Монастырь Св. Екатерины
dkphoto — 29.01.2010 Свой рассказ о восхождении на гору Моисея в Синае я завершил вступлением к этому альбому – фотографией виднеющегося внизу в долине обширного обнесенного мощными стенами комплекса каменных зданий весьма сурового вида. Это и был монастырь, ранее известный как Преображения и же Неопалимой купины, но с XI века носящий имя Святой Екатерины. Не покривив душой, его можно назвать уникальным. Во-первых, в нем растет библейская неопалимая купина, во-вторых, он сохранил обширную коллекцию древнейших икон, переживших византийское иконоборчество VIII столетия, в-третьих, он является одним из древнейших непрерывно действующих монастырей мира.Путь к подножью стен занимает значительно больше времени, чем представляется при первом взгляде на возникшие из-за склона горы здания. Однообразный безжизненный пейзаж зрительно искажает масштаб. Кстати, сама долина находится на высоте более 1,5 километров над уровнем моря.
Длина занимающей большую часть кадра стены Юстиниана составляет около 74 метров. Хотя в ее основе и лежит кладка VI века, сооружение это неоднократно достраивалось в куда более поздние времена.
Вообще же первое сохранившееся письменное упоминание, о котором мне доводилось читать, относится только к IX столетию, но оно позволяет весьма точно датировать основание монастыря 330 годом. Хроника патриарха Евтихия Александрийского свидетельствует, что св. Елена (~250–330) – мать императора Константина Великого (р. 272–337, прав. 306–337) – под впечатлением от святости этих мест, приказала построить на месте произрастания неопалимой купины небольшую часовню. Первые же монахи, вероятно, вышли из рядов многочисленных паломников, посещавших местные библейские реликвии, что вошло в моду еще до св. Елены, и живших в пещерах окрестных скал отшельников.
Южный угол в плане близкой к квадрату обнесенной стенами части монастыря. Отчетливо различимый выступ некогда являлся самостоятельной башней, называемой говорящим именем Латрина (там, вероятно, располагались уборные).
Необходимость укрепления монастыря назрела достаточно быстро. Щедрые пожертвования со всего христианского мира стали отличной приманкой для кочевников, регулярно устаивавших набеги, приводившие к грабежам, гибели многих монахов и отшельников, а также к утрате произведений искусства. Эта практика прекратилась в 530 году, когда повелением императора Юстиниана Великого (р. ~482–565, прав. 527–565) не только была построена самая известная ныне церковь монастыря – базилика Преображения, то также защитные стены, внутри которых разместился военный гарнизон. С этого момента монастырь превратился в крепость.
Даже арабское завоевание Египта и Синайского полуострова на исходе первой трети VII века не погубило этот монастырь. Согласно преданию (да и вроде бы до сих пор хранящемуся в Стамбуле фирману Мухаммеда), сам великий исламский пророк даровал этой христианской святыне свое покровительство. Правда, рядом с православными храмами пришлось поставить мечеть.
До начала Крестовых походов монастырь, стоявший изолированным оплотом христианства в широко разлившемся вокруг море ислама, переживал не лучшие свои времена. Число монахов сократилось с нескольких сотен всего до трех десятков, укрепления и старые здания ветшали, а средств на их восстановление не было. С другой стороны, именно удаленность от Византии спасала древнейшие иконы от волны иконоборчества императора Льва III Исавра (прав. 717–741), который в 726 году приказал выламывать и закрашивать святые образы в христианских общинах.
Здесь на фотографии кроме южного угла слева видна еще и часть юго-западной стены. Прорубленные в ней окна принадлежат комплексу достаточно современных зданий – середины XX века. От мощного контрфорса и до купола часовни тянутся помещение, где выставлены иконы, включая самые древние в мире образцы VI столетия, написанные восковыми красками, и библиотека. Собрание последней также уникально: она содержит более трех тысяч манускриптов, около тысячи семисот свитков и порядка пяти тысяч книг, некоторые из которых относятся к первым десятилетиям книгопечатания. Среди экспонатов фигурируют даже отдельные страницы Синайского кодекса IV века – одного из древнейших текстов библии.
