«Тайная вечеря»
orden_bezdna — 31.07.2024Из всех элементов церемонии открытия Олимпиады в Париже наибольший резонанс вызвала одна из последний частей — ужин в стиле festivité. Представление с участием моделей, танцоров и икон моды из принимающей страны проходило на мосту через столичную реку. Здесь был сооружен огромный стол-подиум, на котором молодые модельеры страны представляли свою одежду и устраивали пир.
Многих смутило то, что эта вечеринка напомнила им «Тайную вечерю» — роспись Леонардо да Винчи, изображающую сцену последней трапезы Христа со своими учениками. Владелец Tesla и SpaceX Илон Маск написал, что шоу было «крайне неуважительным к христианам», а Дональд Трамп-младший увидел в этом «сатанизм».
Католическая церковь во Франции выпустила свое заявление, в котором говорится, что церемония содержала «сцены насмешек и глумления над христианством».
Надо заметить, что олимпийское шоу было поставлено по правилам карнавала по М. Бахтину.
Ключевыми моментами должны были стать:
“инверсии двоичных противопоставлений”: королем объявляется шут, епископом – сквернослов и богохульник, верх становится низом, голова — задом и половыми органами.
Карнавал — шутовство, юродство, не просто смех, веселье, но именно – и прежде всего – осмеяние, снижение, пародирование, травестия, профанация, пусть и с сокрытым утверждающим смыслом....
Сломать все застойное, старое, отжившее, мертвое. Сделать революцию.
Олимпийские каноны в топку, а вот карнавал в Париже - это свобода!
Так нам говорят)))
Но в топку полетели и общечеловеческие ценности, все то, что дорого людям. А также и сакральный смысл всех праздников. В том числе и олимпийских игр.
Убито что-то важное, что можно назвать Духом. Который и должен сходить в души людей во время праздничных церемоний. Или должны явиться олимпийские Боги.
Ничего не сошло в Париже. Дождь пролился с небес, но это скорее как порицание шабаша трансвеститов.
И как же далеко от сути Элевсинских мистерий — вот эта церемония -карнавал. Это я уже пишу для тех читателй ру-пелевин, которые замазали своим говнецом роман Пелевина.
Смеховое юродское начало парижского шоу “абсолютно освобождает от мистики и от благоговения”, то есть от тайны, глубины бытия, от сверхбытия, от самой возможности существования сакрального и трансцендентного. Карнавальные ужины “полностью лишены и магического и молитвенного характера”, то есть возможности отношений с личностным абсолютом.
Цереомния открытия ОИ ничего не добавляет к наличному бытию человека, а только лишает человека вертикального измерения в бытии, личностного бытия и подлинной свободы – духовной. Христианство же не отнимает у человека его земной жизни, родовой принадлежности, продолжения в потомках, но еще предлагает бытие личности в вечности, бессмертие души, достижение совершенства человеческой природы и обожения.
Что касается романа Пелевина «Путешествие в Элевсин» — то там приводится аналогия на картину Тайная вечеря — как собрание высших просветленных будд и бодхисаттв — мандалы, Чистые Земли и т.п.
А Порфирий — это ведь не алгоритм, а совсем иное -
Маркус: Ты председательствуешь на
собрании?
Порфирий : В некотором роде. Но здесь я высочайший, а там
нижайший.
Я имею доступ одновременно к высокому и низкому – и потому
соединяю их.
Приношу на землю ветра и громы из высших сфер…
Человеческий эон лежит так низко, Маркус, что силы небесного
разума сами его не видят.
Им нужна моя помощь…
Порфирий говорил загадками, но я чувствовал, что за его словами
стоит настоящее – и страшное.
– Изображенное здесь, Маркус, связано с мистериями
Элевсина.
По правилам мистов я не могу открыть тебе ничего, пока ты не
примешь посвящение сам.
Вы видите разницу? Между карнавальным высмеиванием «Тайной вечери» и И.Х. и сакральными элевсинскими мистериями у Пелевина?
Или уже настолько умы привыкли к тик-токам, что ничего не видят????
Разумеется, образованные люди такие как Пелевин, видели или слышали про Тайную вечерю — это само собой. Часто этот образ используют художники или писатели в своем творчестве. Как Сальвадор Дали — https://dzen.ru/a/XdtUNmxCj3kgws6p.
Если в концепции карнавала М. Бахтина сакральное упраздняется, человек отчуждается от мифа, ритуала, духовного опыта, то в теории мистерий сакральное оказывается в центре феномена праздничности.
Показательно, что сакральное как нечто неподвластное человеку, чудесное и ужасное, посредством праздника становится близким человеку и обществу, люди приобщаются вечному и бесконечному сакральному началу здесь и сейчас.
Видеть аналогии, самим их проводить — это похвально, но чтобы не сесть в лужу, надо разбираться в творчестве великих мастеров и понимать скрытые символы в их картинах, аллегории и т.п.
Почему бы тогда уж не сравнить церемонию открытия игр в Париже на лодках по Сене - с «Кораблем дураков» И. Босха? Интерпретировать можно все до бесконечности и навязывать свое мнение. Но есть ведь замысел тех, кто задумывал сценарий открытия ОИ, есть спонсоры и бенефициарии.
|
</> |