Москва. "Дом культуры СССР" в Манеже.
babs71 — 30.03.2023
Хоть свою последнюю поездку в Москву я и начал с
выставки моды эпохи ар-деко, однако основной целью
поездки была выставка под странным названием "Дом культуры в СССР",
открывшаяся в местном Манеже (кстати, как ни странно, до этого
мне здесь бывать не приходилось). В основе выставки лежала попытка
продемонстрировать самые разные стороны и виды искусства СССР от
музыки и театра до архитектуры и фотографии.
Лично для меня самой интересной была часть, посвященная
архитектуре. В ней было представлено три мини-экспозиции. Одна из
них была посвящена проектам домов культуры в СССР.
Александр Гегелло. Проект перестройки Смольного собора в
обсерваторию (хотя судя по проекту, речь идет не об обсерватории, а
о планетарии). 1937 год
Два проекта все того же Гегелло (совместно с Давидом Кричевским)
для
ДК имени Горького. Архитектор мечется
между неоклассикой и конструктивизмом:
И их же проект
ДК имени Газа:
Народный дом в Иваново-Вознесенске от рационалистов Владимира
Кринского и Алексея Рухлядева. 1924 год:
И пролетарская дорика от Ивана Фомина к тому же самому
конкурсу:
Доконструктивистская работа братьев Весниных. 1918 год:
Андрей Белогруд оформляет дворец рабочих Нарвского района
Петрограда в духе раннего ренессанса. 1919 год:
Совсем поздняя работа Бориса Рубаненко - дом творчества в
Набережных Челнах, 1970-е:
Мой автопортрет на фоне проекта Ивана Леонидова:
И забавная инсталляция - маленькие макеты советских ДК:
Вторым архитектурным сюжетом стал конкурс на Дворец Советов:
Армандо Бразини (итальянский учитель Бориса Иофана). В зале
незаметно стоит
аквариум, в котором плавает
бегемот самолет. ;-)
Эскизы Владимира Щуко (на бланках из отеля Савой):
Американцы Альфред Кастнер и Оскар Стоноров:
Знаменитый Ле Корбюзье:
Не менее известный Вальтер Гроппиус:
Гектор Гамильтон - один из обладателей высшей премии:
Илья Голосов:
Моисей Гинзбург - один из идеологов функционализма:
Яков Додица и Алексей Душкин:
Братья Веснины:
Генрих Людвиг:
В. Иванов:
И снова Додица и Душкин:
Проект под девизом "П. Б.":
Виктор Оленев:
Очень симпатичный проект бригады студентов под руководством
Александра Власова. Выглядит как горный хребет:
Дмитрий Чечулин и Анатолий Жуков:
Классика в исполнении Ивана Жолтовского:
Н. Беляков, И. Бронштейн, Д. Марков, А. Курилко (явно под
впечатлением недавно прошедшего конкурса на Маяк-памятник
Колумбу):
Борис Иофан, один из победителей:
Бригада АРУ в составе Николая Беседы, Георгия Крутикова, Виталия
Лаврова и Валентина Попова (очень симпатичной получилась сама
подача):
И финальный макет:
Однако самым интересным сюжетом стал конкурс на проект мавзолея
Ленина. В конкурсе участвовали как профессионалы, так и любители, и
временами трудно сказать, кто выглядит более странно.
Комсомольцы рабочий С. Маклашов и крестьянин П. Королев из города
Свияжска: "
Наш проект памятника имеет постановку в пятиконечной
звезде, что вполне понятно значение этой звезды и постановки
такового. Основание проекта памятника напоминает нам дом в горках,
где скончался В. И. Ленин, имеет квадратную форму. <...> Под
надписью "Ленин" размещается портрет В. И. венчике с надписью на
венчике внизу "Пролетарии всех стран соединяйтесь" на разных языках
по ту и другую сторону этого портрета в верху колонн поместить
портреты как Карла-Маркса таки Фридрих-Энгельса (внизу этого идут
гриллианды окружать весь памятник) также портреты и такую лицовку
сделать с входа и выхода, по бокам же остальных сторон сделать
картины одну из забастовок 1905 г. а другую тюрьму что будет
доказывать жизнь, и борьбу которую вел как В. И. Ленин так и все
старые большевики партии"
Комсомольцы, ученики железнодорожной профшколы Я. Нейман и В.
