МультБезумие: "Его жена курица" (СССР, 1989/1990)
altereos — 29.03.2019 Предыдущие выпуски МультБезумия: "Колобок" (2006), "Гипнэротомахия" (1992)Игорь Ковалев - один из самых авторитетных и влиятельных (пост)советских представителей авторской анимации, выдающийся экспериментатор, максимально свободно обращающийся с искусством анимации. Ковалев и Татарский в конце 80-х создали первую негосударственную анимационную студию в Советском Союзе - "Пилот". Одним из первых мультфильмов студии стал "Его жена курица", который очень высоко ценится в профессиональной среде аниматоров как выдающийся образец шизофреническо-сюрреалистической анимации, наполненный под завязку психологической символикой. Обычные же зрители чаще всего воспринимает мультфильм как бред душевнобольного человека. В любом случае, эта работа оставляет длительное и глубокое впечатление независимо от того, получилось ли у вас хоть что-то понять. Давайте осторожно погрузимся в это позднесовесткое мульт-безумие.
Сразу бросается в глаза неприятный, отталкивающий визуальный стиль рисовки. Игорь Ковалев - из тех аниматоров, не принимающих четкий, гладкий, реалистичный рисунок. Про таких режиссеров иронично говорят, что они "не умеют рисовать". Таким был, например, эстонец Прийт Пярн, чье влияние особенно заметно в авторских короткометражках Ковалева. С первых кадров "Его жена курица" погружает зрителя в липкую атмосферу бытовухи - такое зрелище придется терпеть всего 12 минут, но для многих и это пытка.
В мультфильме изображен повседневный семейный быт: жена занимается обычными домашними делами, муж расслабляется в кресле. В квартире обитает странное домашнее животное, похожее на огромную толстую гусеницу с человеческой головой, с собачьими повадками.
Внезапно появляется элегантный (насколько это возможно в рамках ковалёвского визуала) незнакомец в черной маске, с коробкой в руках, оформленной в виде подарка. Содержимое мы увидим позже и оно не очень приятное...
Незнакомец почему-то сразу идет обниматься и целоваться с хозяином (было бы логичнее, если с хозяйкой, чтобы ввести понятный для любого зрителя мотив с любовным треугольником, но режиссер разрывает шаблон). Далее гость обращает внимание на жену и обнаруживает, что она... курица! О чем тут же сообщает мужу. Оказывается, и для него это новость: его жена - курица! "Вон из дома!"
В этой сцене, где лицо мужа на доли секунды превращается в лицо незнакомца, мы понимаем, что оба персонажа - это один и тот же мужчина. То ли у него раздвоение личности, то ли это такая авторская символика (мотив alter ego).
Выгнав жену-курицу, мужчина начинает тосковать, привычный быт разрушен, ему снится, как он тонет в зубной пасте (возможно, символ засасывания в болоте бытовухи). Он звонит жене и зовет ее обратно. Та возвращается в квартиру и видит, что у мужа выросли куриные лапки.
Если вы хотите назвать всё это бессмыслицей, не спешите с выводами. В 2001 году в журнале "Киноведческие записки" была опубликована интерпретация мультфильма "Его жена курица" с точки зрения психоанализа и фрейдистской символики. Автор Алексей Орлов, кандидат искусствоведения, достаточно убедительно разбирает анимационный "бред" на символические элементы, собирая из них вполне ясную смысловую картину. "Муж синий, словно мертвец. Из дальнейшего будет ясно, что таковым он является в качестве мужа и мужчины. Он одет в полосатую одежду, словно зэк, и обилие решеток в быстрых проездах по интерьеру намекает на его роль узника и в домашней жизни, и в тенетах собственных комплексов".
По А.Орлову, "Его жена курица" - зашифрованная история об исчезновении сексуальной близости между супругами, следствием чего стала склонность героя к самоудовлетворению. На это указывает множество символов в мультфильме. Правда, к психоаналитической интерпретации возникает несколько вопросов. Во-первых, не все эпизоды четко проясняются (например, почему в конце муж тоже стал курицей? или наполовину курицей?). Во-вторых, откуда Игорь Ковалев великолепно знает учение Фрейда? Ни в одном интервью с режиссером я не встречал ни одного упоминания чего-то связанного с психоанализом. Возможно, Ковалев интуитивно понимает суть психических расстройств и гениально воплощает в анимации смутные, болезненные образы из сферы подсознательного.