Мой вредный главред
tanja_tank — 17.12.2018 История про токсичную начальницу, которая приурочила утилизацию героини аккурат к ее беременности."10 лет назад я попала под сокращение на работе и стала искать новую. Искала пару месяцев и, хотя не была ограничена в средствах, согласилась на предложение одного затрапезного издания, так как за пару месяцев безработицы притомилась от безделья.
Моя будущая начальница сначала мне лично позвонила, чтобы удостовериться, точно ли я им подхожу. Мне сразу не понравился ее громкий визгливый голос и манера говорить с наездом.
Она в двух словах рассказала, какая у журнала специфика (они примазались к одному из государственных ведомств и публикуют материалы о работе разных подразделений, дело нетворческое и нехитрое, так что я не сомневалась, что справлюсь и в крайнем случае пересижу там, чтоб не терять время, пока не найду что-то получше).
По телефону тетенька, назовем ее ЕК, отметила, что им требуется очень обучаемый человек, и сделала это с такой интонацией, как будто засомневалась, не идиотка ли я, и не зря ли она тратит на меня время. Мне было предложено приехать на собеседование через час (внезапно, в городе-миллионнике, аха). Все первые звоночки я прощелкала, а их было еще полно. Собралась и поехала, т.к. их офис находился всего в 20 минутах пешком от моего дома.
Меня встретила энергичная хорошо сохранившаяся 50-летняя дама. Как оказалось, в тот день она «выживала» предыдущую сотрудницу, на место которой я пришла. У той был последний день работы и ей давали расчет. Когда я спросила у будущих коллег, в чем была причина увольнения, мне намекнули, что эта сотрудница договорилась об удаленном режиме работы, но отказалась вот так же немедленно явиться в офис по внезапному приказу начальницы (представляю, наверное, вот так же – через час, потому что ей так удобно или просто захотелось), потому что живет на другом конце города.
В день увольнения начальница эту сотрудницу всячески унижала, тыкала ей во всякие ее недостатки, в том числе личного плана, вплоть до советов купить душистое мыло или дезодорант, чтоб не портить воздух вокруг (при полной редакции людей). Меня это, естественно, покоробило, но я подумала: со мной такого не случится.
Первое время, примерно месяц, всё было отлично. Начальница мне нравилась. Хвалила меня, говорила, что очень рада, что нашли наконец человека, которому можно доверить работу. В офисе она появлялась редко, каждый день на часок, при необходимости координировала работу по телефону и емейлу, так что я работала самостоятельно и мне это очень нравилось.
Когда сдали номер и стали готовиться к выпуску следующего, начались все прелести работы с нарцисской (а у нее, естественно, кончился к тому времени период идеализации).
Что практиковалось в основном?
1. Оскорбления и эмоциональное насилие.
Обычным делом для ЕК было звонить и орать в трубку, кто что не так сделал (не было ничего критичного, но причина находилась всегда). Попадало всем. Для нее было нормально повышать голос на взрослых людей. Могла примчаться и, если не в настроении, обозвать всех дебилами и даунами.
Звонила с утра узнать, как обстоят дела, сама первая начинала говорить, так что я лично не успевала и слова вставить и получала тут же выговор о том, что с начальством нужно здороваться. Я всё это списывала просто на вздорный характер и проявления климакса и не знала тогда ничего о нарциссах.
2. Газлайтинг.
У меня было такое впечатление, что она это решила потренировать именно на мне, потому что у остальных работа была проще и не требовала согласования с начальством. Тетенька раздавала задания, я их оперативно выполняла, а она потом говорит: что ты сделала? Я разве просила тебя сделать это? Я просила другое! (после этого я стала согласовывать такие вещи письменно, но моя инициатива не была поддержана).
Или, например, отпрашиваешься у нее на полдня и спокойно до обеда занимаешься своими делами. Тут в 10 утра звонок с наездами: Че за фигня?? Почему не на рабочем месте? Ничо не знаю! – доказать что-либо было невозможно, наезжала, как танк.
Единожды в начале выдала премию за хорошую работу, а на следующий день сказала: работа откровенно слабая (и чтоб типа я знала, что премия – это как подачка из милости). На мой вопрос: в чем слабость? – был обычный ответ: не спорь со мной, у меня нет сил с тобой спорить.
