Москва Высоцкого
raven_yellow — 02.04.2020 Теги: Говорухин Высоцкий Вот уж кто точно москвич, укорененный в городскую ткань, так это Владимир Высоцкий, недаром его песни называют городскими романсами. Он воспел и Москву, и ее королей, от Таганки до Филей. Высоцкий умер в 1980 году, в другую эпоху и в другой стране. Как сказал другой бард: «Мы жили тогда на планете другой», но Высоцкого помнят и любят.«Но родился и жил я и выжил, Дом на Первой Мещанской в конце». В этой песне поэт рассказывает о своем рождении. Владимир Высоцкий появился на свет 25 января 1938 года в роддоме № 8, расположенном в Дзержинском районе столицы. Он находился в доме № 61/2 на 3-й Мещанской улице.
Это историческое здание Старо-Екатерининской больницы, которую открыли в 1776 году по указу императрицы. В 1962 году улица была переименована в честь актера Михаила Щепкина. Здесь до сих пор медицинское учреждение. Сейчас это Клинический научно-исследовательский институт имени Владимирского. В 2015 году на здании появилась мемориальная табличка с упоминанием о том, что именно здесь родился Высоцкий.
В этих же строчках «Баллады о детстве» упоминается первый московский адрес Высоцкого. Вместе с родителями будущий поэт поселился в коммунальной квартире на Первой Мещанской улице, дом 126. Жили все дружно, хозяйки совместно общались между собой, пока готовили обеды и стирали, дети играли в коридоре. Этот дом Высоцкого в Москве не сохранился до нашего времени. Он был снесен в 1955 году.
Отец поэта вернулся с фронта, но в 1947 году он ушел из семьи. Володя стал жить с папой и мачехой Евгенией Лихалатовой. На вопрос анкеты – любимое место в любимом городе, Высоцкий ответил: «Самотека в Москве». Самотека это площадь на слиянии Садового кольца и Цветного бульвара, а шире – вся местность вокруг Цветного бульвара: старый цирк, Центральный рынок, переулочки. Район как район, но именно здесь прошло детство Владимира Высоцкого.
Он жил с отцом на Большом Каретном, был настоящим дворовым мальчишкой, выросшим в послевоенных московских дворах. Мать и отец находились в разводе, и Володя редко бывал дома, в основном на улице, отсюда и блатные песни Высоцкого. Он прекрасно знал жизнь местной шпаны, да и серьезные фартовые в знакомых ходили. Но он не пошел по их дорожке. Это только в песне «сперва играли фантики в пристенок с крохоборами, и вот ушли романтики из подворотен ворами», а в жизни семья, круг общения, круг чтения вели его иной колеей.
Дом 15-ть когда-то был ведомственным, здесь жили работники ГПУ НКВД. У мачехи Высоцкого здесь было 9-ти метровая комната в четырехкомнатной коммуналке. Но соседи выделили еще одну: «Вы же с ребенком!» Было время, и цены снижали.
По окончании школы Владимир переехал к матери на Проспект Мира, но продолжал возвращаться на Каретный. Здесь сложилась удивительная компания, были ребята и постарше, саму взрослому – Василию Шукшину – в 54-ом было 25 лет, Тарковскому – 22. Высоцкий был одним из самых молодых и носил кличку «Schwanz», по-немецки – хвост, наверно потому, что бегал за старшим.
Именно сюда, на Каретный, Владимир приносил свои первые песни. Высоцкий жил в квартире № 4. А в 11-ой квартире, у Крижевских-Кочарян, собиралась большая творческая компания. Дом был открытый, сюда можно было прийти в любое время со своими проблемами, с новыми песнями. «В этом доме большом раньше пьянка была, много дней, много дней. Ведь в Каретном ряду первый дом от угла для друзей для друзей».
Мужская школа № 186 (обучение было еще раздельным) стояла наискосок от дома. Сначала одноклассники звали Володю «американец», из Германии он приехал в невиданных шмотках, ну а затем, как во всех школах, сделали кличку из фамилии – «высота». Учился Володя хорошо, память была феноменальная. Он много читал и часто разыгрывал сценки из книг, или говорил под Беню Крика: «Пусть вас не волнует этих глупостей».
Высоцкий часто ходил с друзьями в сад Эрмитаж. Здесь ребята смотрели трофейные фильмы, слушали Утесова. Кстати, поступая в театральную студию, Высоцкий как раз пел под Утесова, но специально коверкай песню, чтобы было смешно, он любил посмеяться и посмешить других. Здесь можно было послушать и совсем экзотику – голубой польский джаз, или перуанской певицу, но все это стоило денег.
Если наличности не было, то Володя, проходя мимо контролера, говорил не «здравствуйте», а «сдгастгуйте», и странно перебирал пальцами. Контролер думал, больной, сумасшедший, пусть идет.
