Монгол шуудан - почта Монгольской империи, родитель русской почты.
sevastian_mos — 04.11.2019 Как постоянная единица в государстве, почта у монголов создана Угэдэем. 1186 — 11 декабря 1241 Размах империи монголов достиг таких значений, что связь стала критически важна.Площадь её, в период Угэдэя, перевалила за 20 миллионов квадратных километров, больше чем современная РФ.А в зените развития - 33 миллиона квадратов, больше чем СССР. Конечно, можно представлять монгольских ханов просто грязным кочевьём, которое посмело, дерзнуло сокрушить великие народы. Но на деле монголы были очень сообразительны, быстро учились, с удовольствием перенимали знания от Китая, Арабского Востока, Руси. Если попытаться вообразить, что без связи, подобные территории можно хотя бы год держать под контролем, получится фантастическая картина. Связь ещё как была. И любая попытка рисовать монголов просто везучими кочевниками, разбивается о факты.
Корректировка движения войск, обмен разведывательным данными, приказы армиям идти дальше или вернуться, экономические и политические задачи управления. Причём одной из важнейших частей в управлении была финансовая - контроль за сбором дани был поставлен более чем хорошо. И почта у них получилась лучшей в мире на тот момент и по скорости с ней не могли сравняться до тех пор, пока не пришла техногенная эпоха. Не стоит забывать, что за проступки, тем более касаемые государственного управления, частенько полагалась у монголов казнь.
Что они сделали.
1 - Основали и развили Уртонную почту - почту основанную на гонце, который меняет лошадей на станциях. Если брать ближайший аналог - это наша, русская ямская почта.
2 - Была организована сеть постоянных дорог-путей, на них поставлены либо сызнова, либо при имевшихся городах - конно-уртонные станции. На каждой из станций постоянно жили люди - по нашему ямщики. Они были как бы приписаны к одной из станций, это была их и служба и работа и хлеб на жизнь, одновременно. Точно так же и в России.
3 - Гонец просто оставлял лошадь на станции, брал свежего коня и скакал дальше. Если гонец заболевал - его обязан был подменить работающий на станции конный. В России такая служба очень долго сохраняла свою актуальность, особенно в Сибири, в частности в Якутии, где целые семьи жили от "гоньбы почтовой". Люди как и при монголах, обязаны были содержать по три лошади. Только вот гонца классического почти не бывало, сами возили почтовые мешки и посылки, передавая таким же прикреплённым к станциям ямщикам.
Отказать гонцу в Монгольской империи никто не смел, он был наделён абсолютным иммунитетом и к "судам", пока не доставит послание и к любым нуждам. Точно так же как и сегодня, почтовая служба поставлена вне возможности проверять её полиции, без прямого разрешения мэра города, а то и губернатора. Абсолютная правда - открыть машину везущую почту, полицейский физически не смеет, разве что сотрудник фсб, но это уже как бы личная гвардия Хана, как и в прошлом. :)
Так вот, монголы, благодаря персональной ответственности, причём караемые в случае осечек очень сурово, достигли фантастических для 13 века значений. Гонцам выдавалась пайцза с рисунком сокола или головы льва. Сделана она была из разных материалов - дерево, бронза, серебро, золото. Как понятно из материалов - гонец снабжался определённым уровнем, важностью при доставке почты. В итоге стандартная скорость такого гонца, снабжённого пайцзой, достигла 200 километров в сутки. А если у него была пайцза с донесением от Хана - до 300, тут уж надрывались все станции как угодно. В итоге вся империя была охвачена контролем, доселе невиданным в истории.
Придя на Русь, монголы стали развивать схожую систему и во многом русские её скопировали в последующем, уже в виде ямской почты, основанной именно на постоянной, беспрерывной смене лошадей гонцам. Плюс у гонца было право - если конь выбился из сил, до следующей смены лошадей на Яме, он имел право ссадить с коня любого встречного и продолжить путь, оставив ему своего измученного коня.
Рашид ад-Дин отмечал в своих летописях
« А для того, чтобы происходило беспрерывное прибытие гонцов как от царевичей, так и от его величества каана в интересах важных дел, во всех странах поставили ямы и назвали это «таян ям». … эмиры […] отправились и во всех областях и странах по долготе и широте земного пояса установили ямы.
Ещё один свидетель реальности данной системы - Марко Поло.Так, в 1274 году Марко Поло поступил советником на службу к монгольскому великому хану Хубилаю. Из его записей, оставленных потомкам, можно узнать, что он был поражен эффективной системой коммуникации монгольского государства.
Русский путешественник и исследователь Тувы и Монголии Г.Е. Грумм-Гржимайло пишет, что «…содержание монгольской уртонной почты тяжелым бременем ложилось на местное население, которое почта не обслуживала. В дальнейшем это составило самую тяжелую из натуральных повинностей, так как станциями пользовались не только ханские послы, но и вообще чиновные особы и даже купцы. И в 1251-1252 годах были изданы три следующих указа Мункэ-хана:
1. Чиновники не должны брать из почтовых животных более 14 голов (от уртона до уртона) и тем паче забирать скот частных лиц.
2. Чиновники не должны останавливаться в тех городах и селениях, где у них нет дела, и требовать себе содержания свыше положенного.
3. Данное купцам в прежнее время разрешение пользоваться для своих переездов по Монголии почтовыми лошадьми отменяется. Торговцы ездят по стране ради собственной наживы; пусть же заводят для сего и собственных животных».
_____________________________________________________________________________
Когда Монгольская империя постепенно скатилась в разруху и кризисы, то и почта пришла в упадок. Но в итоге почти не изменив основы, осталась работать в Руси, России и затем в Российской Империи. А это для завершения. Так монголы "стимулировали" ответственность, порядочность и исполнительность работников своей почты. Скажу я вам - есть в этом некая славная удаль древности. :) Вспоминая периодические скандалы с современной почтой, не то что бы тоже самое хочется, но пожёстче ответственность - это точно.
Это везение? Монголам повезло так настроить почту или это государственная, имперская политика? Понимаю, многим приятно думать, что просто их было несколько миллионов, и они завалили трупами наши храбрые русские воинства. На деле же монголы создали почту, которая прослужила до 20 века успешно в России и альтернативы ей не было - она и была лучшим что смогли придумать, имея в качесте транспорта лошадей. Следующий вывод - если была такая крутая почта, то были и города, были постоянные дороги, здания для писцов и прочих служб. Если были города, то в них были ремесленные кварталы, а рядом с городами были поля с сельским хозяйством. Я ж досужий, я ж любопытный, беру и читаю, читаю, читаю. Нашёл ряд интереснейших исследований археологов. Скоро будет и по ним разбор.
Попытка представлять монголов эдакими ворами, тоже не терпит проверки. Они не больше воры, чем любое правительство - сбор налогов, карание непослушных. Они создали империю, с недостатками и достоинствами.
|
</> |