Moleskine отказался спонсировать «Селигер-2011»


Итальянский производитель блокнотов и записных книжек Moleskine с удивлением узнал о том, что числится спонсором молодежного форума «Селигер-2011». По словам представителей компании, организаторы форума «Наших» самовольно записали Moleskine в спонсоры «Селигера». При этом, из 11 заявленных зарубежных компаний-спонсоров «Селигера» лишь пять твердо подтвердили свое участие в мероприятии.
Организаторы форума прокремлевски настроенной молодежи «Селигер-2011» опубликовали список своих спонсоров. В нем около 60 компаний, 11 из которых – международные. Журналисты издания «Коммерсант Власть» опросили представителей попавших в перечень зарубежных компаний, чтобы узнать, зачем иностранцам поддерживать мероприятие Росмолодежи, возглавляемой бывшим лидером «Наших» Василием Якеменко. После непростых разговоров выяснилось, что некоторые компании и не собрались становиться спонсорами мероприятия.
Вообще, спонсоров с мировым именем, которыми хвалится «Селигер», условно можно разделить на четыре группы, пишет издание. Это те, кто подписался на форум по ошибке; те, кто всемерно поддерживает начинания российских властей; те, кто слегка смущается; и те, кто категорически отказывается комментировать свои отношения с «Селигером».
Гвоздем иностранной спонсорской программы «Селигера-2011» должна была стать компания Moleskine — итальянский производитель популярных среди творческой молодежи блокнотов и записных книжек. Когда поклонники марки увидели Moleskine в перечне спонсоров, они, мягко говоря, удивились. В блогах можно было встретить фразы вроде «Пойду сжигать записные книжки», «Молескин станет аксессуаром кремлядей». Сам список спонсоров называли «Памятка потребителя: кого бойкотировать».
Официальный дистрибутор бренда в России такой реакцией был неприятно удивлен. «К нам в очень дружественной форме обратились организаторы одной смены, посвященной визуальным искусствам. Они убеждали нас, что она абсолютно аполитичная, и ничего не сказали о том, что Moleskine укажут как спонсора всего проекта,— рассказала «Власти» PR-менеджер Moleskine в России Мария Рогалева.— Moleskine — компания, далекая от политики. Мы решили, что в том, чтобы поощрить молодых творческих людей, которые хотят развиваться, нет ничего плохого. Не думали, что это настолько все политизировано».
Вероятно, уже после разговора с «Властью» представители Moleskine задали несколько вопросов организаторам форума. И вскоре пресс-секретарь движения «Наши» Кристина Потупчик обвинила в своем блоге журналистов ИД «Коммерсантъ» в «моральном терроре» и потребовала «не запугивать спонсоров».
На следующий день Moleskine отказался участвовать в селигерских играх: «Нас удивило то, что мы без нашего ведома оказались в списке спонсоров форума, хотя они просили всего 30 блокнотов в подарок. Ни куратор направления «Визуальное искусство», ни директор всего «Арт-парада» так и не смогли дать нам вменяемого объяснения того, как мы оказались в списке».
Однако среди спонсоров форума есть и те, кто смотрят на участие в мероприятии «Наших» с оптимизмом. Таких «Коммерсант» насчитал пять из числа зарубежных компаний. То есть это почти ровно половина из числа компаний, заявленных в качестве спонсоров «Селигера».
Так, старший менеджер российского представительства одной из главных мировых консалтинговых компаний, Ernst & Young, Андрей Пожалов сообщил, что они работают на молодежном форуме уже второй год подряд с целью «развивать идеи предпринимательства в молодежной среде». В чем конкретно будет заключаться спонсорская поддержка, он говорить не стал.
Более разговорчивыми были в российском подразделении международной сети Intersport International. Руководитель отдела маркетинга компании Intersport в России Елена Дегтярева сказала «Власти»: «Мы участвуем в этом мероприятии первый год и не знаем, как на самом деле все это пройдет. Подразумевается, что в рамках смены «Беги за мной» будет проводиться много спортивных мастер-классов по всем направлениям фитнеса. Для этого мы им предоставляем гантели, коврики для йоги, скакалки...» На вопрос, не мешает ли компании политический фон форума (там, например, любят рисовать оппозиционеров в виде фашистов), Дегтярева ответила: «Да, мы слышали об этом, но на решение это не повлияло. У нас за каждым мероприятием могут стоять какие-то политические силы. Не думаю, что наши десять ковриков или сотня скакалок могут сыграть какую-то серьезную роль».
Американская компания Cisco, разрабатывающая и продающая сетевое оборудование, тоже поддерживает форум впервые. До этого она работала со «Зворыкинским проектом», проводила в Сколково конкурс инновационных идей, на призы в котором потратила $175 тыс. Двум тысячам участников конкурса предложили поехать на «Селигер-2011». Директор по взаимодействию с органами госвласти российского представительства Cisco Михаил Пахомов сказал, что компания будет помогать проводить на форуме «мастер-классы в форме телемостов с США»: «Cisco предоставит оборудование для видео-конференц-связи, поможет с привлечением участников — менеджеров американского офиса Cisco, может быть, сотрудников Стэндфордского университета, кого-то из бизнес-инкубатора Plug & Play, который в Силиконовой долине посещал Дмитрий Медведев». Ничего в форуме компанию не смущает: «Его создают те же самые люди, которые занимаются модернизацией, поддерживают инновации и делают «Сколково». Мы в этих проектах и так по уши и собираемся продолжать. Если будут другие инновационные проекты в России, будем и в них участвовать. Наша задача — быть доверенным партнером российской власти и бизнеса».