За часовней к границе кадра уходят больничные помещения.
Восточный угол крепости с Круглой башней, сооруженной уже при крестоносцах.
Крестовые походы вдохнули в монастырь новую жизнь – Синайский орден взял на себя охрану направлявшихся паломников – и поток подношений сразу увеличился, как и численность монахов. Тогда же были усовершенствованны и оборонительные сооружения – построены новые башни, увеличена высота стен. Одновременно велось строительство и внутри монастыря, в частности появилась католическая часовня.
Среди прочих паломников местные святыни посещали такие известные личности, как Генрих II Брауншвейгский, Филипп д’Артуа и герцог Альберт Австрийский.
За показанной на фотографии частью стены сейчас находятся современные служебные помещения, а непосредственно за ними – знаменитая неопалимая купина, которую я покажу чуть позже.
Построенные крестоносцами башни легко угадываются по более совершенной с точки зрения фортификационного искусства, чем прямоугольная, форме. Плавно изогнутые стены значительно лучше противостояли осадной технике.
Святой Екатерине монастырь посвятили только в XI столетии. Стоит напомнить, что эта христианская мученица была подвергнута пыткам и обезглавлена в Александрии в 305 году за то, что не отрекалась от своей веры. В VI веке на горе неподалеку монахами были найдены, как принято считать, нетленные мощи святой, которые спустя еще пять столетий перенесли к алтарю храма Преображения, где они хранятся и поныне. Гора, где состоялась находка, носит имя Джабель-Катрин, или горы святой Екатерины.
Высота существующих стен достигает 15 метров, а толщина – лишь 165 сантиметров. Впрочем, удивлять это не должно, если вспомнить, что они в целом сохранились со времен, когда порох знали лишь в Китае и то эффективно использовать его не умели. Крепость так никогда и не перестраивали из расчета на противодействие осадной артиллерии – столь серьезных врагов у монахов не было. Даже в период Крестовых походов монастырь Св. Екатерины оставался оазисом мира. И после завоевания Египта османами Высокая Порта сохранила все привилегии монастыря. Таким образом, основными противниками монахов оставались разбойники, мало отличавшиеся от тех, кто совершали набеги еще в V столетии.
У защищенного крепостными стенами монастыря находятся входящие с ним единый комплекс вспомогательные здания и сад, также обнесенные сравнительно невысоким каменным забором. Чтобы подойти к входу в крепость, нужно сначала миновать ворота во внешней ограде. Обитающих близ монастыря бедуинов, пытающихся заработать на туристах, главным образом предлагая сувениры, в них не пускают. Между тем в монастыре работают служащие-мусульмане из числа местного населения.
Монастырь Св. Екатерины является самой маленькой епархией в мире, относясь к автономной Синайской православной церкви. Игуменом выступает архиепископ Синайский, рукоположение которого с VII века (что исторически повелось из-за трудностей связи с Константинополем) совершает иерусалимский патриарх.
Монастырскими делами формально управляет общее собрание монахов, исполнительным органом власти является совет, состоящий из заместителя архиепископа, ризничего, эконома и библиотекаря.
В старину северо-западная стена крепости была наиболее защищенной. Справа можно видеть башню Клебера – нечто вроде мощного барбакана, защищавшего когда-то находившиеся тут ворота, которые были заложены уже после изгнания европейцев со Святой земли для повышения обороноспособности укреплений.
Вместо относительно широких ворот оставили узкий, низкий и довольно-таки длинный ход, в котором с трудом разойдутся два туриста средней комплекции. Зато такой лаз и защищать куда проще.
По правую руку от ворот под землей находится обширный (если верить карте-схеме) резервуар. Как я понимаю, издавна его наполняли редкие в этой части полуострова дожди, воду которых заботливо собирали при помощи целой системы стоков, построенных еще в VI столетии.
Деревянные клети на стене – средневековый прототип грузовых лифтов. При помощи несложной механики монахи поднимали подвезенное извне продовольствие, лишний раз не идя на риск открывания дверей.
