Москва. "Дом культуры СССР" в Манеже.

топ 100 блогов babs7130.03.2023 Хоть свою последнюю поездку в Москву я и начал с выставки моды эпохи ар-деко, однако основной целью поездки была выставка под странным названием "Дом культуры в СССР", открывшаяся в местном Манеже (кстати, как ни странно, до этого мне здесь бывать не приходилось). В основе выставки лежала попытка продемонстрировать самые разные стороны и виды искусства СССР от музыки и театра до архитектуры и фотографии.
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Лично для меня самой интересной была часть, посвященная архитектуре. В ней было представлено три мини-экспозиции. Одна из них была посвящена проектам домов культуры в СССР.
Александр Гегелло. Проект перестройки Смольного собора в обсерваторию (хотя судя по проекту, речь идет не об обсерватории, а о планетарии). 1937 год
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Два проекта все того же Гегелло (совместно с Давидом Кричевским) для ДК имени Горького. Архитектор мечется между неоклассикой и конструктивизмом:
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
И их же проект ДК имени Газа:
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Народный дом в Иваново-Вознесенске от рационалистов Владимира Кринского и Алексея Рухлядева. 1924 год:
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
И пролетарская дорика от Ивана Фомина к тому же самому конкурсу:
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Доконструктивистская работа братьев Весниных. 1918 год:
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Андрей Белогруд оформляет дворец рабочих Нарвского района Петрограда в духе раннего ренессанса. 1919 год:
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Совсем поздняя работа Бориса Рубаненко - дом творчества в Набережных Челнах, 1970-е:
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Мой автопортрет на фоне проекта Ивана Леонидова:
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
И забавная инсталляция - маленькие макеты советских ДК:
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.

Вторым архитектурным сюжетом стал конкурс на Дворец Советов:
Армандо Бразини (итальянский учитель Бориса Иофана). В зале незаметно стоит аквариум, в котором плавает бегемот самолет. ;-)
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Эскизы Владимира Щуко (на бланках из отеля Савой):
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Американцы Альфред Кастнер и Оскар Стоноров:
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Знаменитый Ле Корбюзье:
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Не менее известный Вальтер Гроппиус:
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Гектор Гамильтон - один из обладателей высшей премии:
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Илья Голосов:
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Моисей Гинзбург - один из идеологов функционализма:
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Яков Додица и Алексей Душкин:
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Братья Веснины:
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Генрих Людвиг:
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
В. Иванов:
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
И снова Додица и Душкин:
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Проект под девизом "П. Б.":
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Виктор Оленев:
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.

Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Очень симпатичный проект бригады студентов под руководством Александра Власова. Выглядит как горный хребет:
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Дмитрий Чечулин и Анатолий Жуков:
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Классика в исполнении Ивана Жолтовского:
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Н. Беляков, И. Бронштейн, Д. Марков, А. Курилко (явно под впечатлением недавно прошедшего конкурса на Маяк-памятник Колумбу):
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Борис Иофан, один из победителей:
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Бригада АРУ в составе Николая Беседы, Георгия Крутикова, Виталия Лаврова и Валентина Попова (очень симпатичной получилась сама подача):
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
И финальный макет:
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Однако самым интересным сюжетом стал конкурс на проект мавзолея Ленина. В конкурсе участвовали как профессионалы, так и любители, и временами трудно сказать, кто выглядит более странно.
Комсомольцы рабочий С. Маклашов и крестьянин П. Королев из города Свияжска: "Наш проект памятника имеет постановку в пятиконечной звезде, что вполне понятно значение этой звезды и постановки такового. Основание проекта памятника напоминает нам дом в горках, где скончался В. И. Ленин, имеет квадратную форму. <...> Под надписью "Ленин" размещается портрет В. И. венчике с надписью на венчике внизу "Пролетарии всех стран соединяйтесь" на разных языках по ту и другую сторону этого портрета в верху колонн поместить портреты как Карла-Маркса таки Фридрих-Энгельса (внизу этого идут гриллианды окружать весь памятник) также портреты и такую лицовку сделать с входа и выхода, по бокам же остальных сторон сделать картины одну из забастовок 1905 г. а другую тюрьму что будет доказывать жизнь, и борьбу которую вел как В. И. Ленин так и все старые большевики партии"
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.

