Московские игры с явкой

Вчера я не уточнил про явку, так как считаю это все само собой разумеющимся - но, видимо, все-таки надо. Конечно же, в 2018 году на предыдущих выборах мэра Москвы никакой явки 30% не было и в помине. Те выборы большинство и не помнит, поскольку они вообще проводились в режиме спецоперации. Собянин, напуганный 2013 годом (как мы теперь понимаем, навсегда), делал всё, чтобы москвичи ничего не почуяли, жестко отобрал себе "соперников" и добился того, чтобы никакой "кампании" никто не вел (в том числе и он сам).
Так что явка в 2018 году была на уровне 15%, максимум - 20. Всё остальное "дорисовали", и довольно грязно, уже "по ходу" на участках, на большинстве которых весь день голосования было пусто и гулко.
А вот - запись в ФБ от одного из редких оставшихся в Москве активистов, из племени неугомонных "наблюдателей" еще с навальновских и даже донавальновских времен. Сейчас они в Москве выглядят как редкие остатки давно разбитого войска.
Пишет Филипп Шувалов:
"На нашем среднестатистическом московском участке - 2580 избирателей.
Из них пришло бумажно проголосовать 266 человек и 99 голосовало бумажно на дому.
Испортили бюллютни 33 товарища (включая меня).
Всего получилось 330 действительных бюллютеней.
Собянин - 249.
Гусев - 12, Даванков - 21, Зюганов - 37, Чернышов - 11.
Электронно проголосовали 1163".
Вот так. 1163 "электронных голоса" против 266 тех, кто дошел сам. Как видим, реальная явка на том же уровне - порядка 10%, и, наверно, из этих 1163 действительно есть примерно десятая часть тех, кто в самом деле "цифровизировался" до того, что даже голосовал. Наверно, половина из них, если б электронного не было, такие фанаты, что подорвались бы и даже пришли "ногами". В общем - те же 15% реальной явки, как и в 2018. Неудивительно, поскольку эти выборы проводили в Москве в том же потайном режиме.
И еще забавная деталь: рассказывают, что на многих участках самых хитромудрых москвичей, решивших проголосовать перед самым закрытием голосования, разворачивали под предлогом... отсутствия бюллетеней. На пустых участках. Типа "разобрали, все кончились". И предлагали на выбор: или ехать, чтобы проголосовать очно, куда-то на другой конец Москвы (где бюллетени якобы есть) - или прямо здесь, на месте, голосовать "электронно".
Чисто бюрократическое эстетство, похоже. Т.е., надо полагать, итоговые протоколы по "очному голосованию" были уже готовы, и их просто не хотели менять, в то время как "электронные" безразмерны, и туда можно было в любой момент вписать кого угодно.
|
</> |