В 1963 году Высоцкий вместе с матерью получил квартиру на улице Шверника, дом 11, корпус 4. Здесь некоторое время жил и взрослый Владимир со второй семьей (женой Людмилой Абрамовой и подрастающими сыновьями). Дом был снесен в 1998 году. Местные жители выступили с инициативой переименовать улицу Шверника в улицу Высоцкого, но это не нашло поддержки у столичных властей.
Глеб Жеглов, а это самая известная роль актера, также оказался связан с любимыми местами Высоцкого. Жеглов работает на Петровке 38, в двух шагах от Большого Каретного. Удивительно, сколько ниточек тянется из детства!
Высоцкий познакомился с братьями Вайнерами все в той же компании, на Большом Каретном. Когда они подарили ему роман «Эра милосердия», он пришел на следующий день: «Я хочу застолбить Жеглова!» «В каком смысле?» Высоцкий пояснил: «Будет фильм, большой фильм, это моя роль, никто вам так не сыграет Жеглова, как я!» Интересно, что в фильме Высоцкий не поет своих песен, режиссеру был нужен образ муровца, а не всенародно известного барда.
Хотя для фильма была уже написано начальная песня о конце войны:
«Сбивают из досок столы во дворе,
Пока не накрыли — стучат в домино.
Дни в мае длиннее ночей в декабре,
Но тянется время — и все решено».
Проучившись полгода в Инженерно-строительном институте, Владимир понял, что от судьбы не уйдешь, и его призвание – быть актером, и поступил в школу-студию МХАТ. Сокурсникам и преподавателям Владимир запомнился капустниками, розыгрышами, пародиями, еще он выделялся энергией, «драйвом» по-современному. А вот в актерских первачах не ходил.
Это сегодня мы видим Высоцкого через призму его последующей славы, а когда не был сыгран Гамлет, не написаны песни, молодого актера и в театр было сложно пристроить: тяжелая челюсть, неправильный прикус, невысокий рост и специфический, явно не певческий, голос.
Никто не знает, откуда берутся стихи, из какого сора. Может быть, найдя свой театр, получив серьезные роли, Высоцкий смог реализоваться и как поэт. В 1964 году Владимир пришел в Театр на Таганке. Пришел в момент создания нового театра. В 64-ом году Любимов собирал новый коллектив с новым репертуаром.
Основу трупы составил театральный курс Любимова, накануне взорвавший Москву своим дипломным спектаклем «Добрый человек из Сезуана». Но набирал режиссер и других актеров из разных театров, в том числе и Высоцкого. Как говорил Любимов: «Главное в театре – хорошая компания».
«Мы из породы битых, но живучих,
Мы помним все, нам память дорога.
Я говорю как МХАТовский лазутчик,
Заброшенный в Таганку — в тыл врага».
В школе-студии МХАТ учили по заветам Станиславского, а Юрий Любимов создавал театр, продолжающий традиции Меерхольда, Вахтангова и Брехта. Похоже, именно это площадное, плакатное искусство и было близко музе Высоцкого. И особенно важно, что в спектаклях Любимова всегда было много стихов и песен, и песни были не вставными развлекательными номерами, а важной частью действия.
В 1988-ом году во внутреннем дворике театра поставили памятник Высоцкому. Скульптор Распопов изобразил его в роли Гамлета, в знаменитом свитере грубой вязки. Любопытно, что в девяностом году Франко Дзеффирелли примерно так же одел своего Гамлета – Мэла Гибсона. Сбоку в землю вогнал двуручный меч, или это может быть крест?
«Что на «Таганке» той толпа нахальная
У кассы давится — Гоморр, Содом! —
Цыганки с картами, дорога дальняя
И снова строится казённый дом».
В этих строчках Высоцкий говорит о строительстве нового корпуса театра. Во второй половине 70-х годов авангардному театру построили совершенно авангардное здание. Здесь предпочитаемый режиссером кирпич вместо декораций, игра света и тени вместо кулис, острые кирпичные углы. Что это – бастионы или намек на былую достопримечательность Таганки – тюрьму?
Так получилось, что с уходом Высоцкого закончилась и классическая Таганка. Власти запретили спектакль о Высоцком, затем еще два спектакля, и закончили разгром лишением Юрия Любимова гражданства. Есть мнение, что ему не простили похороны поэта. Высоцкий умер летом 80-го года, во время Олимпиады. Тогда столицу старательно защищали от всего неформального, а здесь десятки тысяч людей несут цветы на Таганку, дежурит ночами у театра.
Когда тело привезли для прощания, громадная очередь выстроилась от Зарядья, практически от Кремля. Стояли молодые люди 25-30 лет, но среди них и ветераны на костылях, и ортодоксальные бабушки. Все не могли успеть проститься. И когда в очереди узнали об этом, то начали передавать вперед букеты. Густая река цветов текла на Таганку.
Сегодня популярность Высоцкого представить сложно. Было время, когда его называли наравне с Гагариным самым известным человеком страны. Кстати, Юрий Гагарин еще в 65-ом году, когда прогремели первые песни Высоцкого, попросил о встрече и приехал из Звездного городка послушать Владимира.