Садовников (кстати, из всего треша и угара один из самых приличных
проектов):
Подмастерье 1-й Иркутской государственной художественной школы М.
М. Ростовский явно слышал о новейших архитектурных течениях:
Инженер В. М, Пародин-Нордсон:
А вот и профессионалы, причем первой величины. Хороший проект Ивана
Фомина. Правда, он благоразумно изобразил его в чистом поле
(явно рука у него не поднялась вмешиваться в ансамбль Красной
площади):
Борис Иофан:
Лев Руднев. Масштабчик сооружения впечатляет, всего лишь в пару раз
выше Кремлевской стены:
Федор Шехтель:
Неизвестный автор (но явно профессионал). В принципе, сооружение
само по себе очень даже неплохое, но опять же масштаб
впечатляет:
Г. П. Валенков из города Свердловска (опять же очень масштабно, а
заодно еще и башню снесли):
И вновь любители. Член ВКП(б) Н. М. Рябов из Хабаровска под девизом
"Центр мира". Ленин выступает с мавзолея Ленина:
Член бахчисарайского районного отделения Всесоюзного
профессионального союза работников искусств Н. В. Смирнов:
"Мавзолей это покойный дворец-дом, посвященный праху героя. По
коллективно проработанному веками смыслу всего человечества такой
дом должен быть обособлен и уединен от всяких практических целей
повседневно текущей жизни, конечно, во всех ея формах...
1) Наш проект имеет четыре фасада, обращенные: к северу,
югу, западу и востоку. Стиль каждого фасада и его архитектурные
символы должны быть разработаны согласно их идейному
содержанию.
2) Четыре столба - колонны или "контрофорсы", связаннные
кольцом - символизируют пролетарскую мощь социализма, и объединение
в нем всех четырех частей света в одно целое, над которым
возвышается третий интернационал как его кульминационная
точка.
Крыша монумента символизирует новую эру - замену старой
церковной идеологии новой социалистической - советской".
В итоге прямо таки храм в стиле рюс получился, только со
звездами на куполах (а внутри будет служить отец Звездоний):
Н. И. Анисимов из Нижнего Тагила.
"Первое зрительное впечатление от мавзолея: высокая
пирамида с крутыми сторонами и примыкающими непосредственно к ней
частями двух других пирамид. Конструкция из пирамид - символизация
волны подъема народной борьбы. Средняя самая высокая и
наиболее выдающаяся символизирует последний этап борьбы, победу.
Две малых, одной стороной примыкающих к основной пирамиде,
символизируют: одна - движение на западе, другая - на
востоке.
Общее очертание конструкции пирамид - угловатость и
резкость контуров обозначает беспощадность и прямолинейность
борьбы, недопускающая движения по ломанным или закругленным
(окольным) путям.
...
Дальше мы видим арку или скорее две отдельных арки,
соединяющих основную пирамиду с крыльями мавзолея, на которых
расположены одиночные фигуры рабочих, зовущих к борьбе -
олицетворение первых разъединенных выступлений
трудящихся всего мира"
Художник П. П. Беркутов из Сарапула
"Нет особой нужды подделываться под печальный отживший
стиль Кремля. Нужно только, чтобы стиль Мавзолея не особенно
диссанировал с окружающими площадь стенами и зданиями.
1-е. Следует создать искусственный акрополь, который и
будет мавзолеем. Этот акрополь-скала будет впоследствии служить
эмблемой коммунизма.
2-е. На акрополе будет базироваться маяк. Маяк - аллегория
указания пути по учению В. И. Ленина, которым надо итти при борьбе
с капиталом к коммунизму. ... Маяк, если технически возможно,
сложен из
стеклянных (состава хрусталя) матовых камней. По ночам он
должен излучать мягкий свет.
