'Моя гениальная подруга"

"Моя гениальная подруга" Элены Ферранте стала первой в рейтинге 100 лучших книг XXI века, опубликованном газетой The New York Times. При его подготовке учитывались произведения, вышедшие с 1 января 2000 года.
Элена Ферранте - один из самых читаемых сегодня авторов в мире. Однако интервью с писательницей найти практически невозможно, она держится в тени. Говорят также, что Ферранте - не настоящее имя, а творческий псевдоним.
"В обстановке, когда нарциссизма вокруг в избытке, Элена Ферранте решила как бы нивелировать свое эго", - так прокомментировала уход от публичности Ферранте Энрика Феррара, писательница и исследовательница итальянской литературы из Тринити-колледжа в Дублине.
Ранее в этом месяце New York Times Book Review поместил роман Ферранте L'amica geniale ("Моя гениальная подруга") на первое место в списке 100 лучших книг XXI века. Журналисты опросили более 500 писателей, публицистов, поэтов, литературных критиков, переводчиков, артистов, чтобы с их помощью выделить лучшие литературные произведения столетия. В опросе участвовали Стивен Кинг, Джон Ирвинг, Ник Хорнби, Карл Уве Кнаусгор, Гари Штейнгарт, Сара Джессика Паркер и многие другие. Опросила редакция New York Times и своих собственных читателей.
"Моя гениальная подруга" - первый из четырех романов "неаполитанского цикла" Ферранте, в мире продано 10 миллионов экземпляров и снят ставший успешным телесериал. История двух подруг, Элены и Лилы, выросших в бедном квартале Неаполя, покорила планету, а увлечение книгой критики сравнили с болезнью, назвав ее "лихорадкой Ферранте".
"В "Моей гениальной подруге" рассказывается о женской дружбе так, как до этого никому не удавалось. Именно это делает историю настолько востребованной. "Никто нас не понимал, лишь мы двое, как мне казалось, понимали друг друга", - говорит Элена, главная героиня романа, о своих отношениях с Лилой, бесстрашной подругой, которая всегда преуспевала в школе.
Дружба девочек, отмечают критики, и стала настоящим главным героем книги. Феррара считает, что читательниц привлекает и особый "вязкий стиль письма" Ферранте, которая честно показала сложную природу отношений Элены и Лилы.
В "Моей гениальной подруге" нет места идеализации. Автор бесстрашно выкладывает "рецепт" дружбы - смесь соперничества, глубокого восхищения, стыда, зависти.
Примечательно, что роман о женщинах оказался созвучен и мужчинам. Очень многие читатели, как оказалось, хотят понять женскую точку зрения. Не все мужчины - сексисты и шовинисты. К тому же, многих привлекает уязвимость мужских персонажей романа. Мужчины там заперты в патриархальной клетке точно так же, как и женщины. Автор описывает гомофобный мир, где доминирует насилие и где некомофртно даже мужчинам. Именно это делает книгу привлекательной для читателей-мужчин.
Роман вышел в 2011 году и является первым в тетралогии «Неаполитанский квартет». Произведения из этой серии рассказывают о дружбе двух неаполитанских девушек, взрослеющих в сложных реалиях послевоенной Италии.
Элена «Лену» Греко, дочь швейцара в муниципалитете, и Рафаэлла «Лила» Черулло, дочь портного, живут в бедном и заброшенном квартале, самой социальной клоаке Неаполя 1950-х годов, который и через 70 лет остается одним из наиболее грязных и преступных городов Италии. Что же говорить о первых годах после войны и свержения режима Муссолини.
Впрочем, как и все дети, девочки этой нищеты не замечают, а скандалы, болезни, увечья и смерти являются привычной частью жизни квартала. Другого они и не знали: квартал — это весь их мир, из которого так просто не вырвешься.
Роман начинается с телефонного разговора в далеком будущем Лену и Лилы, из которого мы понимаем, что одна из них все же смогла вырваться в люди и стать успешной, а другая растратила свою жизнь и теперь, в конце жизни, хочет исчезнуть без следа. Но подруга не даст ей этого — она садится и записывает их общую историю на бумагу.
Лену и Лила живут на одном дворе и ходят в одну школу, но во всем другом они абсолютные противоположности. Светловолосая Лену имеет тихий, покладистый характер и усердно учится, а Лила — худенькая, черноволосая, беспардонно прямолинейная, смелая и агрессивная, как настоящий чертенок.
Лену признается, что всегда знала, что Лила злая. Но не первый раз противоположности притягиваются.
Лила проводит ее путями, на которые она сама бы никогда не решилась. Это чувство опьяняет, и Лену крепко привязывается к злой девочке, с ней и только с ней хочет быть. Лену просто перенимает все, что делает Лила, и интересуется только тем, что интересует ту, бесконечно восхищается ею.
«Я боялась, что, выпустив из глаз кусочки ее жизни, потеряю и главную силу собственной жизни», — признается Лену.
В какой-то момент обнаруживается, что Лила лучшая ученица, которая хорошо это скрывает. Между Лену и Лилой впервые возникает конкуренция, которая пройдет красной нитью через весь роман. Сложные чувства безграничной любви, зависти и восхищения будут то сводить, то разводить девушек по жизни.
Настоящей трагедией, которая будет увеличивать пропасть между ними, станет образование. Бедным неаполитанцам нечем платить за учебу своих детей, да и нет понимания, зачем то образование нужно, если нужна помощь по хозяйству? Непринятие поражения одной, ее попытки самостоятельно наверстать и обойти только побуждают к большему другую подругу, которой посчастливилось в жизни на капельку больше.
Красота и магнетизм Лилы становится предметом зависти Лену.
Природный магнетизм Лилы становится ее даром и проклятием, когда девушки входят в возраст, когда начинают интересоваться мальчиками, а те ими. Он же — проблема и для Лену, которую саму тянет к ней и которая одновременно завидует ей, уже не уму и смелости, как в детстве, а чарующей красоте и обаянию. Девушки знакомятся с теми темными сторонами жизни, которые раньше были от них скрыты незнанием.
|
</> |