Комсомольцы, ученики железнодорожной профшколы Я. Нейман и В. Садовников (кстати, из всего треша и угара один из самых приличных проектов):
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Подмастерье 1-й Иркутской государственной художественной школы М. М. Ростовский явно слышал о новейших архитектурных течениях:
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Инженер В. М, Пародин-Нордсон:
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.

А вот и профессионалы, причем первой величины. Хороший проект Ивана Фомина. Правда, он благоразумно изобразил его в чистом поле (явно рука у него не поднялась вмешиваться в ансамбль Красной площади):
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Борис Иофан:
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Лев Руднев. Масштабчик сооружения впечатляет, всего лишь в пару раз выше Кремлевской стены:
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Федор Шехтель:
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Неизвестный автор (но явно профессионал). В принципе, сооружение само по себе очень даже неплохое, но опять же масштаб впечатляет:
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Г. П. Валенков из города Свердловска (опять же очень масштабно, а заодно еще и башню снесли):
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
И вновь любители. Член ВКП(б) Н. М. Рябов из Хабаровска под девизом "Центр мира". Ленин выступает с мавзолея Ленина:
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Член бахчисарайского районного отделения Всесоюзного профессионального союза работников искусств Н. В. Смирнов: "Мавзолей это покойный дворец-дом, посвященный праху героя. По коллективно проработанному веками смыслу всего человечества такой дом должен быть обособлен и уединен от всяких практических целей повседневно текущей жизни, конечно, во всех ея формах...
1) Наш проект имеет четыре фасада, обращенные: к северу, югу, западу и востоку. Стиль каждого фасада и его архитектурные символы должны быть разработаны согласно их идейному содержанию.
2) Четыре столба - колонны или "контрофорсы", связаннные кольцом - символизируют пролетарскую мощь социализма, и объединение в нем всех четырех частей света в одно целое, над которым возвышается третий интернационал как его кульминационная точка.
Крыша монумента символизирует новую эру - замену старой церковной идеологии новой социалистической - советской".
В итоге прямо таки храм в стиле рюс получился, только со звездами на куполах (а внутри будет служить отец Звездоний):
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Н. И. Анисимов из Нижнего Тагила.
"Первое зрительное впечатление от мавзолея: высокая пирамида с крутыми сторонами и примыкающими непосредственно к ней частями двух других пирамид. Конструкция из пирамид - символизация волны подъема народной борьбы. Средняя самая высокая и наиболее выдающаяся символизирует последний этап борьбы, победу. Две малых, одной стороной примыкающих к основной пирамиде, символизируют: одна - движение на западе, другая - на востоке.
Общее очертание конструкции пирамид - угловатость и резкость контуров обозначает беспощадность и прямолинейность борьбы, недопускающая движения по ломанным или закругленным (окольным) путям.
...
Дальше мы видим арку или скорее две отдельных арки, соединяющих основную пирамиду с крыльями мавзолея, на которых расположены одиночные фигуры рабочих, зовущих к борьбе - олицетворение первых  разъединенных выступлений трудящихся всего мира"
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Художник П. П. Беркутов из Сарапула
"Нет особой нужды подделываться под печальный отживший стиль Кремля. Нужно только, чтобы стиль Мавзолея не особенно диссанировал с окружающими площадь стенами и зданиями.
1-е. Следует создать искусственный акрополь, который и будет мавзолеем. Этот акрополь-скала будет впоследствии служить эмблемой коммунизма.
2-е. На акрополе будет базироваться маяк. Маяк - аллегория указания пути по учению В. И. Ленина, которым надо итти при борьбе с капиталом к коммунизму. ... Маяк, если технически возможно, сложен из
стеклянных (состава хрусталя) матовых камней. По ночам он должен излучать мягкий свет.
Кругом маяка взвивается легкая, размашистая, бронзовая спираль-лестница
Маяк увенчан стеклянным глобусом, который является фонарем маяк с сильным рефлектором (можно движущимся огнем для использования аэропланами при ночных полетах)
Статуя В. И. по ночам освещается двумя рефлекторами."
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Командир взвода 1-й пулеметной роты Медынского полка А. Д. Смирнов из города Медынь (проект подан под замечательным девизом "Кто следующий?")
"Монумент представляет собой маяк. На правом его выступе, стоит матрос (Олицетворяющий Р.К.П.) который смотрит в даль. На свет маяка, пристал уже один корабль. (Олицетворяющий С.С.С.Р.). Высота его 34 метра,  ширина 21 метр.
...
Обойдя башню по балкону, спускаетесь слевой стороны маяка в сад. Часы на башне ввиде звезды. В 12 и в 24 часа играют Интернационал. Отбивают особо 1/4, 1/2 и целые часы. На башне три большие круглые окна,  из которых день и ночь идут красные лучи. Крыша, ввиде звезды. На левом ушлу, выступе подземного зала, стоит матрос (Р.К.П.) с красным фонарем, над ним надпись, Кто следующий? Он вглядывается в даль.
