославии самолет получил обозначение J-20.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

J-20 - это цельнометаллический низкоплан с фиксированным шасси и высокорасположенной кабиной экипажа, обеспечивающtq хорошиq обзор пилоту. Силовая установка самолета состоит из одного шестицилиндрового двигателя Lycoming GSO-480-B1A6 мощностью 340 л.с. (254 кВт), приводящего в движение трехлопастной металлический ВИШ Hartzell HC-B3Z20-1/10151C-5.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

Вооружение самолёта, которое по качеству значительно уступает современному вооружению, тем не менее, полностью отвечало требованиям технического проекта и предназначению самого самолёта. J-20 был вооружён двумя пулемётами калибром 7,7 мм, на подвесках ставилось ракетно-бомбовое вооружение. В состав последнего могли входить две неуправляемые ракеты калибром 127 мм, 24 ракеты калибром 57 мм (две пусковые установки), две зажигательные бомбы массой 150 кг или многочисленные малые бомбы массами по 2, 4 или 16 кг.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

Всего компания SOKO построила около 85 самолетов, которые после 20 лет службы в югославских ВВС были списаны в 1990 году. Несколько уцелевших машин передали Национальной гвардии Словении. Но в июне 1991 года они были конфискованы ВВС Югославии после выхода Словении из состава федерации. Милиция боснийских сербов использовала Kraguj в ходе гражданской войны.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

Пилот размещается в закрытой, отапливаемой и вентилируемой кабине с регулируемым креслом. Фонарь кабины сдвигается назад.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

В настоящее время оставшиеся на службе самолёты используются в качестве учебных или участвуют в показательных полётах. J-20 являлись неотъемлемой частью авиации Территориальной обороны Югославии. Эти же самолеты были задействованы в съёмках фильма "Партизанская эскадрилья".
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

Самолет был специально разработан для полетов на малой высоте против видимых днем и ночью наземных целей на большой площади. Он был легко доступен для загрузки вооружением и снабжения через гибкую систему вспомогательных аэродромов, не требующих специальной подготовки, особенно в горных районах.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

Под лобовым стеклом установлен прицел.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

Югославские военные планировщики предполагали, что потенциальный агрессор сначала выведет из строя аэродромы. Поэтому J-20 Kraguj был разработан для взлета с коротких неподготовленных взлетно-посадочных полос, даже покрытых глубоким снегом, на лыжах. Его также называли «Партизанским самолетом».
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

Поток охлаждающего воздуха двигателя усиливается с помощью двух эжекторов специальной конструкции.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

Втулка ВИШа.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

Лобовое остекление кабины.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

Kraguj P-2 предназначался для непосредственной поддержки наземных войск и мог использоваться для обучения пилотов визуальным дневным и ночным полетам, прицеливанию, стрельбе ракетами и бомбометанию наземных целей.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

Удаление запотевания и обледенения лобового стекла осуществляется обдувом горячим воздухом.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

Для выполнения боевых задач предусмотрена возможность внешней подвески бомб и двух 57-мм и двух 128-мм (ХВАР-5) реактивных систем залпового огня. С помощью переходников на подкрыльевых пилонах можно изменить конфигурацию вооружения с свободнопадающих бомб на многоствольные пусковые установки с двенадцатью 57-мм ракетами класса «воздух-земля». Могут быть установлены кассетные или грузовые бомбы или 128-мм ракеты класса «воздух-земля».
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

Постоянное вооружение состоит из двух крыльевых 7,7-мм пулеметов Colt–Browning Mk II с боезапасом по 650 патронов и коллиматорного прицела в кабине.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

Это и есть эжекторы.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

Всякие воздухозаборники на борту. Электропитание 28 В постоянного тока осуществляется от генератора мощностью 1,5 кВт и аккумуляторной батареи.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

Фото 14.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

Топливо общим объемом 240 литров содержащееся в двух резиновых баках, обеспечивало дальность полета в 350 морских миль в полностью вооруженной конфигурации самолета.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