3. Нарушение границ.
Начальница любила прийти за 15 минут до окончания рабочего дня, секретарша подобострастно бросалась готовить ей чай и все (кроме меня) делали вид, что им интересны рассказы ЕК про то, что она была единственной красивой женщиной в родильном отделении и молодой врач-акушер от нее был без ума, про то, какие красивые у нее остались швы после кесарева и пр.
И могла так сидеть, никуда не торопясь, часа полтора. И никто не уходил, кроме меня, пока она там. На меня при этом смотрели косо и делали выводы на будущее. Вообще, любые мои здоровые попытки отстаивания границ принимались в штыки: секретарша отказывалась принимать заявления на отпуск за своей счет («отдай ей лично сама, я не хочу ее злить»), потому что это не принято – а принято договариваться на словах, чтобы потом свое решение начальство могло в любой момент пересмотреть и отозвать.
Нагружать человека работой в больничный, с температурой 38, 5 – обычное дело.
Вызывать в неоплачиваемый выходной (потому что ее раздолбай сынок-дизайнер потерял все материалы, и нужно было явиться в редакцию и лично там торчать и этим заниматься). Названивать в выходные с рабочими вопросами и пр.
Если нужно было отпроситься, она лезла в вопросами: а что у тебя? А какие дела-проблемы? А почему? А зачем? – тот факт, что мы не подружки, ее вообще не останавливал.
Я с работой справлялась отлично и к ней адекватных претензий у начальства не было. Но попытки вывести меня из равновесия предпринимались постоянно. Мне регулярно говорили, что я не вписываюсь в их такой дружный коллектив (указываю на незаконность работы в выходные и прочие задержки и вообще смею тут заявлять о своих правах). И что если так и дальше пойдет, нам придется расстаться.
Но причин для такого расставания не было. Мне регулярно говорили, как много людей хочет у них работать и даже из Москвы звонят и интересуются (типичная нарциссическая триангуляция)) Мне это было смешно, так как зарплата там была явно не московская, а чисто пересидеть за неимением лучшего.
Ну, и поскольку я окончательно убедилась, что ни роста, ни развития, ни денег особых я на этом месте не поимею, я решила использовать его в своих целях иначе – забеременеть и уйти в декрет с концами (как раз собиралась), так как возвращаться туда после декрета бессмысленно и бесперспективно.
Забеременеть удалось уже через 9 месяцев работы там. Естественно, я этот факт скрывала до последнего, как могла. Самые главные гадости начались, когда я взяла больничный, не согласовав это предварительно с начальницей (все остальные девушки в редакции звонили ей и чуть ли не отпрашивались поболеть).
Я взяла больничный, так как знала, что иначе мне предстоит конфликт по поводу командировок (а был как раз сезон гриппа, ужасный гололед и пр., и я действительно очень плохо себя чувствовала из-за токсикоза, тошнило не только по утрам, а почти круглосуточно). В командировку меня не имели права отправлять из-за беременности, но чтобы об этом заявить, беременность пришлось бы обнародовать, а 7 недель – слишком маленький срок для этого. Да и не помогло бы, нервы вымотали бы всё равно.
Так они и сделали. Сначала я, как ответственный человек, предложила работать на больничном из дома, благо есть такая техническая возможность и не хотелось никого подводить. Материалы у меня были готовы. Они сначала согласились и этим фактом воспользовались, а потом я получила письмо лично от начальницы, что ни один мой материал не одобрен и я их как работник резко перестала устраивать (а до этого почти год устраивала!), заблокировали меня везде и стали ждать, когда я с больничного вернусь.
За всё это время мне никто не позвонил, не написал, не поинтересовался, что и как. Хотя отношения с коллегами до этого были нормальные и мы даже тепло поздравили друг друга с Новым годом за месяц до этого.
Я вернулась с больничного через 3 недели со справкой из женской консультации, уволить меня не могли. Неделю я проработала в очень напряженной атмосфере, со мной никто не разговаривал. Начальница настроила остальных против меня, сказав, что я своим больничным всех подставила, и им пришлось делать мою работу, помимо своей. Неправда! Вся моя работа была готова, но она на них навесила лишнее, чтобы стравить нас.