Стены напоминают многослойный пирог – пояса разного времени кладки легко отличить невооруженным взглядом. О былом назначении иных отверстий мне остается только гадать – не все они походят на банальные бойницы. Между тем за правым флангом показанной стены сейчас находятся жилые помещения монастырского руководства.
Иные выступы напоминают навесные средневековые латрины, хотя, скорее всего, являются старыми стрелковыми ячейками, позволявшими некогда вести фланкирующий огонь вдоль стен.
Тут и там на каменной кладке можно наблюдать коптские кресты, полагаю, совсем недавнего происхождения. Между тем внутри крепости довольно-таки много уже мальтийских крестов старинного вида. Я, правда, так и не нашел в имеющихся источниках очевидную связь между госпитальерами и монастырем Св. Екатерины, хотя члены этого ордена наверняка тут бывали и, возможно, совершили нечто выдающееся.
Для туристов открыта лишь сравнительно небольшая часть монастыря, по сути это неправильной формы площадка вдоль северо-западной стены и у входов-выходов храма Преображения – не более четверти от площади крепости. Днем внутри чрезвычайно многолюдно – буквально не протолкнуться, особенно с фотоаппаратом (туристы прибывают как с комбинированными экскурсиями на гору Моисея, так и с однодневными в один только монастырь; впрочем, об организационной стороне экскурсий в Египте я уже как-то рассказывал). Пробиться через толпу, не получив с полдюжины тычков локтями и без отоптанных ног достаточно проблематично.
Внутренняя территория напоминает средневековый городок: разномастные строения, стоящие вплотную друг к другу, построены в различных стилях и часто имеют совершенно не гармонирующие формы и пропорции. Крошечные дворики, лестницы, балконы, узкие галереи, арки, островерхие и плоские крыши – все это представляется построенным безо всякого порядка, однако выглядит вполне живописно.
Удивительным образом практически пустующий уголок перед музеем в паре метров от кипящего людского потока. Наверху можно видеть крытую галерею, идущую вдоль крепостной стены.
Кстати, даже под османским владычеством монастырь Св. Екатерины поддерживал обширные международные связи. В частности, в XVIII веке он открыл свою духовную школу на Крите, появились подворья в Египте, Палестине, Турции, Румынии, России и даже в Индии.
Колодец Моисея (бир Муса) – одна из важнейших достопримечательностей монастыря наряду с неопалимой купиной и храмом Преображения. Согласно преданию, именно у него Моисей встретил семь дочерей Иосифа, старшая из которых, Сепфора, стала впоследствии его женой.
Сейчас колодец плотно закрыт деревянной крышкой. Сделано это из-за туристов, ранее буквально засыпавших источник своими записками, видимо, к Моисею, а то и к самому богу. И хотя это не единственный колодец на территории монастыря, бумажная каша на дне, вероятно, монахам совершенно не пришлась по вкусу.
Механический насос справа – подарок Наполеона I (р. 1769–1821, прав. 1804–1814, 1815) времен его египетской авантюры. Однако в наши дни воду из колодца забирают при помощи современной электрической помпы, скрытой за деревянными дверцами слева.
Монастырь отнюдь не производит впечатление находящегося в идеальном порядке. Возможно, что-то можно списать на перманентно ведущуюся последние годы реставрацию, однако иные виды вызывали опасения, не упадет ли сверху какая-нибудь трухлявая балка. Даже древность ее происхождения и потенциальная святость послужили бы в этом случае весьма слабым утешением.
Но вместе с тем старая кладка стен, слава богу, не изуродована кондиционерами и тому подобной атрибутикой современности. Максимум местами по ней извиваются змеи электрической проводки, думаю, начала XX века.
Старинного вида металлический фонарь с декором в виде мальтийских крестов.
Витиеватый кованый крест на примыкающей с востока к храму Преображения часовне Неопалимой купины.
А вот и сама неопалимая купина. В Пятикнижьи так назван горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором бог явился к Моисею, пасшему здесь овец, и призвал вывести народ Израиля из Египта в Землю обетованную.
Как я уже упоминал выше, в IV веке этот куст был пересажен – сдвинут на несколько метров, чтобы расположить на освободившемся месте алтарь часовни.