А вот еще показательная история. Актеры Театра на Таганке на гастролях идут пешком из гостиницы в некий ДК, где будет спектакль. Лето, окна открыты, и из каждого окна, из каждого, несутся песни Высоцкого.
Но должен был распасться Советский Союз, чтобы в Москве поставили памятник Высоцкому. Бронзовый поэт стоит на Страстном бульваре. Это московская традиция – ставить памятники в начале бульвара. У нас так расположен Пушкин, Гоголь, Твардовский, Грибоедов. Автор – монумента – тоже скульптор Распопов. Его работу мы уже видели в Театре на Таганке, но там актер среди своих, возможно, вымотанный спектаклем, а здесь – на публике, поэтому жест нарочито экспрессивен.
Как-то во время съемок фильма «Вертикаль» Говорухин зашел гостиничный номер к Высоцкому. Того не было, а на кровати лежали рукописные листы, в горах Высоцкий сочинял песни для фильма. Говорухин новые стихи прочел и решил разыграть поэта. И вот Высоцкий показывают режиссеру новую песню.
Но только он начал: «Мерцал закат как сталь клинка», как Говорухин оборвал: «Постой, Володя, ты шутишь? Это же известная песня, ее все альпинисты знают». «Не может быть!» «Да точно, там еще припев есть: Отставить разговоры вперед и вверх, а там, ведь это наши горы они помогут нам».
В многоэтажном доме № 6 на Матвеевской Высоцкий снимал квартиру в 1971-1975 годах. Сюда приезжала его мама, друг Олег Даль, Валерий Золотухин. Здесь останавливалась Марина Влади во время поездок в столицу. Постоянно она в Москве не жила, однако вспоминала, что квартира на Матвеевской была самой просторной из тех, где они с Володей когда-либо жили.
Двор дома № 5 на Яузской улице стал знаменит после выхода фильма «Место встречи изменить нельзя». Сцена ареста Глебом Жегловым главаря бандитской шайки Горбатого снималась именно здесь. В этом фильме актер сыграл свою последнюю роль в кино – начальника убойного отдела МУРа Глеба Жеглова.
То же место в фильме.
После фильма «Вертикаль» началась серьезная концертная деятельность. Фильм сделал актера узнаваемым. До этого знали его произведения, тем более после «Вертикали» вышла гибкая пластинка с альпинистскими песнями. Все это – фильм, пластинка, тысячи разошедшихся по стране магнитофонных записей – сделали Высоцкого популярным, и люди захотели увидеть актера вживую. Концерты приносили доход и Высоцкий смог купить трехкомнатную квартиру в доме на Малой Грузинской.
Здесь он прожил последние пять лет, а в 88-ом году, как раз к 50-летию поэта, на торцевой стене была укреплена мемориальная доска. Скульптор Рукавишников использует образ расколотого колокола, откуда проступает лицо поющего Высоцкого. Музея здесь нет, это обычная квартира, принадлежащая родственникам, но кабинет поэта сохранился, его полностью перенесли в музей.
50 лет назад фраза «Мы познакомились в Таганке» звучала двусмысленно – москвичи называли Таганкой и театр, и знаменитую тюрьму. Но сегодня театр не так популярен здание тюрьмы разобрали, так что Таганка – опять просто район города. Здесь недалеко от таганской площади основали музей +Высоцкого. В музее можно посмотреть фотографии, афиши, мемориальные вещи.
Память о Высоцком сохраняют разными способами, например, ежегодно вручается премия «Своя колея», ее лауреатами становятся люди, не изменившие себе, но при этом спасающие чужие тела и души: врачи, деятели культуры, тренеры, спасатели.
Высоцкого похоронили на старинном Ваганьковском кладбище. Когда с актером прощались в театре, вся Таганская площадь была заполнена народом. И вот гроб с телом вынесли, поставили в автобус, автобус тронулся и встал. Отовсюду летели цветы и били, били, били по капоту, стеклам, крыше. Говорят, внутри стало темно от наваленных сверху цветов. Люди в автобусе почувствовали себя заживо погребенными вместе с Владимиром Высоцким.
По поводу надгробия мнения разделились. Труппа театра, друзья, Марина Влади представляли максимально простой, абстрактный монумент. Ну, например, была идея вправить в камень обломок метеорита, а Вадим Туманов разыскал в Сибири вытолкнутый из земли кусок магнетической породы. При ударе молотком он звенел как колокол. Но родители остановились вот на таком перенасыщенном символами многофигурном монументе работы скульптора Рукавишникова.
Что ж, любовь потомков отливается бронзу, это естественно. Во многих городах есть памятники Высоцкому, более того, появляются мемориальные доски: здесь жил, здесь давал концерт, в этом роддоме родился, и даже «на этом месте, приезжая в Ленинград, постоянно умывался невской водой». В 2015 году в Москве появилась улица Высоцкого, она была образована объединением Нижнего и Верхнего Таганских тупиков.
Материал взят из серии передач Михаила Жебрака «Москва Высоцкого». Фото без моих логотипов взяты из Сети.
|
</> |