Я могла рассчитывать на сокращенный рабочий день и решила этим воспользоваться. Я в то время получала второе высшее и училась по вечерам. Когда я написала заявление на сокращенный рабочий день (до обеда), мне сказали: у нас нет возможности держать тебя здесь до обеда, мы уже нашли тебе на это время замену. Поэтому ты будешь работать с 14 до 19 ч. (специально! Зная, что я в это время учусь! И замены, естественно, никакой не было, враньё).
В этот же день, как это обычно бывает, за 20 минут до конца рабочего дня, по 20градусному морозу (что с ней бывало редко) начальница принеслась в офис, чтобы лично меня уделать. Зашла и начала: А что это вы сидите? Вас не учили, что при появлении начальства нужно вставать? Ах, ну да, конееечно! Ведь вас в том городе, откуда вы родом, этому не научили.
Я в это время дрожащими руками набирала смс мужу, чтобы он меня забрал.
– Положите телефон!! Кто вам позволил пользоваться телефоном на рабочем месте?!! – и, в сторону, секретарше: нужно будет позвонить в университет, узнать, не поддельный ли диплом у нашего специалиста (то есть у меня. Целый год мой диплом их устраивал, а тут она, видимо, наконец решила изучить мое резюме и пройтись по каждому пункту в отдельности).
Я себя в тот самый момент чувствовала на грани нервного срыва. Быстро переобулась, сказала, что не собираюсь подобное выслушивать, и выбежала. Естественно, я туда больше не вернулась. Месяца полтора у меня были проблемы со сном. Основной стресс был связан с бессмысленностью всего происходящего: со мной повели себя так, как будто я кому-то сильно навредила, а я никак не могла понять – кому и как?? Я тогда не знала, что нарциссы и психопаты просто таким образом развлекаются.
Уволить меня не могли, поэтому я спокойно дождалась нужного срока (мне сначала ничего не хотели выплачивать, говорили: ты ничего не докажешь, у тебя липовая запись в трудовой! – и тянули с выплатами до последнего) и написала на них в прокуратуру и трудовую инспекцию. Мне всё выплатили.
Кстати, у тетеньки полноценная семья, она не какая-то там обозленная на всех молодых женщин старая дева (что хоть как-то могло объяснить ее поведение). Муж и двое взрослых сыновей. Младшенький ничего, а вот старший – типичнейший нарцисс, неприятный внешне, развязный, имеет скандальную репутацию в городе (ему, вроде бы, даже ногу ломали), занимался тем, что всячески очаровывал людей разного рода и предлагал им достать то, что им нужно (запчасти, стройматериалы), а потом исчезал с деньгами.
Родители его постоянно отмазывают, в том числе от уголовных дел по поводу мошенничества. Так что там это генетическое. Муж смотрит на нее с обожанием, но, видимо, ничего в семье не решает. Тихий и неприметный, но в таких вот склоках и скандалах преображается и полностью принимает ее сторону.
Коллеги в минуты откровенности признавались, что у них работала когда-то девушка, которой начальница говорила про остальных, что они о ней плохо отзывались (а этого, по их словам, не было, и я верю. Просто ей нравится стравливать людей). Кроме того, мне говорили, что она доводила до слез сотрудницу типографии, пользуясь своим положением постоянного клиента. Так что я далеко не единственная ее жертва.
Спрашиваю себя, что же меня в этом убогом месте держало. А то же, что и в отношениях с нарциссом: надежда переделать, перевоспитать, повоевать с абьюзером, чтобы он понял, что у меня есть права и я требую их соблюдения. Это всё, как мне потом объяснили в терапии, попытки диалога с нарциссичной матерью.
И лично у меня остался один вопрос после всего этого: она хотела, чтобы я уволилась сама? Или чтобы у меня случился выкидыш, чтобы с еще большим удовольствием отпраздновать мое законное увольнение? Эта тетка до сих пор пару раз в год снится мне в кошмарах: она там падает с лестницы, а я спокойно прохожу мимо.
|
</> |