Общий вид.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

Хвостовая стойка.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

Фото 99.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

Законцовка крыла.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

Общий вид слева.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

Фото 166.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

Хвостовое оперение.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

Хвостовая стойка вид сбоку.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

Руль высоты.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

Вид сзади снизу.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

Отверстие для палки, которой можно двигатель самолет.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

Из-под фюзеляжа.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

Фото 175.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

Узлы крепления закрылков и элеронов.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

Общий вид из-под крыла.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

Весовой компенсатор.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

АНО отсутствует.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

А что это такое?
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

Крепление для вооружения.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

Основные стойки.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

Пулемет 7.7 mm Colt–Browning Mk.II.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

Общий вид.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

Выхлопные эжекторы.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

Колесо основной стойки.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

Фото 192.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

Описание самолета.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

Крупнее текст.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

Трехлопастной виш.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

Фото 196.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

ПВД и посадочная фара.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

Вид слева от крыла.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

Фото 199.
Музей Воздухоплавания в Белграде: легкий многоцелевой штурмовик SOKO

ЛТХ:
Модификация J-20
Размах крыла, м 10.64
Длина самолета,м 7.93
Высота самолета,м 3.00
Площадь крыла,м2 17.00
Соотношение сторон: 6:1
Профиль: NACA 4415
Масса, кг
пустого самолета 1130
нормальная взлетная 1317
максимальная взлетная 1624
Внутренние топливо, л 240
Тип двигателя 1 ПД Textron Lycoming GSO-480-B1A6
Мощность, кВт 253.3 (340 лс)
Пропеллер: 3-лопастной ВИШ Hartzell HC-B3Z20-1, диаметр 2,44 м (8 футов 0 дюймов).
Максимальная скорость, км/ч
на высоте 1500 м 295
на уровне моря 275
Крейсерская скорость, км/ч 280
Скорость сваливания: 88 км/ч (55 миль/ч, 48 узлов) (закрылки опущены)
Практическая дальность, км 800
Максимальная скороподъемность, м/мин 480
Разбег до 15 м (50 футов): 189 м (620 футов)
Посадочный пробег с 15 м (50 футов): 324 м (1063 фута)
Экипаж, чел 1
Боевая нагрузка - 400 кг на 6 узлах подвески
Орудия: 2 × 7,7-мм пулемета Colt–Browning Mk.II (по 650 патронов)
2 100- или 50-кг бомбы или 2 кассетные бомбы или 2 150-л напалмовых бака, или 2 ПУ 12х55-мм НУР
4 ПУ 5х127-мм НУР.

Оставить комментарий

Популярные посты:
Архив записей в блогах:
очень понравился короткий сериал Holding (2022) - Ирландия, аграрная глубинка, участковый полицейский расследует давнее убийство местного бабника. 4 серии, тотальная непредсказуемость (если кто романа не читал), толстые несимпатичные цисгендерные тетички и дядечки (алкоголики и ...
Апд: руководство садика прониклось и сделают отдельный праздник на улице с аниматорами нашей группе. У сына в группе уже 2 месяца карантин по ветрянке. Тооолько подбираемся к снятию карантина и заболевает кто-то... Дети сидят весь день в группе с выходом только на прогулку, в остальное ...
С прискорбием вчера вьехала в изменение движения - пересечение Звенигородского шоссе и Демьяна Бедного - до этой недели был поворот на светофоре налево из центра (на Демьяна Бедного, к Карамышевской набережной). Теперь его нет.Кто-нибудь в курсе ...
   Даже, не имеющему пол пяди во лбу хомо сапиенсу известно, что изначально котов применяли исключительно для отлова мышек и крысок и кушали коты то, что поймают, а в качестве поощрения им давали молока, а то и сметанки, а сливки тырить они научились сами. ...
Сегодня буду вас удивлять. Набрал заказов и теперь уже можно говорить, что у меня появился новый интересный бизнес, о котором и хочу рассказать. Когда-то я вдохновился идеей, которая очень коротко сформулирована вот в этом ролике: И дело двинулось с места. Сегодня я уже ...