Идете к кораблю. Обыкновенный парусник. Палуба его, будет служит трибуной, а мостики на мачтах трибуной для оратора. Внутри помещение для обслуживающих".
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Студент Московского топографического училища Б. Прохоров.
"Прилагая при сем эскиз мавзолея тов. ЛЕНИНУ, прошу указать:
1) приемлем_ли эскиз для мавзолея;
2) если эскиз не приемлем для мавзолея, то приемлем_ли он для других выполнений как например чернильницы, плаката, постовой марки и пр;
3) правилен-ли эскиз идеологически, т.-е. правильна-ли аллегория входа пролетариата через "Октябрь 1917 года" и выход исключительно через "Мировой Октябрь";
правильна ли аллегория совместного участия Русского Октября с тов. ЛЕНИНЫМ в воспламенении всего Мира Огнем Революции, который доведет человечество к организации "ВСЕМИРНОГО СОЮЗА СОВЕТСКИХ РЕСПУБЛИК".
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Школьный работник изобразительных искусств школ 2-й ступени М. Н. Богдашев из города Стародуба
"1. Памятник в своем основании и общей форме, кроме шара, представляет правильные квадраты и состоит из 3-х частей: а) крытая сверху галлерея, поддерживаемая колоннами вокруг памятника, б) срединная часть -  квадратное здание, состоящее из 2-х этажей, где в первом таже находится центральный зал, и в) шар с фигурой Владимира Ильича.
...
VII Серединное здание в нижней своей половине с внешней стороны кругом - в стиле итальянского ренессанса; верхняя половина этого здания вместе с 4 башнями - в русском стиле, согласованном с зданиями Кремля, Исторического музея, Торговых рядов и храма Василия Блаженного.
На одном из внутренних карнизов расположены статуи отдельных групп (по 2-3 фигур) рабочих, крестьян инородцев ССР и рабочих иностранцев, как символ лозунге "Пролетарии всех стран, соединяйтесь"...
IX. На верху шара - колоссальная фигура Ильича в спокойной позе..."
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Гражданский инженер П. В. Устинов из Оренбурга (он вроде бы профессионал, так что для него уровень подачи просто позорный, но зато сразу два варианта).
"На всех очертаниях фасада проэктируемого монумента изображается советский герб - серп и молот, начиная как с трибуны оратора и президиума и вся трибуна по отношении к крыше изображающей серм - является молотом. ...
Крыша монумента изображает гайку в которую ввернут с винтовой рукояткой молот. Траур считаю возможным расположить горизонтальными полосами на красном фоне самой башни. На фасаде также замечается радиальное окно, каковое по вечерам будет освщено извнутри где же будут вставлены цветные стекла и вид такового окна неминуему  напомнит о солнце под фамилией Ильича каковое также будет по вечерам все освещено, сияя блеском и бросающеяся впервые всего всем в глаза, "В. И. Ленин" даст возможность никогда не забыть великого вождя и его должный монумент. Впереди монумента стоит сам великий вождь с поднятой вверх правой рукой".
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Токарь фабрики "Буревестник", член ВКП(б) А. М. Коронов из Москвы явно был фанатом нумерологии.
"Состоит из 4-х этажей с 4-мя башнями на углах 14-ти входных-выходных дверей - 5 глобусов, 5 скульптур, 8-ми галлерей, 4-х кафедр, 4-х трибун (для Президиума) арковых, 8-ми окон обыкновенных, 8 окон круглых и 8 - знамен.
...
4-й этаж состояит их 4-х галлерей, 4-х дверей выходящих к 4-м трибунам и 4-х кафедр для ораторов и 8-ми круглых окон. Наверху 4-х гранная крыша из стекла с 16-мя звездами освещенными Красным Огнем. В центре крыши Глобус с изображением Государств С.С.С.Р. красного цвета, а остальные темно-синего, (со вставными красными покрышками на случай Революции в других Государствах) глобус из-нутри освещается электрическим светом. На глобусе в территории С.С.С.Р. стоит СКУЛЬПТУРА Тов. ЛЕНИНА - произносящего речь, делающего жест правой рукой, а в левой руке держащего газету "Правду" (газета из стекла освещена электрическим светом)"
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Классный художник А. В. Курпатов из Ярославля.
"Памятник - Мовзолей компанован в характере Кремлевской стены - т.е. представляет часть стены, заканчивающуюся наверху глобусом с светящей надписью "пролетарии всех стран соединяйтесь". В середине стены - глубокая ниша, в которой помещается фигура В. И. Ленина. Нал нишей помещен герб Советской России - с боков ниши бронзовыя доски для надписей с золотыми буквами, а под досками с надписями помещены 2 барельефа или мозаичныя картины из наиболее важных моментов Революции - под каждым барельефом помещены двери одна для входа в подземный зал - другая для выхода. На ступенях лицевой стороны помещается трибуна с кафедрой для оратора и местами для членов президиума. С боков стены на выступающем цоколе помещаются фонари. С задней стороны Мовзолея примыкает 2-х этажное здание с 2-мя дверями - входной и выходной - в залы примыкающего зданя для ожидающей публики очереди - входа в подземный зал".
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
И вот на фоне всей этой вакханалии великолепно смотрится щусевский проект мавзолея. Глядя на него четко понимаешь, что Щусев - гений.
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.

