Московское гетто для иностранцев
demkristo — 04.04.2018- Мы есть третий Рим, и никакого мракобесия и непотребства недопустим! – Знакомые слова. – Духу басурманского в первопрестольной быть не должно! Чтобы нехристи да лютеране на церквы наши пялились, да девок наших портили…
Знакомые слова? Нет, нет, Поклонская тут не причем, не надо тыкать в нее пальцем. И Мизулина с Милоновым никакого отношения к ним тоже не имеют.
Бояре…В палатах белокаменных…Или не белокаменных, а расписных, в соболиных шубах, крытых сукном аглицким, воинственно топорща бороды, так, или почти так мотивировали царя Алексея Михайловича, в народе прозванного Тишайшим, к тому, чтобы все иностранцы были выселены из Первопрестольной в слободу свою…Дабы не оскорбляли они благочестивых взоров православных, и не оскверняли благолепия…
Времена Алексея Михайловича, несмотря на всю его тишайшесть, отличались дикой нетолерантностью. А иностранцы их раздражали ( справедливо), потому как слишком много воли и привилегий имели. Они не платили торговых пошлин, могли «курить вина» и варить пиво. Влияние иностранцев на одежду и быт вызывало опасения духовенства, домовладельцы жаловались, что «немцы» поднимают цены на землю.
А потому Алексей Михайлович повелел их всех сселить в Немецкую слободу (на правый берег Яузы)
К слову, Немецкая Слобода эта в Москве была далеко не первой. Первая появилась еще при Василии III, который завёл при себе почётную стражу из наёмных иноземцев и отвёл им для поселения слободу Наливки в Замоскворечье, между Полянкой и Якиманкой. Та слобода была сожжена крымским ханом Девлетом I Гиреем во время его нападения на Москву в 1571 году.
При Иване IV слобода разрослась. Из его походов в Ливонию привезли в Москву много пленных иностранцев. Часть поселилась в Москве, для постройки им отвели место близ устья Яузы, на её правом берегу.
Московский иноземный пригород русские прозвали Кукуем, по названию протекавшего по близости ручья Кукуй, притока реки Чечёра.
В правление Бориса Годунова, благоволившего к иностранцам, «лифляндские изменники» построили около полутораста домов, а голландский купец Исаак Масса в своём сочинении о Московии пишет, что эти пленные лифляндцы получили здесь свободу с запрещением выезда из Москвы.
Во времена Смуты Немецкую слободу сожгли , иноземцы разбежались по городам, а те, кто остались в Москве, стали селиться в местности у Поганых прудов, а также на Арбате, на Тверской улице и в Сивцевом Вражке.
Повелением Алексея Михайловича в 1652 году с этим было покончено. Иностранцы, не принявшие православия, должны были разобрать и перенести свои дома на новое место и образовать иноверческое поселение за пределами города — в Новой Немецкой слободе. Под эти цели был выделен пустующий участок на правом берегу Яузы, западнее Басманных слобод и южнее дворцового села Покровского.
К сожалению, и Новонемецкая слобода, прославившаяся на всю Россию благодаря тому, что сын Тишайшего – Петр Первый, невероятно благоволил к ее обитателям (в частности, к некоей Анне Монс и Францу Лефорту), не сохранилась.
К началу девятнадцатого века она давно уже перестала быть резервацией для иностранцев и стала весьма приличным районом Москвы (именно в Немецкой слободе, кстати, родился Александр Сергеевич Пушкин), а во время пожара 1812 и вовсе выгорела почти вся.
До нашего времени сохранился небольшой ее кусочек – купеческие дома Немецкого рынка, построенные уже после пожара. Правда, состояние этих домов таково, что только горько плакать, образно выражаясь.
А ведь это – часть той Москвы, которую видели наши предки. И это, как ни крути, историческое наследие, которое мы обязаны передать нашим детям. Пафосно звучит? Ну, что поделать.
«Каждое строение — это прекрасный пример малоэтажного купеческого дома XIX века с торговыми помещениями на первом этаже и жилыми — на втором. Ансамбль зданий полностью отражает облик всей Немецкой слободы. При этом они практически полностью сохранили свой исторический вид, можно и сейчас увидеть лепной штукатурный декор, арочные окна, гладкую плитку в облицовке этих домов», — говорит о них глава столичного Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.
На деле – да, увидеть то можно. Если приглядеться, и в воображении убрать все вывески, кондиционеры, восстановить наружную штукатурку, привести в порядок окна и двери.
Может быть, они не так великолепны, как дворцы, которыми славны были выходцы из Немецкой слободы, но что поделать. Зато дают возможность каждому увидеть, а при хорошо развитой фантазии – представить, что же там было много лет назад.
Почему сохранностью зданий не озаботились раньше? Кто знает.
Сейчас им повезло - купеческие малоэтажные дома с торговыми лавками на первых этажах признаны объектами культурного наследия.
Логично.
Например, жилой дом Яковлевых, В.Е. Трусова с лавками, что по Фридриха Энгельса 23/1 возведен в 1825 году. А здание торговых лавок в 25 доме по той же улице - в 1863.
Долгожители, однако. Теперь их ремонт и реконструкция может проводиться только под контролем и только после согласования с Департаментом культурного наследия города Москвы.
И исчезнут, наконец, с фасадов уродующие вывески…Жалко, конечно, что случилось это слишком поздно.
Признаюсь, мне бы хотелось посмотреть на те домики с цветниками, которые когда-то вдохновляли юного Петра рубить окно в Европу и пугали бояр… На те дома, в которых шумели и гули царевы приближенные, приводя в ужас православных…А вам?
|
</> |