Морская война в Китае (1937 год)
sergiovillaggio — 29.08.2023Желающим поглубже погрузиться в тему рекомендую посмотреть соответствующую лекцию Алексея Пастухова.
Контр-адмирал Хасегава Киёси приказал «размягчить» китайскую оборону в районе Цзянъиня ударами с воздуха. Первый воздушный налет состоялся 16 августа. Наиболее массированный налет имел место в 09:00 22 сентября, когда двенадцать бомбардировщиков Тип 92 (B3Y) в сопровождении шести истребителей Тип 95 (Ki-10 (подозреваю, что на самом деле это были флотские А4N, тоже обозначавшиеся как Тип 95)) из состава 12-й авиагруппы под командованием капитана Имамура Осаму бомбили порт, потеряв один самолет. Крейсер «Пинхай» получил прямое попадание, вызвавшее затопление ряда отсеков; несколько человек, включая командира корабля капитана 1 ранга Гао Сяньшэня, получили ранения. Крейсер «Нинхай» также получил повреждения. Волна за волной продолжали налеты весь день 22 сентября, прекратившись только с заходом солнца. Китайский учебный крейсер «Инжуй» был поврежден, но оставался на плаву.
23 сентября безжалостные налеты возобновились; к 12-й авиагруппе присоединилась 13-я, доведя число самолетов до 84 в четырех волнах. Совместными усилиями им удалось добиться успеха и потопить «Нинхай» и «Пинхай» (хотя оба крейсера впоследствии будут подняты японцами); в сумме же китайский флот потерял девять кораблей.
25 сентября шестнадцать японских бомбардировщиков в авианосца «Кага» обрушились на китайскую канонерку «Ятсен» (правильное наименование – «Исянь»). Прежде чем она затонула, ее зенитчикам удалось сбить два японских самолета. Ввиду потери трех самых крупных кораблей, Чан Кайши отправил часть Второго флота в Цзянъинь. Едва прибыв туда, погиб миноносец «Цзянькан», атакованный одиннадцатью японскими бомбардировщиками. Но и на этом децимация небольшого китайского флота не прекратилась – до конца кампании были потоплены еще восемь кораблей (часть из них затопили сами китайцы), что практически стерло китайский флот с карты. Несмотря на это, оставшиеся без кораблей китайские моряки продолжали сражаться, используя поднятые орудия. Крейсер «Инжуй» был потоплен 24 октября, после того, как с него сняли половину артиллерии. Упорство китайских моряков было вознаграждено 30 октября, когда им удалось потопить два японских корабля (не помню такого, хотя китайцы оверклеймили знатно, пример рассматривался здесь).
Положение китайцев стало безнадежным после того, как японский Четвертый флот присоединился к и без того внушительным силам, находившимся на театре, включавшим Третий флот, три дивизии авианосцев и две смешанные авиагруппы. По мере того, как боевые действия сместились от Шанхая в сторону Нанкина, речные силы Японского Императорского флота приняли участие в форсировании Янцзы и захвате китайской столицы.
Выделенные для этого силы были разделены на авангард (канонерские лодки «Ходзу», «Тоба» и четыре эсминца типа «Камикадзе»), главные силы (канонерские лодки «Атака», «Хира», «Сэта») и арьергард (канонерские лодки «Котака», «Сага» и эсминцы 2-го класса «Хасу», «Цуга» и «Кури»). Впереди этого соединения шли тральщики и морские подрывные команды, прикрываемые гидросамолетами с гидроавианосца «Синсю-Мару». Эти силы приняли участие в подавлении китайских фортов – в частности, их целью стали четыре 152-мм гаубицы на холме Таттл, – а также оказывали содействие отряду Ямада в захвате холма Черный Дракон. Прорвавшись через минное заграждение, «Сэта» и «Ходзу» достигли причала Сягуань в 15:30 13 декабря, когда китайцы судорожно пытались выбраться из Нанкина. Японский Императорский флот присоединился к печально знаменитой резне, не давая противнику на реке никакой пощады.
Последний бой: Крейсер "Пинхай" под бомбами японских самолетов
|
</> |