Ученые, кстати, полагают, что в основу библейской легенды все-таки лег не терновник, а встречающийся на Синае ясенец белый, выделяющий летучее эфирное масло, способное воспламеняться под жаркими солнечными лучами.
Купина разделила с Моисеевым колодцем внимание туристов – к ее корням бросают огромное число записок, вероятно, с разнообразными просьбами к небесам. Внешне эта куча бумажек выглядит не слишком опрятно.
К сожалению, сфотографировать весь храм Преображения с узкой площадки перед ним технически невозможно, поэтому я покажу только отдельные его фрагменты. Вот построенная в XIX веке трехярусная звонница. Девять висящих и поныне на ней колоколов прислал в дар император Александр II (р. 1818–1881, прав. 1855–1881) в 1871 году. Это, наверное, самая современная часть базилики.
Рядом с колокольней можно видеть белый минарет расположенной за углом мечети. Точный возраст последней не скажу, но в основании мечети лежит древняя монастырская трапезная, превращенная в мусульманский храм еще в XI столетии.
Мечеть стоит как раз за углом справа. Слева же можно видеть главный вход в храм Преображения. На заднем плане лестница уводит к закрытой для туристов (хотя теоретически можно заранее заказать отдельную экскурсию) части комплекса. Прямо за ней находится здание монастырского архива.
Внутри базилики Преображения фотографировать запрещено в принципе, так что ограничусь коротким словесным ее описанием. Храм длиной около сорока метров имеет вдвое меньшую ширину. Темноватый центральный неф заканчивается абсидой, а еще более темные боковые – двумя капеллами. Нефы разделяют двенадцать гранитных колонн. Алтарь расположен за иконостасом, как и положено в православном храме. Интерьер чрезвычайно богат, не в последнюю очередь с исторической точки зрения. Впрочем, на меня лично храм особого впечатления не произвел, видимо, в силу моей нерелигиозности.
Здесь слева можно видеть фрагмент кровли центрального нефа, а правее – низкий купол капеллы св. Иеронима.
Осталось посмотреть только монастырский сад, расположенный к северо-западу от крепости.
Северо-западная стена, какой она выглядит из сада. У подножья находился древний вход в крепость, также заложенный в Средние века (рядом с ним имеется современный). Вдоль стены тянется гостиница для паломников. Вообще монастырь имеет неплохо развитую инфраструктуру, включая кафе для туристов и иконную лавку. Сравнительно неподалеку даже находится небольшой аэродром для легкомоторных самолетов.
Удивительно, как что-то растет на этих камнях в иссушающей жаре пустыни. Тем не менее тут уже много веков выращивают яблоки, груши, гранаты, абрикосы, сливы, айву, виноград, маслины и т.д. Сад также обеспечивает овощами монастырскую кухню.
Монахи внешне не особенно приветливы. Вероятно, туристы им уже давно осточертели со своим вечным гомоном и сверкающими вспышками фотоаппаратами.
Любопытно устроено монастырское кладбище. На последнем только семь могил, но они, если можно так выразиться, многоразового использования. По прошествии определенного времени кости из них извлекаются и помещаются в оссуарий. Своими глазами я его не видел, только на фотографии – там снята широкая зарешеченная клеть, заполненная черепами (почти кости собраны отдельно неподалеку). В оссуарии имеется только один полный скелет – облаченные в одежду мощи отшельника Стефана, умершего в 580 году. Чем-то мне все это отдаленно напомнило часовню-костницу в Седлице.
Полагаю, это масличные деревья. Справа можно видеть одного из многочисленных хвостатых обитателей монастыря.
Прощальный взгляд на рукотворный оазис с удивительной историей.
В скалах недалеко от автобусной остановки, где-то в полукилометре от монастыря Св. Екатерины, можно заметить такое вот рельефное изображение – не то плод выветривания, не то частью порождение рук человеческих. Называют его Золотым тельцом. И хотя история его происхождения мне неизвестна, крайне сомневаюсь, что барельеф этот восходит к ветхозаветным временам.