Кругом маяка взвивается легкая, размашистая, бронзовая
спираль-лестница
Маяк увенчан стеклянным глобусом, который является фонарем
маяк с сильным рефлектором (можно движущимся огнем для
использования аэропланами при ночных полетах)
Статуя В. И. по ночам освещается двумя
рефлекторами."
Командир взвода 1-й пулеметной роты Медынского полка А. Д.
Смирнов из города Медынь (проект подан под замечательным девизом
"Кто следующий?")
"Монумент представляет собой маяк. На правом его выступе,
стоит матрос (Олицетворяющий Р.К.П.) который смотрит в даль. На
свет маяка, пристал уже один корабль. (Олицетворяющий С.С.С.Р.).
Высота его 34 метра, ширина 21 метр.
...
Обойдя башню по балкону, спускаетесь слевой стороны маяка в
сад. Часы на башне ввиде звезды. В 12 и в 24 часа играют
Интернационал. Отбивают особо 1/4, 1/2 и целые часы. На башне три
большие круглые окна, из которых день и ночь идут красные
лучи. Крыша, ввиде звезды. На левом ушлу, выступе подземного зала,
стоит матрос (Р.К.П.) с красным фонарем, над ним надпись, Кто
следующий? Он вглядывается в даль.
Идете к кораблю. Обыкновенный парусник. Палуба его, будет
служит трибуной, а мостики на мачтах трибуной для оратора. Внутри
помещение для обслуживающих".
Студент Московского топографического училища Б.
Прохоров.
"Прилагая при сем эскиз мавзолея тов. ЛЕНИНУ, прошу
указать:
1) приемлем_ли эскиз для мавзолея;
2) если эскиз не приемлем для мавзолея, то приемлем_ли он
для других выполнений как например чернильницы, плаката, постовой
марки и пр;
3) правилен-ли эскиз идеологически, т.-е. правильна-ли
аллегория входа пролетариата через "Октябрь 1917 года" и выход
исключительно через "Мировой Октябрь";
правильна ли аллегория совместного участия Русского Октября
с тов. ЛЕНИНЫМ в воспламенении всего Мира Огнем Революции, который
доведет человечество к организации "ВСЕМИРНОГО СОЮЗА СОВЕТСКИХ
РЕСПУБЛИК".
Школьный работник изобразительных искусств школ 2-й ступени М.
Н. Богдашев из города Стародуба
"1. Памятник в своем основании и общей форме, кроме шара,
представляет правильные квадраты и состоит из 3-х частей: а) крытая
сверху галлерея, поддерживаемая колоннами вокруг памятника, б)
срединная часть - квадратное здание, состоящее из 2-х этажей,
где в первом таже находится центральный зал, и в) шар с фигурой
Владимира Ильича.
...
VII Серединное здание в нижней своей половине с внешней
стороны кругом - в стиле итальянского ренессанса; верхняя половина
этого здания вместе с 4 башнями - в русском стиле, согласованном с
зданиями Кремля, Исторического музея, Торговых рядов и храма
Василия Блаженного.
На одном из внутренних карнизов расположены статуи
отдельных групп (по 2-3 фигур) рабочих, крестьян инородцев ССР и
рабочих иностранцев, как символ лозунге "Пролетарии всех стран,
соединяйтесь"...
IX. На верху шара - колоссальная фигура Ильича в спокойной
позе..."
Гражданский инженер П. В. Устинов из Оренбурга (он вроде бы
профессионал, так что для него уровень подачи просто позорный, но
зато сразу два варианта).
"На всех очертаниях фасада проэктируемого монумента
изображается советский герб - серп и молот, начиная как с трибуны
оратора и президиума и вся трибуна по отношении к крыше
изображающей серм - является молотом. ...
Крыша монумента изображает гайку в которую ввернут с
винтовой рукояткой молот. Траур считаю возможным расположить
горизонтальными полосами на красном фоне самой башни. На фасаде
также замечается радиальное окно, каковое по вечерам будет освщено
извнутри где же будут вставлены цветные стекла и вид такового окна
неминуему напомнит о солнце под фамилией Ильича каковое также
будет по вечерам все освещено, сияя блеском и бросающеяся впервые
всего всем в глаза, "В. И. Ленин" даст возможность никогда не
забыть великого вождя и его должный монумент. Впереди монумента
стоит сам великий вождь с поднятой вверх правой рукой".