Компания Panasonic сама предложила «Селигеру» сотрудничество. «Мы будем представлены практически во всех сменах с упором на смену «Все дома» и другие экоориентированные и технологические темы»,— объяснил «Власти» руководитель департамента маркетинговых коммуникаций компании Panasonic Rus Александр Харин. Спонсорство Panasonic — это гранты («десятки тысяч рублей») и мастер-классы с экспертами компании. Ничего политически зазорного в мероприятии Харин не видит: «Наш проект обращает внимание на экологические проблемы. Но если политикой называть активное участие людей в жизни страны, то и от нее мы не абстрагируемся».
Еще одна компания — Международный образовательный центр по обучению английскому языку EF Education First — приезжает на Селигер уже второй раз. От этого спонсора селигерцы получат возможность бесплатно пройти онлайн-тест по английскому языку и поучиться на языковых курсах.
Среди указанных в списке спонсоров «Селигера-2011» есть и те, кто к участию в форуме относится настороженно. Вот, например, компания Mercedes-Benz пока еще не решила, спонсирует она или нет игрища нашистов на свежем воздухе. Появление бренда Mercedes-Benz в списке спонсоров «Селигера-2011» руководитель отдела корпоративной коммуникации «Мерседес-Бенц РУС» Андрей Родионов объясняет так: уже второй год компания поддерживает «Зворыкинский проект», раз он участвует в «Селигере», то и компания тоже. Но не в качестве спонсора всего форума или какой-то смены. В прошлом году компания предоставляла автомобили для некоторых VIP-гостей форума. В этом году, по словам Родионова, «Мерседес-Бенц РУС» загружен на экономическом форуме в Санкт-Петербурге и сейчас только «рассматривает возможность предоставления транспортных услуг участникам «Зворыкинского проекта», пока те будут жить на Селигере, но решения пока никакого нет».
Промолчавшие
Обсуждать возможность спонсирования «Селигера-2011» наотрез отказались южнокорейская корпорация LG Electronics и американский производитель посуды Tupperware. Обе были представлены на форуме в прошлом году, но в обеих, по информации близких к компаниям источников, до сих пор сомневаются, ехать ли на Селигер снова.
Под патронатом LG Electronics в 2010 году проходила смена «Технология добра» о волонтерстве и социальных проектах. С одним из интересных социальных проектов LG смогла ознакомиться позже: в феврале 2011 года «Местные» устроили пикет у офиса LG в 1-м Лесном переулке, обвинив завод компании в Рузском районе в загрязнении воздуха. Маловероятно, что LG понравился креатив «молодых политических экологов», завсегдатаев «Селигера», в их обычной среде обитания.
Производящая дизайнерскую пластиковую посуду Tupperware из США тоже в прошлом году была на Селигере. В ее посуде активисты готовили здоровую еду, а о пользе правильного питания им рассказывал друг и партнер компании Никас Сафронов. И все бы хорошо, но, говорят, менеджменту не понравился контекст, в котором подали участие Tupperware в «Селигере-2010» российские и западные СМИ. «Критические статьи аукнулись всем офисам, и сейчас мы обдумываем, будем ли участвовать»,— рассказал «Власти» источник в компании.
Еще три компании, IT-корпорация Intel (США), поставщик программного обеспечения Autodesk (США) и производитель спортивной обуви и одежды Mizuno (Япония), заявленные организаторами «Селигера-2011» в качестве спонсоров, вообще не смогли на прошлой неделе назвать «Власти» людей, уполномоченных комментировать их селигерское спонсорство.
«Теперь на «Селигер» записывают, даже не спрашивая? Охренели совсем», – написал в субботу zyalt Илья Варламов в своем Twitter.
«О них в первый раз слышу. И надеюсь, что в последний», – сказал об «Ассоциации молодежных правительств России» Варламов Газете.ру.
Варламов сообщил, что из организаторов с ним никто не связывался, а этот пресс-релиз он получил от Ольги Романенковой, кандидата экономических наук, которой предложили провести на «Селигере» мастер-класс по пиару. Она сомневалась, стоит ли принимать это предложение, и решила уточнить у Варламова, действительно ли он будет участником форума, о чем фотоблогер впервые услышал, уточнив «Газете.Ru», что ни при каких обстоятельствах не собирается участвовать в «Селигере».
В пресс-релизе указано, что на пятый день проведения «Селигера-2011» должна пройти «Встреча с ведущими блогерами», в качестве темы которой заявлена тема «Как стать лидером мнений, о чем и как писать».
Остальные блогеры также с недоумение отреагировали на распространенное «Ассоциацией молодежных правительств России» сообщение.
«Пресс-служба «Молодежных правительств». Что за провокация?», – сказал в Twitter блогер Антон Коробков, который также не имел никакого понятия об указанной в пресс-релизе информации.
«Там же не наливают, что мы там забыли», – сообщили о перспективах своего участия в форуме лояльной молодежи ведущие Twitter Lenta.ru.
Слет молодежи «Селигер-2011», проходящий в предвыборный год, обойдется государству в рекордные 178 млн рублей, что практически вдвое больше трат двух последних лет.
По материалам: Газета.ру, «Коммерсант Власть»