Еще одна не менее интересная экспозиция была посвящена советской детской книге. Были представлены как сами книги, так и авторские эскизы.
Евгения Эвенбах. Иллюстрации к книге "Кожа". 1926
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Очень интересные иллюстрации Петра Соколова к книге "Капитан Джеймс Кук":
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Борис Крейцер. Обложка к книге "Хлеб". 1925
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Владимир Лебедев. Обложка к книге "Многоточие". 1926
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Александр Самохвалов. Обложка и спинка обложки к книге "В лагерь". 1927:
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Валентин Курдов с иллюстрациями о коннице Буденного. Их я помню с детства, когда вместе с отцом мы зашли в Русский музей на выставку Курдова и там эти иллюстрации были выставлены. Там, кстати, присутствовал и сам Курдов (отец мне его показал), но как он выглядел я совершенно не запомнил, а вот иллюстрации помню:
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Вера Ермолаева. Спинка обложки и иллюстрация к книге "Рыбаки" (кстати, недавно выпустили ее репринт, который я себе купил). 1929:
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Кузьма Петров-Водкин. Обложка к книге "Загадки". 1924
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Юрий Васнецов. Иллюстрация к книге  "Аленушкины сказки". 1935:
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Николай Лапшин. Обложка и иллюстрации к книге "Наша кухня". Лапшин известен как замечательный акварелист, рисовавший Ленинград. При этом акварели у него все такие тонкие и расплывчатые, а вот в иллюстрациях он напротив, очень жесткий и конструктивный (словно два разных человека).
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Москва. Дом культуры СССР в Манеже.
Скульптура не собрана в одном месте, а рас

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
*ОПГ - организованная партийная группа. Партийная касса «Справедливой России» предположительно пополнялась деньгами, полученными у дольщиков, обманутых руководителем татарстанского отделения «Справедливой России» Рушанией Бильгельдеевой Председатель партии «Справедливая Россия» ...
Ваще с асфальтом в Костроме не очень... Зато с сыром и колбасой проблем нет. ...
Парижский счет : "Мистрали" мы оставим себе, а Россия нам это оплатит ... В свое время пожилой мудрый человек сказал мне: чтобы понять Францию, читай не Дюма, не Жюля Верна, не Стендаля, а Бальзака. И обязательно смотри фильмы Бунюэля. С тех пор прошло много лет, и у меня не раз б ...
Пущино – Долгопрудный –Лужки , 2-5 сентября 2023 После одного дождливого дня в самом начале сентября установилась удивительно тёплая солнечная погода. Вечера и особенно ночи были уже по-осеннему холодными, а дни как на подбор летние – яркие и почти жаркие, что можно было в майке ходить. ...