Московский маскарад

топ 100 блогов artyom_ferrier24.03.2020

Заезжал сегодня в Москву, поглядел.

Встречаются люди в масках. Примерно каждый пятидесятый, где-то так. Бывает — и кассиры в маркетах (специально зашёл проверить). Для России — впечатляющая "послушность".

Правда, помнится, летом-2010 людей в аптечных масках было больше. Тогда — от дыма. Два месяца стояла сушь, горели торфянники. И если в Шатуре вообще можно было вешаться, в Коломне можно было не увидеть вытянутую руку, то в Москве — всё-таки виднелись прохожие, и даже на другой стороне улицы. В масках.

И думалось тогда: «Вы, собственно, от чего именно хотите этими масками защититься? От угарного газа? Не смешно. А если от всяких стрёмных частичек пожирнее — так это только мокрая(!) повязка работать будет. А через неё — несколько минут ты дышать сможешь. Это для кратковременных штурмов через дым — а не для прогулок по городу».

Тогда, наверное, от этого дыма в одной только Москве умерло народу больше, чем от короновируса во всём мире на сей день.

То есть, понятно, что причину смерти не указывали как «задымление от торфяных пожаров», но столь мощное и долговременное воздействие ушатывало и дыхалку, и кардиоваскулярку у тех, кто и прежде имел проблемы (то есть, половина московского населения вообще и практически сто процентов старше 50). Плюс к дыму — ещё и жара эти два месяца за тридцатник стояла.

Сейчас же погода в Москве, напротив, весьма прохладная. За последние благословенные зимы (особенно — вот эту вот, последнюю) — мы уже отвыкли от такой холодрыги.

Так-то солнышко, и небо чистое, и снега нет, но температура минусовая и довольно резкий северный ветер.

И вот подумалось насчёт этих масок. Даже если человек дышит ртом — влага, оседая, поднимается к носу, пропитывает материю. Офигенный такой получается холодный компресс на гайморовы пазухи. Это вам не шарф шерстяной, который через воздушную прослойку нос предохраняет в мороз — это-то плотно прилегает.

Вообще, маски от вирусной инфекции — имеют смысл только для одной цели. Чтобы тот, кто подозревает у себя болезнь — сам не кашлял-чихал своими соплями-слюнями на всё и вся.

Но для защиты от попадания вируса в твою носопырку — это довольно бесполезно. Да, на какое-то время капельки влаги с «вирусинками» повиснут на маске. Но потом — всё одно протянешь внутрь.

Но самое главное с этим вирусом — это вопрос «Что дальше?»

Ну этот — хорошо, удастся, допустим, тормознуть, пресечь по-настоящему массовое поражение — покуда он не мутирует до менее злобных, более «конформистских» форм.

Вернее, он изначально был не бог весть какой злобный, но, допустим, 14 процентов летальности у старичков старше 80 — это слишком большая цена, чтобы вообще никак не бороться с той ветряной мельницей, что обдувает популяции этой вирью.

Со временем, естественно, новоявленный вирус притирается к новому хозяину, учится его не убивать, не калечить, а сосуществовать с минимальным дискомфортом. То есть, именно такие модификации штамма — получают наибольшую фору по распространению и, соответственно, закрывают заражённые организмы от более диких, ещё не проапгрейженных собратьев, вырабатывая специфический иммунитет.

Сейчас, как видно, уже появились «щадящие» разновидности Covid-19, ещё в Китае появились, и как в этом убедились — так просто объявили эпидемию побеждённой, поскольку дальнейшее продвижение уже неопасно, с очень низкой летальностью, с пониженным риском осложнений. Не страшнее сезонных штаммов гриппа. И диагностироваться будет примерно так же. То есть, в большинстве случаев — вообще никак. Не применяй тесты на коронавирус — его и не будет (в статистике).

То же самое сейчас произойдёт и в Европе.

Конечно, пугаться — одна из базовых психологических и культурных потребностей человека, иначе б и хорроры не снимали, но — хорошенького понемножку.

Тяжёлые случаи с девятнашкой идут на спад, а значит, скоро надоест самим себя пугать — и можно будет игнорировать. Типа, побеждён.

Но вопрос «что дальше?» - относится к следующим вирусам, которые, естественно, будут приходить чем дальше — тем чаще.

Ибо у нас, с одной стороны, воссоединение с живой природой, а с другой — всё более широкие возможности для молекулярного творчества всем желающим.

Быть может, китайскому правительству удастся отучить своё население жрать летучих мышей и трахать панголинов (или наоборот).

Но вот удастся ли отучить американских барышень гладить енотов и пум, забредающих на задний двор?

Серьёзно, в Новом Свете — живность непуганная генетически. Там человек появился всего-то тысяч пятнадцать лет назад, поэтому зверьё не особо его боится, он не внесён во врождённый атлас-определитель врагов. И если личный опыт какой-нибудь лисички или енота не заставлял бояться человека — то они и не боятся, охотно идут на контакт.

Раньше, когда Америку населяли то индейцы-охотники, то свирепые европейские пионеры — у зверья были основания держаться от двуногих подальше.

Сейчас — двуногие всё больше кормят и гладят зверушек. И те — совсем всякий страх потеряли.

