Москва. Музей военной формы РВИО.
babs71 — 18.07.2023 Из Измайлово мы с супругой поехали в Музей военной формы. Музей этот организован печально известным РВИО, деятельность которого наилучшим образом описывает стихотворение: "За что Володя не возьмется, все превращается в дерьмо, а если за дерьмо берется, то просто тратит меньше сил", так что я вряд ли пошел бы в этот музей просто так. Однако в музее открылась любопытная выставка, посвященная раннесоветской военной форме, а потому я решил все-таки посетить это заведение и к своему удивлению обнаружил, что и сам музей весьма неплох. В экспозиции представлены как современные реконструкции военной формы, так и подлинные артефакты (реконструкции стоят прямо в залах, подлинные вещи - в витринах), и все это сопровождается большим количеством мультимедиа (так что моя супруга даже решила, что когда поедет со своим классом в Москву, сводит их в этот музей).Гренадер 2-го выборного (Бутырского) полка в "венгерском" кафтане. 1696 год (очень жаль, что Петр I стал ориентироваться на европейскую форму, венгерская куда живописнее):
Мушкетер Смоленского пехотного полка. 1709 год:
Рядовой Архангелогородского драгунского полка. 1756-1763:
Патронные сумки и гренадерская шапка голштинцев Петра III:
Лядунка нижних чинов лейб-гвардии Конного полка. 1798
Диарама, изображающая эпизод битвы при Молодях:
Рядовой мушкетерских рот Нижегородского пехотного полка. 1787-1796:
Мундирное платье по форме Конногвардейского корпуса 1766 года:
Офицерский кафтан батальона Великого князя Константина Павловича образца 1796 года:
Кираса обер-офицерская лейб-гвардии Конного полка. 1800:
Полевой штандарт лейб-гвардии Конного полка. 1798:
Темляки с различиями по ротам пехотного полка образца 1811 года (слева направо - 1,2,3 батальоны). Левый темляк в четверке - гренадерская рота, остальные три - фузилерные, мушкетерские или егерские роты. Что интересно, нумерация у гренадерских и обычных рот была отдельная и сквозная по батальонам.
Схожая система с репейками на кивер. Строки сверху вниз - 1,2,3 батальоны. Слева направо - гренадерская рота, стрелковый взвод гренадерской роты, остальные роты (фузилеры, мушкетеры, егеря):
И в целом кивера того времени:
Шапка штаб-офицерская Лейб-уланского Курляндского Его Величества полка. 1855-1857:
Шапка нижних чинов лейб-гвардии Павловского полка. 1826-1830:
Гренадерская шапка нижних чинов Ярославского мушкетерского полка. 1802-1805:
Кавалерийские сапоги нижних чинов армейской кавалерии. 1836
Доломан нижних чинов Сумского гусарского полка образца 1797 года:
Мундир батальонных барабанщиков и музыкантов лейб-гвардии Семеновского полка. 1809-1811:
Николаевская эпоха с характерными касками. Забавно, что пикельхельм в итоге стал ассоциироваться с Германией, хотя подрезали его немцы именно у нас.
Ментик обер-офицера лейб-гвардии Гусарского полка. 1829-1855:
Куртка и шаровары нижних чинов Нижегородского драгунского полка (куртка - 1836 год, шаровары - 1834):
Шинель походная офицерская Колыванского егерского полка. 1854-1856:
Колет, каска и кираса кирасира лейб-гвардии Конного полка, 1857-58:
Кивер и мундир стрелка лейб-гвардии 3-го стрелкового Финского батальона. 1855-1857:
Рядовой 11-го гренадерского Фанагорийского Генералиссимуса Князя Суворова полка. 1877-1878:
Кепи лейб-гвардии Егерского полка:
Эпоха Александра III с формой "в русском стиле" (от которой очень многих офицеров плющило и колбасило).
Эпоха Николая II с возрождением парадной формы "в старом стиле" вплоть до киверов и гренадерок:
Крейсер "Аврора". Поперечное сечение по 32-му шпангоуту:
ПМВ.
Летчик:
И самокатчик:
Гражданская война. Макет изображает штурм Турецкого вала в 1920-м:
Бронепоезд "Единая Россия":
Красный и Белый:
А вот и выставка, которая была основной целью посещения музея.
Эскизы М. Д. Езучевского для конкурса на проект военной формы, результатом которого стали знаменитые буденовки и форма "с разговорами":
А вот и сама форма. Малиновые гимнастерки должны были носить преподаватели и слушатели Академии Генштаба:
Малиновый вариант, ИМХО, слишком яркий, а вот черная гимнастерка с красными разговорами смотрится очень стильно. Однако оказалось, что такие гимнастерки носил всего лишь комсостав Управления по ремонтированию армии (специалисты по закупке лошадей). Ну просто никакой романтики:
Рубаха летняя образца 1922-го года со знаками различия командира отдельной стрелковой бригады, начальника дивизии (вообще, форма с разговорами выглядела очень стильно, жаль что от нее отказались, могли бы оставить хотя бы в качестве парадной):
Френч английского образца для среднего, старшего и высшего комсостава ВВС образца 1925 года:
Шлем зимний образца 1927-го года и рубаха-френч образца 1924 года со знаками различия помкомвзвода артиллерии:
Каска Адриана образца 1915 года и френч образца 1924 года со знаками различия 10 категории высшего комсостава пехоты (командир отдельной бригады, помощник командира дивизии и им равные):
Плакаты:
Автор этого плаката из серии Окна РОСТА - Маяковский:
Книга с автографом "Льва революции":
Наградное оружие и декоративные детали к нему:
Афиша театра "Синяя блуза":
И макет вагона агитпоезда
Знаки различия и эмблемы родов войск:
И самое вкусное - предметы декоративно-прикладного искусства.
Декоративная ткань "Механизация РККА". 1923 год:
И вновь основная экспозиция музея. 1930-е годы:
Забавный плакат:
И обложка к знаменитой "Сказке о Мальчише-Кибальчише" работы Конашевича:
|
</> |