Токарь фабрики "Буревестник", член ВКП(б) А. М. Коронов из
Москвы явно был фанатом нумерологии.
"Состоит из 4-х этажей с 4-мя башнями на углах 14-ти
входных-выходных дверей - 5 глобусов, 5 скульптур, 8-ми галлерей,
4-х кафедр, 4-х трибун (для Президиума) арковых, 8-ми окон
обыкновенных, 8 окон круглых и 8 - знамен.
...
4-й этаж состояит их 4-х галлерей, 4-х дверей выходящих к
4-м трибунам и 4-х кафедр для ораторов и 8-ми круглых окон. Наверху
4-х гранная крыша из стекла с 16-мя звездами освещенными Красным
Огнем. В центре крыши Глобус с изображением Государств С.С.С.Р.
красного цвета, а остальные темно-синего, (со вставными красными
покрышками на случай Революции в других Государствах) глобус
из-нутри освещается электрическим светом. На глобусе в территории
С.С.С.Р. стоит СКУЛЬПТУРА Тов. ЛЕНИНА - произносящего речь,
делающего жест правой рукой, а в левой руке держащего газету
"Правду" (газета из стекла освещена электрическим
светом)"
Классный художник А. В. Курпатов из Ярославля.
"Памятник - Мовзолей компанован в характере Кремлевской
стены - т.е. представляет часть стены, заканчивающуюся наверху
глобусом с светящей надписью "пролетарии всех стран соединяйтесь".
В середине стены - глубокая ниша, в которой помещается фигура В. И.
Ленина. Нал нишей помещен герб Советской России - с боков ниши
бронзовыя доски для надписей с золотыми буквами, а под досками с
надписями помещены 2 барельефа или мозаичныя картины из наиболее
важных моментов Революции - под каждым барельефом помещены двери
одна для входа в подземный зал - другая для выхода. На ступенях
лицевой стороны помещается трибуна с кафедрой для оратора и местами
для членов президиума. С боков стены на выступающем цоколе
помещаются фонари. С задней стороны Мовзолея примыкает 2-х этажное
здание с 2-мя дверями - входной и выходной - в залы примыкающего
зданя для ожидающей публики очереди - входа в подземный
зал".
И вот на фоне всей этой вакханалии великолепно смотрится щусевский
проект мавзолея. Глядя на него четко понимаешь, что Щусев -
гений.
Еще одна не менее интересная экспозиция была посвящена советской
детской книге. Были представлены как сами книги, так и авторские
эскизы.
Евгения Эвенбах. Иллюстрации к книге "Кожа". 1926
Очень интересные иллюстрации Петра Соколова к книге "Капитан Джеймс
Кук":
Борис Крейцер. Обложка к книге "Хлеб". 1925
Владимир Лебедев. Обложка к книге "Многоточие". 1926
Александр Самохвалов. Обложка и спинка обложки к книге "В лагерь".
1927:
Валентин Курдов с иллюстрациями о коннице Буденного. Их я помню с
детства, когда вместе с отцом мы зашли в Русский музей на выставку
Курдова и там эти иллюстрации были выставлены. Там, кстати,
присутствовал и сам Курдов (отец мне его показал), но как он
выглядел я совершенно не запомнил, а вот иллюстрации помню:
Вера Ермолаева. Спинка обложки и иллюстрация к книге "Рыбаки"
(кстати, недавно выпустили ее репринт, который я себе купил).
1929:
Кузьма Петров-Водкин. Обложка к книге "Загадки". 1924
Юрий Васнецов. Иллюстрация к книге "Аленушкины сказки".
1935:
Николай Лапшин. Обложка и иллюстрации к книге "Наша кухня". Лапшин
известен как замечательный акварелист, рисовавший Ленинград. При
этом акварели у него все такие тонкие и расплывчатые, а вот в
иллюстрациях он напротив, очень жесткий и конструктивный (словно
два разных человека).
Скульптура не собрана в одном месте, а рас