МультБезумие: "Гипнэротомахия" (Россия, 1992)
altereos — 01.03.2019 Небольшая предыстория. Во второй половине 1980-х друзья-аниматоры Александр Татарский и Игорь Ковалёв произвели стилистическую революцию в популярной рисованной анимации СССР, выпустив "Крылья, ноги и хвосты", "Следствие ведут Колобки". Такого безумного сочетания абсурда, карикатурности, нарочито небрежной, шероховатой рисовки, совершенно не похожей на классическую советскую "гладкую" анимацию, советские зрители еще не видели. Позже Татарский и Ковалёв организуют студию "Пилот", откуда пойдет по миру фирменный "пилотовский" стиль. Студия взяла курс на гротескный юмор, порой на грани приличия, поощряя самые безумные эксперименты молодых аниматоров со свежим взглядом на мультипликационное искусство (некоторые буквально приходили в студию с улицы). Одним из учеников Татарского был Андрей Свислоцкий, более известный сейчас как художник-аниматор, нежели режиссер. Его "Гипнэротомахия", создававшаяся почти спонтанно, для выполнения производственного плана, в итоге стала самой мозговыносящей работой студии "Пилот", рекордсменом по количеству сломанных психик постсоветских зрителей.Название мультфильма и сценарий Андрея Колпина явно намекают на европейский роман конца 15 века "Гипнэротомахия Полифила", опубликованный анонимно (автор до сих пор точно не установлен). Специалисты видят в этом романе зашифрованные эзотерические послания и алхимические формулы, сюжет - если очень упрощенно - описывает грустную историю любви Полифила и Полии. Слово "гипнэротомахия" в названии книги переводят как "любовное борение во сне", Свислоцкий же в интервью, осознанно или ошибочно, искажает смысл этого красивого слова, переводя его как "борьба любви со сном", хотя происходящее в мультфильме намного ближе к исконному смыслу "гипнэротомахии". Что говорит о том, что режиссер, возможно, не очень вдавался в смысловые подтексты сценария, сосредоточившись на визуальной стилистике. Зритель, не знакомый с латынью, увидит в названии "Гипнэротомахия" два заманчивых корня - "гипноз" и "эротика". Оба элемента присутствуют в фильме, который сам по себе гипнотический, а содержанием его являются сновидческие образы, в том числе и эротические.
Мультфильм и роман начинаются одинаково: некий мужчина засыпает в переживаниях о разлуке с возлюбленной. Нервное возбужденное состояние героя вызывает во сне безумные образы: сюрреалистический инфернальный мир, в котором слившиеся друг с другом человечки движутся словно в "пляске смерти". В комментариях на Youtube у некоторых пользователей эти сцены вызвали ассоциации с "Человеческой многоножкой".
На третьей минуте происходит эротическая сцена в гробу - длится она несколько мгновений, но многим зрителям в начале 90-х врезался в память именно этот эпизод.
"Пляска смерти" движется к башне, в которой обитает
Женщина просыпается (хотя пробуждение здесь, скорее, часть сна), возле кровати сидит ее собака, внешне напоминающая волка. Обычный домашний пес, который, сам того не подозревая, пробуждает в подсознании хозяйки "грязные" фантазии. Протестуя против собственной темной "животной" натуры, женщина выгоняет ни в чем не виноватую собачку из комнаты, как будто после этого жуткие сны исчезнут...
Мультфильм пронизан фрейдисткой символикой, которую можно долго расшифровывать слой за слоем. Один из вариантов интерпретации: "Гипнэротомахия" Свислоцкого - проекция в сновидческом мире переживаний влюбленных, вынужденных страдать в разлуке. Каждый из них осуществляет "любовное борение" с внутренними демонами, просыпающимися на почве сексуальной неудовлетворенности.
Андрей Свислоцкий после выхода "Гипнэротомахии" вскоре уехал в США, где вместе с Игорем Ковалевым много лет участвовал в создании нескольких популярных мультсериалов ("Ох, уж эти детки!", "Реальные монстры" и др.).
|
</> |