Но и в Старом Свете, чем дальше — тем чаще бывают близкие контакты между человеком и зверем. Медведи на трассах попрошайничают, лисы с собаками играют.

И у всех этих зверушек — есть свои вирусы. Более того: у них есть свои вошки блошки — которые тоже обладают собственными вирусами.

Они-то — друг к другу притёрты. Но бывает (статистически редко, но бывает), когда чужой вирус перескакивает на другой вид (человека, например) и, паче чаяния, укореняется на нём.

И вот здесь — могут происходить неприятности.

Надо ли объяснять, что чем чаще и плотнее взаимодействие разных биологических видов — тем выше вероятность нетипичной акклиматизации чужих вирусов на новом носителе?

То есть, появление новых зоогенных вирусов — это абсолютная неизбежность. И быстрое их распространение по планете от первичного очага — тоже неизбежность, с нашими-то коммуникациями.

Что же до искусственных вирусов — то вот конкретно Covid-19, насколько утверждают спецы, - нет, вполне натуральный. Но кто может поручиться, что уже в очень ближайшем будущем сборка нового штамма не станет таким же простым и общедоступным развлечением для экспериментаторов-надомников, как, скажем, сейчас - создание взрывчатки?

Именно это — и образует действительно стоящую внимания угрозу. Что чем дальше — тем выше будет вероятность хватануть очередной то ли «зверский» вирус, то ли «доморощенный» (каким-нибудь биологически продвинутым мизантропом).

И как её парировать?

Вероятно, создавать условия для быстрой разработки и развёртывания производства специфического, «адресного» лекарства — это с одной стороны. С другой же — заботиться о «генеральном», неспецифическом иммунитете, чтоб мог бороться с любой новой ранее невиданной дрянью, whatever it may be.

Ну и вот для второго — я не очень уверен, что так уж полезно огораживать людей от сравнительно слабеньких вирей, вроде нынешней «коронки». Всё-таки, иммунитет крепнет в борьбе, усиливается «тренировками».

А запереть людей по башенкам из слоновой кости, держать в стерильности, со всеми этими бактерицидными мылами да антибиотиками по любому поводу?

Что же, плохая новость: на вирусы антибиотики не действуют. А иммунитет, слишком часто прохлаждавшийся без работы — начинает бросаться на «своих», вызывая аллергии. Цена стерильности.

Тут вспоминается печальная история с индейцами. Да, у них не было многих болезней, которые европейцы переносили шутя, а для Нового Света — оказалось фатально.

Однако ж, будь дело только в этом — можно было бы ожидать симметричного поражения европейцев столь же незнакомыми им специфическими болезнями Нового Света. Раньше считалось, что эту роль «мстителя за Монтесуму» исполнил сифилис — но сейчас, вроде, признали, что он бывал в Евразии и раньше.

Думается, проблема индейцев была не столько в том, что у них не было с конкретных европейских болезней — сколько в том, что у них не было такого разнообразия домашних животных, как у европейцев. Ни свиней, ни овец, ни коров, ни лошадей.

Между тем, именно жвачные скотинки — главные фабрики по обкатке новых инфекций. И мы, старосветских жители, сосуществовали со своим скотом тысячелетиями. Постоянно получали от него какие-то новые сюрпризы — и научились реагировать на любые из них. Укрепили иммунитет в целом, выработали нужную его гибкость и оперативность.

А индейцы — такой практики не имели.

Да, можно сказать, что они эффективно отгородились от эпидемий, бушевавших в Старом Свете. И сами, вроде, не имели подобных вспышек.

Вот только когда Старый Свет всё же приплыл к ним — тут-то индейцы почти и закончились разом.

Об этом стоит помнить, когда рассуждаешь о том, как бы остановить некоего очередного отдельно взятого микроба или вируса.

Его-то — остановишь. С разумными усилиями, или не очень разумными — но да, остановить можно. На время.

А вот тех, что придут следом и будут, возможно, ещё злее? И набросятся на «целочек» с изнеженным иммунитетом?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Галилей был активным сторонником гелиоцентрической системы мира Коперника, что стало причиной его конфликта с католической церковью. Современная система мира с Солнцем в центре отчетливо видна на самой интересной монете, посвященной юбилею Галилея. 15 сентября 2014 года в ...
"И если находятся люди, которые начинают зубоскалить над теми, кого не пустили в ресторан из-за отсутствия у них пасса — ну идиоты, что с них взять?" Почему идиоты? Это нормальное поведение гиперсоциальной обезьяны (homo sapience) — о чем бы ни шла речь, все воспринимается исключительно ...
Посмотрела сейчас в твиттере реакцию людей на кадры видео обмена наших заложников.
Случилось это в Кузбассе в 197**году. Ещё молодым специалистом определили его в бригаду к пожилому прожжённому шахтёру Митричу. Ничего особенного в его бригаде не было, кроме одного. Как-то во время смены, подрубили они крысиное гнездо. Крысу маму и всех крысёнышей сразу поубивало, ...
Если кто дизайнер, тот и рисуй. А то вона, just_reaper в Крыму был? Был. А наклейки на ведро не имеет. А у меня без наклейки хуй проскочишь... Sticker whore. И ниибёт. ...